А как понять, что перед тобой солидный и уважаемый человек, а не возомнивший о себе лишнего не пойми кто? Если, например, ты стоишь в центре небольшого поселения, а вокруг тебя, неспешно движется к чрезвычайно прогрессивному феодализму эпоха "варварских королевств". Тут и сейчас-то бывает непросто считать "маркеры достатка" у первого встречного. А что уж говорить, если возникнет нужда этим заняться во времена раннего Средневековья.
Все же, в современном мире это сделать заметно проще. Все мы примерно понимаем, что и сколько стоит, и можем хотя бы немного сассоциировать стоимость вещей и предметов, что окружают конкретного человека. Вот, например, у этого гражданина дорогая машина, да и ботинки на нем недешевые, а значит, вполне себе успешный дядечка. Ну, по крайней мере, не бедный. Даже если и ходит в простой футболке и вытертых джинсах.
А у этого дорогущий iPhone 15 Pro Max, который он не выпускает из рук, демонстрируя всем, у кого есть глаза. Но при этом курточка не по сезону, купленная на распродаже, а в незакрытой до конца дешевой сумке угадывается контейнер с домашним обедом. И ты немедленно понимаешь, что с успешным успехом у гражданина как-то не задалось. Пока.
А как обстояли дела с такими вот "маркерами успешности" во времена раннего Средневековья? Что можно было понять, поглядев на обычного человека? На какие вещи следовало обратить внимание, чтобы не попасть в неудобное положение, приняв богатого и уважаемого человека за простого общинника? Давайте разбираться.
Ну и для начала давайте мы исключим из сегодняшней истории вождей, ярлов и прочих конунгов. Потому что, во-первых, даже у современного человека, шансов не понять кто это, встретившись с ними лицом к лицу, немного. А во-вторых, удача и демонстрация своей успешности у военных вождей раннего Средневековья - совершенно отдельная тема, о которой можно поговорить, если возникнет такое желание. Сегодня же мы посмотрим поближе на простых людей того времени и разберем, на что следовало бы обратить внимание во время беседы с ними.
И первый и самый верный маркер большого достатка во времена "варварских королевств" это повседневное ношение дорогой крашеной одежды. И тут немедленно нужно уточнить, почему речь идет именно о повседневном ношении и чем "дорогая" крашеная одежда отличается от всей прочей.
Говоря об одежде того времени, необходимо отметить, что была она даже у обычного общинника, значительно менее яркой, но при этом более цветной, чем принято сейчас изображать ее в фильмах и художественной литературе. То есть натурально, большая часть одежды, что носили люди во времена раннего Средневековья, была крашеной, но цвета эти были не то чтобы сильно яркими.
Вообще, ткачество и окрас тканей, после падения Римского Мира в Европе понесли едва ли не минимальные потери из всех сложных производств. И, в общем, понятно почему. Все основные источники сырья, в виде овечьей и козьей шерсти были под рукой, а большая часть красителей так и вовсе росла под ногами. Да, пропали привозные материалы, придающие тканям устойчивый и яркий красный и синий цвет, однако все оттенки зеленого, коричневого, горчичного и желтого никуда не делись. В общем, даже красный и синий цвет были более или менее доступны. Вернее, их самые светлые оттенки - розовый, голубой и желто-оранжевый.
А вот яркий и насыщенный синий и красный цвет одежды говорил о многом. Во-первых, краситель для этого прекрасного плаща или рубахи был привезен издалека и стоит вполне себе определенных денег. А во-вторых, шерсть на такую одежду шла совершенно точно не какая попало. Для окраса дорогими красителями использовали обычно ткань максимально светлого, в идеале белого цвета. И такой материал сам по себе стоить немного не мог.
Вторая тонкость средневекового окраса заключалась в том, что он с современной точки зрения довольно нестойкий. И дорогая темно-синяя рубаха уже после десятка стирок, становится сначала просто синей, а потом еще больше светлеет, превращаясь в серо-голубую. То есть с точки зрения средневековых реалий - недорогую и совсем немодную.
И именно поэтому уже в то время праздничная одежда, предназначенная для того, чтобы при случае пустить пыль в глаза соседям, друзьям и просто прохожим, и одежда повседневная, выглядели совершенно по-разному, и стоили катастрофически разных денег. Ну и носились, понятно, по совершенно разным поводам.
И вот, встретив человека, одетого в одежду яркого, насыщенного цвета не в церкви, не на празднике и не на пиру, можно было сказать совершенно точно, это весьма богатый гражданин. Удача его настолько велика, что он может позволить себе довольно часто менять дорогую крашеную одежду и не сильно волноваться по этому поводу.
Второй простой маркер определения достатка мужчины того времени - это количество обработанного металла, что он носил при себе. Висящий на поясе нож или сакс, хотя и не считался в то время, в общем-то, оружием, одним своим наличием резко повышал статус человека в обществе. Просто потому, что стоил вполне себе приличных денег.
Большая и тяжелая латунная пряжка с хвостовиком на поясе, такие же латунные накладки на нем. Фибулы и заколки из той же латуни или бронзы, скрепляющие плащ и ворот рубахи. Все это были буквально живые деньги, которые таскал на себе человек, демонстрируя всем, у кого есть глаза, что у него все в порядке, а сам он вообще парень хоть куда.
А вот украшения в современном их понимании кстати, вроде колец и прочего подобного, если мы говорим о мужчинах того времени, были не то чтобы редкостью, но говорили о его статусе намного меньше. Вернее, не совсем так. Самые недорогие украшения времен "варварских королевств" что делались из той же латуни и бронзы и были, в общем, доступны обычному человеку, ценились значительно меньше, чем, например, украшенные ножны сакса или поясная сумка, забитая латунным набором, так, что не было видно кожаной основы.
По-настоящему ценные украшения, делались, конечно, из серебра. И вот они уже были чрезвычайно серьезной заявкой на общественное признание. Ну, понятно, если мы говорим обычном человеке, что не был ни вождем, ни тэном, ни крупным землевладельцем. Впрочем, в связи с недостатком серебра в Европе раннего Средневековья, встречались такие украшения настолько нечасто, что и говорить об этом, в общем, немного бессмысленно.
Третьим, и пожалуй последним из простых маркеров достатка неизвестного человека, было, конечно, украшательство одежды. И вот тут каждый старался, как только мог. Чем только не отделывались подолы рубах и плащей, рукава, шапки и даже штаны. Начиная с просто ярко покрашенной шерсти, если мы говорим об отделке недорогой одежды, и заканчивая византийским шелком, если нужно было пустить пыль в глаза всерьез.
Причем зачастую шелк, что шел на украшения одежды, кроился как бог на душу положит, и это вообще никого не волновало. Такая дорогая ткань была сама по себе ценностью, и о разных глупостях вроде соблюдения направления кроя и сохранения рисунка никто даже не парился. Ну, видно же, что дорогой материал пошел на отделку, значит, все уже хорошо, потому что богато и красиво.
В общем, попав во времена раннего Средневековья, человек, умеющий быстро различать цвета и навскидку отличать лен от шерсти, а гладкий шелк от твила, с намного меньшей вероятностью попал бы в неловкую ситуацию, беседуя на улице с каким-нибудь уважаемым местным жителем.
Но, конечно же, намного больше о реальном богатстве человека мог, сказать его дом. Если бы в него удалось заглянуть хотя бы одним глазком. Вернее, не сам дом, а его внутренне устройство. И, казалось бы, ну что вообще можно понять, посмотрев на, в общем-то, почти одинаковые дома того времени. Но давайте не будем спешить и сначала внимательно приглядимся повнимательнее к внутренней обстановке.
И первым маркером того, что перед нами не неудачник, едва связывающий концы с концами, а вполне себе уважаемый человек, снова будет металл. Вообще, практически все в типичном доме общинника раннего Средневековья могло быть сделано и чаще делалось без использования железа. И вот если это самое железо появлялось в быту там, где его присутствие не было необходимо, то знающий человек понимал: да, с таким хозяином можно иметь дело.
Железная тренога, стоящая поверх очага, замок на сундуке, металлическая окантовка лопаты, да и банальные железные гвозди - все это просто кричало окружающим о семейном достатке и высоком уровне жизни в отдельно взятой средневековой семье. Ну и, конечно же, все это было ценным оборудованием, которое можно было продать, если что-то в твоей жизни шло не так и удача отворачивалась от тебя и твоей семьи.
Ровно об этом же говорила и появляющаяся в хозяйстве цветная и украшенная керамика. Вообще, говоря о керамике, нужно понимать, что все эти кружки, чашки и кувшины - штуки не то чтобы очень прочные. И даже если пользоваться ими с известной аккуратностью, срок службы такой посуды совсем не велик. Полгода - год постоянного использования - и кувшин, не выдержав ударов судьбы и смены температурных режимов, превращается в керамические осколки.
Но это, в общем, никого ни в малейшей степени не волновало. Даже во времена "варварских королевств" гончарная керамика, не говоря уже о лепной, которая производилась, наверное, в каждой мало-мальски приличной деревне, была недорога. И вот если такой фактически расходник, чья жизнь в хозяйстве измеряется месяцами, а если не повезет, от и неделями, начинают украшать, тратя на это пускай и не огромные, но совершенно конкретные дополнительные ресурсы. То говорить это может только об одном. У человека появились свободные деньги, и он не знает, куда их потратить.
Конечно же, как и в современной жизни, подобных маркеров богатства в Европе раннего Средневековья было значительно больше. Но все они не бросались так ярко в глаза, как те, о которых мы сегодня говорили. У человека могло быть огромное стадо овец или свиней, пара коров и даже лошадь, которую он впрягал в плуг вместо вола. Его семья могла владеть гончарной мастерской или прясть лучшую в Бретани шерсть. Но все это было где-то далеко.
А вот если нужно было определить его имущественное состояние здесь и сейчас, то обращать внимание, было нужно ровно на три вещи. Количество хорошо обработанного металла, что носил человек с собой и использовал в домашнем хозяйстве. Яркость окраса его одежды и вообще яркость предметов быта, что сопровождают его в жизни. Ну и, конечно, на то, как была украшена его повседневная одежда.
И если у встреченного вами незнакомца вы видели хотя бы два из трех признака достатка, о которых мы говорили чуть выше, можно было смело говорить, что жизнь этого человека сложилась, в общем, очень даже неплохо. Несмотря на то, что вокруг него исчезали королевства и возникали империи, а голодные волки в соседнем лесу доедали сборщика налогов, пропавшего неделю назад.
Но погоди автор, — воскликнет самый воинственный читатель, — ты же ничего не рассказал о воинах. Как можно было с первого вгляда отличить молодого дружинника от ветерана, а удачливого бойца от неумехи? И будет читатель этот совершенно прав. Вот только история про доход и благосостояние дружины вообще и каждого дружинника в отдельности, это отдельная большая история. И поговорим мы об этом уже в следующий раз.