Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. По одежке встречают!

А как понять, что перед тобой солидный и уважаемый человек, а не возомнивший о себе лишнего не пойми кто? Если, например, ты стоишь в центре небольшого поселения, а вокруг тебя, неспешно движется к чрезвычайно прогрессивному феодализму эпоха "варварских королевств". Тут и сейчас-то бывает непросто считать "маркеры достатка" у первого встречного. А что уж говорить, если возникнет нужда этим заняться во времена раннего Средневековья.

Все же, в современном мире это сделать заметно проще. Все мы примерно понимаем, что и сколько стоит, и можем хотя бы немного сассоциировать стоимость вещей и предметов, что окружают конкретного человека. Вот, например, у этого гражданина дорогая машина, да и ботинки на нем недешевые, а значит, вполне себе успешный дядечка. Ну, по крайней мере, не бедный. Даже если и ходит в простой футболке и вытертых джинсах.

А у этого дорогущий iPhone 15 Pro Max, который он не выпускает из рук, демонстрируя всем, у кого есть глаза. Но при этом курточка не по сезону, купленная на распродаже, а в незакрытой до конца дешевой сумке угадывается контейнер с домашним обедом. И ты немедленно понимаешь, что с успешным успехом у гражданина как-то не задалось. Пока.

А как обстояли дела с такими вот "маркерами успешности" во времена раннего Средневековья? Что можно было понять, поглядев на обычного человека? На какие вещи следовало обратить внимание, чтобы не попасть в неудобное положение, приняв богатого и уважаемого человека за простого общинника? Давайте разбираться.

Ну давай разбираться. кто из нас богаче.
Ну давай разбираться. кто из нас богаче.

Ну и для начала давайте мы исключим из сегодняшней истории вождей, ярлов и прочих конунгов. Потому что, во-первых, даже у современного человека, шансов не понять кто это, встретившись с ними лицом к лицу, немного. А во-вторых, удача и демонстрация своей успешности у военных вождей раннего Средневековья - совершенно отдельная тема, о которой можно поговорить, если возникнет такое желание. Сегодня же мы посмотрим поближе на простых людей того времени и разберем, на что следовало бы обратить внимание во время беседы с ними.

И первый и самый верный маркер большого достатка во времена "варварских королевств" это повседневное ношение дорогой крашеной одежды. И тут немедленно нужно уточнить, почему речь идет именно о повседневном ношении и чем "дорогая" крашеная одежда отличается от всей прочей.

Говоря об одежде того времени, необходимо отметить, что была она даже у обычного общинника, значительно менее яркой, но при этом более цветной, чем принято сейчас изображать ее в фильмах и художественной литературе. То есть натурально, большая часть одежды, что носили люди во времена раннего Средневековья, была крашеной, но цвета эти были не то чтобы сильно яркими.

Вообще, ткачество и окрас тканей, после падения Римского Мира в Европе понесли едва ли не минимальные потери из всех сложных производств. И, в общем, понятно почему. Все основные источники сырья, в виде овечьей и козьей шерсти были под рукой, а большая часть красителей так и вовсе росла под ногами. Да, пропали привозные материалы, придающие тканям устойчивый и яркий красный и синий цвет, однако все оттенки зеленого, коричневого, горчичного и желтого никуда не делись. В общем, даже красный и синий цвет были более или менее доступны. Вернее, их самые светлые оттенки - розовый, голубой и желто-оранжевый.

Распространённые природные красители это примерно так.
Распространённые природные красители это примерно так.

А вот яркий и насыщенный синий и красный цвет одежды говорил о многом. Во-первых, краситель для этого прекрасного плаща или рубахи был привезен издалека и стоит вполне себе определенных денег. А во-вторых, шерсть на такую одежду шла совершенно точно не какая попало. Для окраса дорогими красителями использовали обычно ткань максимально светлого, в идеале белого цвета. И такой материал сам по себе стоить немного не мог.

Вторая тонкость средневекового окраса заключалась в том, что он с современной точки зрения довольно нестойкий. И дорогая темно-синяя рубаха уже после десятка стирок, становится сначала просто синей, а потом еще больше светлеет, превращаясь в серо-голубую. То есть с точки зрения средневековых реалий - недорогую и совсем немодную.

И именно поэтому уже в то время праздничная одежда, предназначенная для того, чтобы при случае пустить пыль в глаза соседям, друзьям и просто прохожим, и одежда повседневная, выглядели совершенно по-разному, и стоили катастрофически разных денег. Ну и носились, понятно, по совершенно разным поводам.

И вот, встретив человека, одетого в одежду яркого, насыщенного цвета не в церкви, не на празднике и не на пиру, можно было сказать совершенно точно, это весьма богатый гражданин. Удача его настолько велика, что он может позволить себе довольно часто менять дорогую крашеную одежду и не сильно волноваться по этому поводу.

А вот это уже дорого,потому что ярко.
А вот это уже дорого,потому что ярко.

Второй простой маркер определения достатка мужчины того времени - это количество обработанного металла, что он носил при себе. Висящий на поясе нож или сакс, хотя и не считался в то время, в общем-то, оружием, одним своим наличием резко повышал статус человека в обществе. Просто потому, что стоил вполне себе приличных денег.

Большая и тяжелая латунная пряжка с хвостовиком на поясе, такие же латунные накладки на нем. Фибулы и заколки из той же латуни или бронзы, скрепляющие плащ и ворот рубахи. Все это были буквально живые деньги, которые таскал на себе человек, демонстрируя всем, у кого есть глаза, что у него все в порядке, а сам он вообще парень хоть куда.

А вот украшения в современном их понимании кстати, вроде колец и прочего подобного, если мы говорим о мужчинах того времени, были не то чтобы редкостью, но говорили о его статусе намного меньше. Вернее, не совсем так. Самые недорогие украшения времен "варварских королевств" что делались из той же латуни и бронзы и были, в общем, доступны обычному человеку, ценились значительно меньше, чем, например, украшенные ножны сакса или поясная сумка, забитая латунным набором, так, что не было видно кожаной основы.

По-настоящему ценные украшения, делались, конечно, из серебра. И вот они уже были чрезвычайно серьезной заявкой на общественное признание. Ну, понятно, если мы говорим обычном человеке, что не был ни вождем, ни тэном, ни крупным землевладельцем. Впрочем, в связи с недостатком серебра в Европе раннего Средневековья, встречались такие украшения настолько нечасто, что и говорить об этом, в общем, немного бессмысленно.

Ну какие еще украшения. Что тут вообще можно еще улучшить то?
Ну какие еще украшения. Что тут вообще можно еще улучшить то?

Третьим, и пожалуй последним из простых маркеров достатка неизвестного человека, было, конечно, украшательство одежды. И вот тут каждый старался, как только мог. Чем только не отделывались подолы рубах и плащей, рукава, шапки и даже штаны. Начиная с просто ярко покрашенной шерсти, если мы говорим об отделке недорогой одежды, и заканчивая византийским шелком, если нужно было пустить пыль в глаза всерьез.

Причем зачастую шелк, что шел на украшения одежды, кроился как бог на душу положит, и это вообще никого не волновало. Такая дорогая ткань была сама по себе ценностью, и о разных глупостях вроде соблюдения направления кроя и сохранения рисунка никто даже не парился. Ну, видно же, что дорогой материал пошел на отделку, значит, все уже хорошо, потому что богато и красиво.

В общем, попав во времена раннего Средневековья, человек, умеющий быстро различать цвета и навскидку отличать лен от шерсти, а гладкий шелк от твила, с намного меньшей вероятностью попал бы в неловкую ситуацию, беседуя на улице с каким-нибудь уважаемым местным жителем.

Ворот дорогой византийской туники. Кто сказал слово симметрия? Главное что шелк узорчатый!
Ворот дорогой византийской туники. Кто сказал слово симметрия? Главное что шелк узорчатый!

Но, конечно же, намного больше о реальном богатстве человека мог, сказать его дом. Если бы в него удалось заглянуть хотя бы одним глазком. Вернее, не сам дом, а его внутренне устройство. И, казалось бы, ну что вообще можно понять, посмотрев на, в общем-то, почти одинаковые дома того времени. Но давайте не будем спешить и сначала внимательно приглядимся повнимательнее к внутренней обстановке.

И первым маркером того, что перед нами не неудачник, едва связывающий концы с концами, а вполне себе уважаемый человек, снова будет металл. Вообще, практически все в типичном доме общинника раннего Средневековья могло быть сделано и чаще делалось без использования железа. И вот если это самое железо появлялось в быту там, где его присутствие не было необходимо, то знающий человек понимал: да, с таким хозяином можно иметь дело.

Железная тренога, стоящая поверх очага, замок на сундуке, металлическая окантовка лопаты, да и банальные железные гвозди - все это просто кричало окружающим о семейном достатке и высоком уровне жизни в отдельно взятой средневековой семье. Ну и, конечно же, все это было ценным оборудованием, которое можно было продать, если что-то в твоей жизни шло не так и удача отворачивалась от тебя и твоей семьи.

Сундук украшенный железными полосами и гвоздями. Функционал? Ну о чем вы, красиво же.
Сундук украшенный железными полосами и гвоздями. Функционал? Ну о чем вы, красиво же.

Ровно об этом же говорила и появляющаяся в хозяйстве цветная и украшенная керамика. Вообще, говоря о керамике, нужно понимать, что все эти кружки, чашки и кувшины - штуки не то чтобы очень прочные. И даже если пользоваться ими с известной аккуратностью, срок службы такой посуды совсем не велик. Полгода - год постоянного использования - и кувшин, не выдержав ударов судьбы и смены температурных режимов, превращается в керамические осколки.

Но это, в общем, никого ни в малейшей степени не волновало. Даже во времена "варварских королевств" гончарная керамика, не говоря уже о лепной, которая производилась, наверное, в каждой мало-мальски приличной деревне, была недорога. И вот если такой фактически расходник, чья жизнь в хозяйстве измеряется месяцами, а если не повезет, от и неделями, начинают украшать, тратя на это пускай и не огромные, но совершенно конкретные дополнительные ресурсы. То говорить это может только об одном. У человека появились свободные деньги, и он не знает, куда их потратить.

Красиво? Да! Практично? Нет! Тогда зачем?  А зачем тебе iPhone 15 Pro Max?
Красиво? Да! Практично? Нет! Тогда зачем? А зачем тебе iPhone 15 Pro Max?

Конечно же, как и в современной жизни, подобных маркеров богатства в Европе раннего Средневековья было значительно больше. Но все они не бросались так ярко в глаза, как те, о которых мы сегодня говорили. У человека могло быть огромное стадо овец или свиней, пара коров и даже лошадь, которую он впрягал в плуг вместо вола. Его семья могла владеть гончарной мастерской или прясть лучшую в Бретани шерсть. Но все это было где-то далеко.

А вот если нужно было определить его имущественное состояние здесь и сейчас, то обращать внимание, было нужно ровно на три вещи. Количество хорошо обработанного металла, что носил человек с собой и использовал в домашнем хозяйстве. Яркость окраса его одежды и вообще яркость предметов быта, что сопровождают его в жизни. Ну и, конечно, на то, как была украшена его повседневная одежда.

И если у встреченного вами незнакомца вы видели хотя бы два из трех признака достатка, о которых мы говорили чуть выше, можно было смело говорить, что жизнь этого человека сложилась, в общем, очень даже неплохо. Несмотря на то, что вокруг него исчезали королевства и возникали империи, а голодные волки в соседнем лесу доедали сборщика налогов, пропавшего неделю назад.

Тут блин на одних красителях разориться можно.
Тут блин на одних красителях разориться можно.

Но погоди автор, — воскликнет самый воинственный читатель, — ты же ничего не рассказал о воинах. Как можно было с первого вгляда отличить молодого дружинника от ветерана, а удачливого бойца от неумехи? И будет читатель этот совершенно прав. Вот только история про доход и благосостояние дружины вообще и каждого дружинника в отдельности, это отдельная большая история. И поговорим мы об этом уже в следующий раз.