Средневековье, особенно Средневековье раннее, было непростым временем. Даже просто выжить во времена "варварских королевств" или "эпоху викингов" в одиночку было практически нереально. Особенно если ты женщина из не очень богатого и знатного рода. Постоянные полевые работы, бесконечные лесозаготовки, строительство, ремесло, ну и, конечно же, война. Вся эта не самая приятная, но необходимая для выживания работа была слишком тяжела для женских рук.
Хотя, нужно признать, и мужчинам в те времена было непросто. Вести хозяйство, держать скотину, готовить, шить, прясть, ткать, ну и вышивать в свободное от работы время буквально километры полотна они, конечно же, могли бы. Теоретически. Вот только у них не оставалось на это времени. Да даже если бы и оставалось, то всё равно получалось бы это у них не в пример хуже, чем даже у совсем молодой и неопытной девушки.
Одним словом, в эпоху "варварских королевств" как, впрочем, и в любое другое время, человеку для того, чтобы его жизненный путь не закончился до того, как он разменяет свой третий десяток, требовался помощник. сильный, заботливый, умелый, работящий. А если еще красивый, то можно сказать, что жизнь твоя совершенно точно удалась. И для полного счастья осталось только соблюсти все положенные традиции и жениться. Ну, или выйти замуж. Тут, конечно, каждому свое.
И вот об этом самом замуж мы сегодня и поговорим. А основой нашей сегодняшней истории будут хроники и законы рипуарских и салических франков, англов, саксов и совсем немного лангобардов.
Так что делать свободному франку, бургунду или даже везиготу, если приспичило жениться так, что сил никаких нет. Казалось бы, ну какие проблемы, выходи на улицу, ищи первую незамужнюю взрослую даму лет восемнадцати и женись на ней сколько влезет. В конце концов, ты же мужчина, на дворе раннее Средневековье, женщины все еще поголовно угнетенный класс. В чем проблема то?
И так-то оно вроде звучит логично, вот только против такого подхода к женитьбе совместно выступали традиции, семья невесты, твоя собственная семья и даже законы франков, саксов и лангобардов. Эти четыре неодолимые силы, вступившие в сговор, кажется, старались сделать жизнь жениха настолько сложной, насколько это вообще можно. Почему? Ну, тут у каждого была своя причина. И первой на пути к будущему семейному счастью молодых стояла семья. Вернее, обе семьи. И вот о них нужно поговорить немного поподробнее.
Понятие "семья" во времена "варварских королевств" заметно отличалась от того, что мы вкладываем в это понятие сегодня. Одной семейной парой, их детьми, и даже детьми их детей она не ограничивалась. И это понятно и логично. На дворе стояли не самые благодатные времена, и выжить, имея только одну пару взрослых рабочих рук, было историей из области ненаучной фантастики. Поэтому семейные отношения франки и их соседи толковали очень широко.
Семья раннего Средневековья фактически это вынужденный союз нескольких десятков человек, во главе которых стоял глава семьи, как правило, самый старший мужчина. Именно ему принадлежал основной источник дохода - земля, и именно он решал все важнейшие вопросы, касающиеся достатка, работы и вообще выживания. Кроме жены и малолетних детей, семьей считались взрослые сыновья с женами, взрослые незамужние дочери, а так же младшие братья главы семьи со своими женами и детьми, если им после смерти отца не досталось свободной земли в наследство.
- § 3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если кто, имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом пусть получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы оставались живы. (Салическая правда)
Замужние дочери, кстати, хотя и считались частью другой семьи, однако оставались родственниками и в будущем имели некоторые права на наследство и защиту своей семьи, если что-то в их жизни вдруг пошло бы не так. А еще выданная замуж и овдовевшая дочь могла решить, останется она в семье своего супруга или вернется к отцу. Но, впрочем, об этом мы поговорим немного позже.
А пока наш будущий жених, выйдя на улицу и увидев прекрасную девушку, с которой хочется провести остаток своей жизни, начинает понемногу присматриваться к ее семье. Ну и, конечно, прикидывать, что ему необходимо сделать для того, чтобы получить ее руку, сердце и все остальное прочее, что полагается в этих случаях.
И первое, что будет необходимо - это заручиться поддержкой женщины своей мечты. Как бы это странно не звучало. Несмотря на единовластную и почти диктаторскую власть, глава семьи не мог выдать свою дочь замуж против ее воли. Мог найти ей жениха, рассказать, какой он замечательный, обещать за послушание подарки или наказание за непослушание. Однако, если девушка твердо решила, что замуж она не хочет, даже черт с рогами не мог заставить ее сделать это. Ну, или ему пришлось бы знакомиться с крайне негуманными законами франков и еще менее дружелюбными законами лангобардов.
- Девушка должна делать то, что хочет ее отец, поскольку мужчина — глава женщины, однако что касается женитьбы, отец не может заставить свою дочь выйти замуж против ее воли. (Каноны Св. Патрика).
До самой эпохи викингов, женщины Франкского королевства, а также многих окружающих его земель, хотя и имели, в общем, несколько меньше прав, чем мужчины. Однако при этом были выделены в отдельные титулы в законах, что защищали их от множества разнообразных посягательств, начиная от хамского поведения и заканчивая принуждением к женитьбе. Да что говорить, даже обзываться на свободную франкскую женщину было чревато.
- XXX. Об оскорблении словами
§ 3. Если кто, мужчина или женщина назовет свободную женщину блудницей, и не докажет этого, присуждается к уплате 45 солидов. (Салическая правда)
В общем, как ни крути, как не апеллируй к варварству и темным векам, начинать долгий путь к женитьбе и в те далекие времена приходилось с ухаживаний, взаимной симпатии и конфетно-букетного периода. Впрочем, конфет во времена "варварских королевств" конечно, не было, поэтому приходилось как-то выкручиваться.
Но вот, допустим, совместное плетение венков, посиделки у ночного костра и рассказы о том, какой ты молодец, уже подходят к своему логичному завершению и ты понимаешь, что объект твоих воздыханий, в общем, благосклонно смотрит на тебя. И даже, кажется, не хочет бежать к местному бургграфу, жаловаться что ты самым подлым образом не даешь ей прохода и хватаешь ее за пальцы и руку. Что делать дальше?
- XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец
§ 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец, и будет уличен, присуждается к уплате 15 солидов.
§ 2. Если же сожмет кисть, присуждается к уплате 30 солидов.
§ 3. А если он схватит рукою выше локтя, присуждается к уплате 35 солидов. (Салическая правда)
Ну, во-первых, выдохнуть с облегчением, потому что таких денег на штраф у тебя наверняка нет. А во-вторых, идти к своему отцу, рассказать о том, что ты хочешь жениться, и просить начать меряться достатком и богатством с семьей своей избранницы? Зачем отца? Ну, например, для того, чтобы ее родные понимали, что отдают свою четвертую любимую дочку не ни пойми куда, а в солидную и обеспеченную семью.
С точки зрения большой семьи, собственно жених пока что величина настолько малозначимая, что разговаривать с ним никто не будет. И дело тут не в пафосе или излишнем чванстве. Просто время такое. Молодой парень, решивший жениться, - это в первую очередь часть другой большой семьи. Лично у него нет ни земель, ни, скорее всего, богатства. Он живет при отце и после его смерти наследует часть его имущества, а может быть, даже и землю. И вот что он наследует, и не пропадет ли с ним любимая доченька, вот этот вопрос нужно выяснить со всем старанием. И сделать это можно только с главой семьи. Или с его полномочным представителем.
Долго ли, коротко ли, но любые переговоры однажды заканчиваются. И вот настает тот великий день, когда высокие договаривающиеся стороны обсудили уже жениха и невесту, посмотрели на достаток друг друга, восхитились прекрасной вышивкой девушки и тем, насколько ты силен, храбр и работоспособен. И, казалось бы, вот оно, можно женится. Но.... Нет. Семьи, конечно, обо всем договорились. А вот теперь пришло время тебе и твоей избраннице показать себя.
И первое, что ты должен сделать, это поднести ей памятный дар arrha, который будет символизировать серьезность твоих намерений. Когда-то давно, во времена падения Рима, мужчина таким образом, выкупал будущую супругу у её семьи. Но, к счастью, эти варварские пережитки остались далеко позади. В наш прогрессивный VII век это всего лишь красивый ритуал, который не позволит разным проходимцам претендовать на руку твоей будущей жены.
Собственно, памятный дар состоит из подарка девушке, ей полагалось получить кольцо, пару красивых туфель и поцелуй. А также некоторого, оговоренного заранее количества серебра, которое будет лежать у ее родственников до вашей свадьбы и только потом будет отдано ей как часть ее взноса в будущую семейную жизнь. И да, заработать на этот подарок жених должен сам. За этим франкское общество следило очень внимательно. Взять деньги на arrha у родственника или чужого человека было позором. Фактически, этим жених расписывался в собственной беспомощности. В некоторых случаях это могло даже привести к расторжению свадебного договора.
Туфли, кстати, в этом даре тоже были не просто так. Традиция говорила, что в давние времена, жениться пара должна до того момента, как будущая супруга износит их. Если же этого не случилось, договор считался расторгнутым. Хотя еще при Хлодвиге эти старые традиции были подвинуты Салической правдой, и теперь расторгнуть брачный договор можно было только с согласия обеих сторон. Ну или нарваться на большой штраф. В пользу королевства, естественно.
Ну вот теперь-то точно все, наверняка подумает изнемогающий от желания жениться юноша. Но. Конечно же, нет. Все только начинается. Памятный дар - это первое вложение в будущую семейную жизнь, но не последнее. Впереди тебя ждет главное испытание - Morgengabe "Рассветный дар". А скрывается под этим романтичным названием, свадебный подарок невесте, фактически финансовая подушка, которая должна была обеспечивать женщину, если вдруг ее супруг героически погибнет в бою, утонет на рыбалке или просто умрет от радости, что ему досталась такая замечательная жена.
Главной проблемой женщин королевств франков и бургундов, если говорить совершенно честно, была невозможность обрабатывать землю. Никакая, даже самая физически крепкая женщина неспособна сто дней в году пахать, сеять и собирать урожай. И еще сто дней рубить и выжигать лес, строить и ремонтировать дома и амбары, а также заниматься прочими крайне занимательными вещами, которые всегда сопутствуют общинному земледелию. Поэтому в случае гибели супруга женщина, даже получив землю в наследство, чаще всего не могла рассчитывать на доход с обработки земли. И для того, чтобы у нее была возможность как-то существовать дальше в статусе вдовы, и служил этот самый "Рассветный дар".
- § 4. Постановили также, что если кто возьмёт женщину замуж, и они не будут иметь детей, и если муж умрёт, жена же останется в живых, тогда женщина та пусть берет половину всего приданого, а другую половину пусть себе получают родственники умершего. (Салическая правда)
Дар этот, будущий супруг должен был собрать до дня свадьбы и подарить своей жене на утро после брачной ночи. И хотя этот дар оставался в семье, он считался собственностью супруги, на которую никто - ни муж, ни его, ни даже её родственники, не могли претендовать. Впрочем, пока он был жив, все это добро работало на благосостояние новой ячейки общества.
Поэтому нечасто Morgengabe состоял из серебра, дорогих тканей, украшений и прочих глупостей. Обычно это были дорогие инструменты для ткачества, прядения, чесания или любого другого ремесла, в котором будущая жена была особенно хороша. Иногда дарились целые ткацкие станки, будущие наследственные земельные наделы или даже небольшие овечьи стада, если жених был особенно богат и удачлив.
И да, заработать на "Рассветный дар" самому тоже считалось хорошим тоном. Несмотря на то, что это было очень серьезным денежным вложением. А если учесть, что жених, как правило, не обладал своей землей и работал на своего отца или даже брата своего отца, то случалось, что с момента объявления о намерениях и обручения, до собственно свадьбы, проходило несколько лет ударного труда. Ну, или один удачный военный поход.
И вот тут то, казалось бы, уже точно не осталось никаких препятствий между двумя любящими сердцами. Но снова нет. Теперь общество и традиции обращали свое пристальное внимание на невесту. И главное, что ей предписывалось - это быть хорошей хозяйкой. И то, что семьи как таковой еще не существовало, вообще никого не волновало. С самого момента, как будущий муж подарил ей кольцо и поцелуй, она тренировалась быть хорошей женой. А значило это в первую очередь, что она сама занималась своим приданным.
Стричь, прясть, ткать, вышивать. Некоторые девушки мастерски резали дерево и кость, кто-то лепил прекрасную керамическую посуду. Да и вообще, видя перед собой такого замечательного, трудолюбивого и немного уже офигевшего от количества добра, с которым он должен подойти к свадьбе жениха, ни одна приличная дева не допустила бы, чтобы ее часть приданого была менее весома. Ее бы не поняли даже родственники, не говоря уже о семье будущего супруга.
Считалось, что к свадьбе невеста должна подготовить вообще все, что может потребоваться будущей семье в домашнем хозяйстве. В общем, все время от arrha и до самой свадьбы девушка, точно так же, как и ее воздыхатель, трудилась не покладая рук. Говорят, что бывали случаи, что хотящие замуж девы иногда давали "на-гора" такие результаты, что стахановцы могли только молча завидовать.
- А еще три большие меры тонкой шерстяной ткани крашеной, одну большую меру ткани крашеной синей, а простой ткани вдвое. (Пенитенциалий Теодора)
И вот после того, как обе стороны были довольны результатом, а речь тут идет, конечно же, о семьях будущих счастливых молодоженов, и начинались, собственно приготовления к свадьбе. Кстати, главные расходы будущего торжества ради разнообразия приходились на семейства жениха и невесты. Почему? Да потому, что свадьба - это отличный способ показать окружающим, как богаты и влиятельны заключающие союз семьи. И доверить процесс хвастовства своим достатком перед соседями молодым, ничего не понимающим в этом важном вопросе, было бы верхом глупости.
Ну а дальше все шло по накатанной. Церковь, праздник, идиотские свадебные традиции, первая брачная ночь, долгие дни тяжелой работы, дети и ожидание наследства, чтобы однажды после смерти отца самому стать во главе семьи.
Да. Судьба человеческая во времена "варварских королевств" была непроста с самого ее начала. Еще даже не окунувшись толком во взрослую жизнь, ты, только увидев свою будущую жену, уже осознавал то количество свершений, которое тебе нужно совершить для того, чтобы быть с ней вместе. Впрочем, был и другой способ. Жену можно было украсть.
Иногда переговоры заходили в тупик. Семьи не могли договориться о размерах приданого или ценности даров. Умирал кто-то из глав, и жених из отличного перспективного кандидата немедленно превращался в бессмысленного нищеброда. Отец невесты отказывался отдавать дочь за этого неприятного ему лично человека. И, казалось бы, ничего уже не поможет двум влюбленным. Но недаром далекие предки франков и бургундов грабили Вечный Город. Их славные потомки отлично знали, что нужно делать, если очень хочется, но нельзя. Следовать красивым и древним традициям.
Но и тут были, конечно, некоторые тонкости. Даже украв литку или чужую рабыню, не говоря уже о свободной женщине, ты мог влететь на штрафы такого размера, что проще было самому пойти и повеситься на ближайшем дереве.
- XIII, О похищении свободных.
§ 1. Если три человека похитят свободную девушку (чтобы жениться на ней), они обязаны уплатить по 30 солидов каждый.
§ 2. Те же, что свыше трех, обязаны уплатить по 5 солидов каждый.
§ 3. А те, кто имел при себе стрелы, уплачивают втройне.
§ 4. С одного похитителя же взыскивается 63 солидов. (Салическая правда)
То есть, даже если ты в одиночку сумел увести из родного дома молодую деву, расплатиться за этот поступок ты смог бы только лет через десять ударного труда на благо королевской казны. Если же ты взял с собой в налет друзей, то сумма вырастала в половину. А если, не дай Бог, у тебя было оружие.... В общем, воровать франкских девушек с целью женитьбы, было не очень разумным и прибыльным делом. Ну, разве что, если эта самая девушка была не против такого развития событий.
И вот, если будущая любовь всей твоей жизни была в курсе твоих преступных помыслов и полностью их поддерживала, у вас немедленно открывалось окно возможностей. Нужно было просто добраться до ближайшей церкви, ну или до той церкви, где вас точно обвенчают, и успеть зафиксировать женитьбу подарить кольцо и поцеловать свою избранницу до того, как вас настигнут расстроенные родственники невесты. После чего найти людное место, желательно там, где вас обоих знают, и с чувством, толком и расстановкой произнести следующую формулу.
- Дорогая и возлюбленная жена, общеизвестно, что я завладел тобой против твоей воли и воли твоих родителей и что преступлением похищения я связал тебя со своей участью, которая могла бы подвергнуть мою жизнь опасности. Если бы только священнослужители и уважаемые люди не восстановили понимание и мир; было договорено, что я даю тебе положенное в виде (дара). Поэтому в качестве компенсации я дарю тебе (следует перечень имущества).
После чего предъявить тот самый дар добрым людям и догнавшим вас родственникам твоей любимой жены. Сразу после этого, ты волшебным образом превращался из похитителя и насильника в жениха, приносящего публичные извинения. Это, конечно, могло и не уберечь будущего мужа от проявлений некоторого насилия со стороны родственников дамы. Да и о хороших отношениях с её, впрочем, как и со своей семьей, можно было забыть. Но чего не сделаешь ради любви.
А на этом все. Если попадете в раннее Средневековье, не тушуйтесь. Помните, что и в те далекие времена не было такой силы, что могла бы остановить двух влюбленных людей. Влюбляйтесь, женитесь, в общем, устраивайтесь поудобнее. Потому что любимый человек - это вообще единственное, что будет скрашивать вашу жизнь долгими средневековыми вечерами.