18K подписчиков

Варварские королевства. Королевство франков.

2,8K прочитали

А сегодня, друг мой, мы поговорим про франков. Вернее, начнем рассказывать первую из череды историй про самое эталонное из германских племен, что сокрушили Римскую Империю, придя в Европу с большой волной "Великого Переселения Народов". Мы разберемся, как они жили, какие дома строили, с кем воевали и даже то, почему у них были такие странные свадебные традиции.

Но все это будет немного позже. А сегодня история пойдет о том, кто вообще эти франки, откуда пришли и чего вообще хотели от своей удачи. Откуда у них появилось свое королевство, в конце концов.

Почему именно франки? Почему не остготы, вестготы или лангобарды? Ну, во-первых, потому что именно франки стали той силой, что в конце концов объединила Европу и создала Европейскую цивилизацию в том виде, в каком мы ее знаем. А во-вторых, будет и про готов, и про лангобардов, но чуть позже. Всему свое время.

И началась эта история в третьем веке далеко к востоку от Римской Европы, в землях, где жили германские племена. И было у них все не очень хорошо.

Собственно франки
Собственно франки

Автор, а почему, говоря о франках, ты начинаешь историю с каких-то германских племен? - спросит самый нетерпеливый читатель. А все просто, друг мой, франки, это и есть эти самые племена. Вернее, не совсем так. Изначально франками называли довольно большой союз мелких германских племен, что объединились, чтобы противостоять жизненным невзгодам и злобным соседям. А потому название как-то прижилось и превратилось в обозначение отдельного народа.

Вообще, если говорить о германских племенах, пришедших в Римскую Европу с Востока, то мы немедленно наткнемся на огромное количество мифов и легенд, появившихся как в те далекие времена, так и стараниями современных околонаучных исследователей. И зачастую эти легенды разделенные почти что двумя тысячелетиями бывают настолько схожими, что различить невозможно.

Например, автор Хроники Фредегара, что написана в VII веке, утверждает, что франки - это потомки Приама, прибывшие в земли Восточной Европы прямиком из Трои. А некоторые современные исследователи ответственно заявляют, что франки, да и вообще все германские племена, прибыли из предгорий Тибета.

И это, в общем, неудивительно. Образ Тибета для современного человека как раз заменяет легенды о Трое для жителя раннего Средневековья. Место древней цивилизации и многовековой мудрости. И совершенно понятно, что все приличные люди должны вести род именно оттуда. А то перед соседями неудобно.

Сразу видно, приличные люди, на не вот это вот все...
Сразу видно, приличные люди, на не вот это вот все...

В действительности же первые известные нам земли, где поселились пришедшие с востока франки - это Паннония. Территория как раз на восточных границах Империи, что отделяла Римскую Европу от воинственных даков и диких германских земель на севере.

Неизвестно, что привело франков в эти негостеприимные земли, хотя можно предположить, что с востока их подпирали соседи, что бежали от начавшего набирать силу похолодания. И у мелких племен, пусть даже и объединившихся в большой союз, не было другого выхода, как двигаться на запад, навстречу своей судьбе.

В те времена настоящих правителей у франков еще не было. Их роль выполняли военные вожди, что командовали самыми крупными дружинами и являлись всеми ветвями власти сразу. Законодательной, исполнительной и военной. Ну и налоги собирали тоже они. Хотя, конечно же, это не из-за желания узурпировать всю власть, а из чистой экономии и заботе о своих людях. Просто чтоб дружину два раза туда-сюда не гонять и не забивать голову свободным общинникам. Им даже думать не надо было, куда идти со своей бедой. Есть вождь, вот к нему и иди. Единоначалие - великая штука.

И такой подход насилия и прямого принуждения, надо сказать, отлично работал. Более того, он был, пожалуй, единственным способом управления довольно рыхлым союзом племен, что гнало на запад только зарождавшееся в глубине континента "Великое Переселение Народов".

Все можно решить на месте. И никуда ходить не нужно.
Все можно решить на месте. И никуда ходить не нужно.
  • Многие не знают, кто был первым королем у франков. Хотя иные много рассказывают о них, однако вовсе не называют первого их короля, но говорят, что правили у них вожди. Григорий Турский.

Франкские дружины, идущие перед медленно мигрирующими на запад племенами, грабежами, налётами и резней, очищали землю от народов, что жили там. Изгоняя или ослабляя их настолько, что те не могли уже сопротивляться пришельцам с востока. И как только казалось, что все получилось и новая родина найдена, с востока приходили новые враги. И все начиналось сначала.

Но не нужно считать франков жестокими мясниками и бессердечными убийцами. Вообще, применять современную мораль к тому времени было бы совершенно неверно. Перед народами в полный рост стоял вопрос выживания. Мир в те времена был суров, и чтобы выжить, твоему племени, роду и семье была нужна земля, которой с тобой никто не поделится. Ну что же, тем хуже для них.

Появившиеся в середине III века на восточных границах империи франки уверенно шли на северо-запад, снося на своем пути всех, кто осмеливался стать между ними и их будущим, довольно успешно сокрушая не только коллег по переселению и романизированные народы Европы, но и имперские войска, что отправлялись против них с завидной регулярностью.

Война. Никогда не меняется.
Война. Никогда не меняется.
  • Франки, в то время, когда у них вождями были Генобавд, Маркомер и Суннон, устремились в Германию и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей. Когда об этом стало известно в городе Трире, военачальники Наннин и Квинтин, набрав войско, пришли в Кёльн. Враги же, опустошив богатые области, с добычей вернулись за Рейн, оставив на римской земле многих из своих, готовых вновь начать опустошение. Григорий Турский.

Вообще, франки оказались отличными воинами. Хотя, конечно, ничего удивительного в этом нет. Несколько столетий движения на запад через десятки и сотни враждебных племен из любого народа сделают отличных воинов. Потому что плохие воины до Европы просто не дошли, исчезнув на этом длинном пути, превратившись лишь в смутные легенды и мифы, что рассказывают у очага длинными вечерами старики, помнящие те давние времена.

Пройдя с боями несколько тысяч километров, франки существенно доработали германскую военную традицию и ступили на земли империи, в виде отличной универсальной пехоты, прекрасно чувствующей себя как в строевом таки рассыпном бою.

Как и прочие германцы, они испытывали существенные проблемы с металлургией и кузнечным делом просто потому, что заниматься им всерьез в процессе перманентной миграции было непросто. И поэтому сложного защитного снаряжения вроде шлемов и особенно металлической нательной брони у них было немного.

Франциска
Франциска

Эту проблему, впрочем, они довольно успешно решали наличием больших круглых щитов и весьма продвинутой тактики боя. Франкская пехота не делилась на пехоту тяжелую и легкую, а выполняла ту роль, которую было необходимо здесь и сейчас. Типичный франк, кроме большого щита, нес собой несколько метательных копий, которыми крайне умело орудовал так же и в ближнем бою, или топоров "францисок" что метал в цель с исключительной точностью.

Нападая на врага в рассыпном строю, такая гибридная пехота могла безнаказанно обстреливать его, не вступая в ближний бой, и так же стремительно отходить, не получая потерь. А если было нужно ударить всей силой или укрыться от обстрела, франки немедленно из пехоты легкой превращались в пехоту тяжелую, ставя щитовой строй и действуя как единое плотное построение, почти неуязвимое для стрелков и легкой кавалерии.

  • Франки - рослое племя они облачены в тесно облегающую одежду. Их талию окружает пояс. Они метают свои топоры и бросают свои копья с большой силой, никогда не промахиваясь мимо цели. Они управляются со своими щитами с большой ловкостью и обрушиваются на противника с такой скоростью, что кажется, что они летят быстрее, чем их топоры и копья. Григорий Турский.

За неполный век франки, оставляя за собой кровавый след, прошли от земель Восточной Европы до верхнего течения Рейна, где собравшаяся силами Империя все-таки остановила их. Но остановила, нужно сказать, не военным путем. Рим умирал и отлично понимал это. Варвары перли с востока, и легионы поздней Империи ничего не могли им противопоставить. Уж слишком много было их, слишком они были яростны. Да и отступать варварам было просто некуда.

И отступать особенно некуда. Ну разве что обратно в лес.
И отступать особенно некуда. Ну разве что обратно в лес.

Поэтому Вечному Городу требовались новые союзники. Новые воины, что закроют Империю своими телами. И франки на эту роль подходили как никто другой. Сильные, сплоченные, воинственные, а главное, остро нуждающиеся в сильном союзнике в этих незнакомых землях, заселенных римлянами и романизированными кельтскими племенами. Но для начала нужен был тот, кто сможет говорить от имени всех. Племенам, ставшим наконец-то одним народом, нужен был правитель. И за этим дело не стало.

Совершенно точно неизвестно как, но, скорее всего, в результате демократических выборов из трех и более кандидатов, в конце VI века правителем наконец-то нашедших вою новую родину франков стал вождь Макромер. Не очень ясно, тот самый, что водил франков в набеги на римские города несколькими десятилетиями раньше или его тезка, но это, в общем, было неважно. Главное то, что Римский мир смог наконец то достучаться до своих новых союзников, раскрыв им такие горизонты, о которых еще каких-то сто лет назад франки и мечтать не могли.

Вместо непрекращающейся войны со всеми, им предлагали службу империи вместо крошечных поселений, которые завтра, может быть, придется оставить, земли, откуда не нужно больше бежать, где будет место могилам отцов. И франки ответили согласием, став союзниками Великого Рима. И это была выгодная сделка.

Римский мир, это вам не лес с волками
Римский мир, это вам не лес с волками

Уже скоро идущие с востока племена и народы аланов, саксов, вандалов и свеев внезапно обнаружили, что для того, чтобы добраться до земель Римской Галлии, им приходится воевать не только собственно с Римом, но со своими недавними партнерами по набегам на земли Вечного Города. Франки, обжившись на землях Рейна, уже искренне считали их своими и не понимали, что за козлы лезут к ним и что они тут забыли.

  • После этих событий между саксами и римлянами началась война. Но саксы обратились в бегство, и когда их преследовали римляне, то они многих своих оставили на поле боя, сраженных мечом. Франки захватили и разорили острова саксов, при этом убили много народа. В этом же году в ноябре месяце произошло землетрясение. Одоакр заключил союз с Хильдериком, и они покорили алеманнов, захвативших часть Италии. Григорий Турский.

Впрочем, не нужно думать, что франки, осев на плодородных землях великой реки, немедленно стали частью римского мира. Конечно же, нет. Они продолжили заниматься тем, что любили и умели лучше всего - войной. И когда случались промежутки между войнами со все еще не понявшими нового расклада сил варварами, они ровно с таким же усердием воевали со своими новыми союзниками, не стесняясь грабить и римские города тоже.

Этим славным парням в принципе все равно кого грабить.
Этим славным парням в принципе все равно кого грабить.

Впрочем, главную свою задачу они выполняли, нанося врагам Рима значительно больший урон, чем ему самому. Такое, с позволения сказать, сотрудничество, конечно же, влияло и на франков. Они постепенно все больше перенимали римский уклад и традиции, превращаясь из недавнего еще союза варварских племен в единое государство. Впрочем, не такое уж и единое, если говорить совсем честно. И пока еще не совсем государство.

К концу IV века франки довольно явно делились на две большие ветви франков - салических и рипуарских. Салические (то есть морские) франки во главе со своим вождем Фарамондом перешли Рейн, отделившись таким образом от своих рипуарских родственников, и заселили берег моря, подвинув оттуда галлов. Рипуарские (речные) франки остались в землях, что окружали течение Рейна, и продолжили заниматься любимым делом - войной с восточными соседями - славянами, аланами и вообще всеми, до кого могли дотянуться.

Вот так и жили будущие покорители Европы. Постоянно воюя с врагами Империи, с друзьями Империи, с умирающим Вечным Городом, да и сами с собой. Ведь если становится совсем уже скучно, то братоубийственная резня - это именно то, что нужно, чтоб разрядить обстановку. Ну и попутно строили свою новую культуру и немного даже цивилизацию.

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация

Падение Рима, рухнувшего под натиском вестготов в 410 году, ввергло в хаос северные провинции. И это был шанс для молодого франкского государства, которое оно не упустило. Король Теодомер, которого, впрочем, правильнее называть все еще вождем, и его сын Хлодион, поняв, что нет больше другой силы в Землях Европы, заявили свои права не только на земли, которые считали своими, но и на все те, до которых могли дойти их дружины.

Так на карте мира появилось новое королевство - Франкия. И название это более не означало "земли варваров за Рейном". Теперь эти земли стали центром силы - политической, культурной, военной. И вокруг было не то чтобы очень много тех, кто готов был оспорить это право. А если таковы находились, то франкские дружины были готовы разъяснить этим глупцам всю глубину их заблуждений.

Король же франков Хладион стал первым в череде франкских правителей Меровингов, "длинноволосых королей" что правили со славой и честью, собирая окрестные земли под свою руку.

То что собирало империю.
То что собирало империю.

Его сын, внук и, конечно же, правнук Хлодвиг I, нужно сказать, тоже не разочаровали своего великого предка, за неполный век превратив небольшое королевство на севере Европы в богатейшее и сильнейшее государство эпохи "варварских королей", совершенно спокойно диктующее свою волю готам, аланам, лангобардам, да и вообще всем, кому считало нужным.

  • Многие же передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Торингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов.

Вообще, дальнейшая судьба королевства франков была очень не простой, а значит, и крайне интересной. Чего стоит одно превращение Меровингов из королей "воинственных" завоевавших половину Европы, в королей "ленивых" не способных даже управлять своим королевским двором. А ведь там еще была королева Фредегонда, что разрушительностью своей не уступала иной чумной эпидемии. Крайне странные законы, история Чаши Суасона и крещение целого королевства после того, как Господь помог королю Хлодвигу в бою.

Хлодвиг
Хлодвиг

Впрочем, про все это я, конечно же, расскажу. Только позже. А история про появление королевства франков закончена, и больше мне про это рассказать нечего.