Найти в Дзене
Blackwood history

Варварские королевства. Добыча.

Нет ничего лучше, чем сходить в гости к хорошим людям и вернуться домой с подарком. Случается однако и так, что хозяева не ценят такого замечательного гостя и не хотят ничего ему подарить. А иногда и вовсе гонят пришедшего, не открывают ему ворот. В таком случае, как говорят старые традиции, нужно взять с собой побольше друзей, мечей, щитов и копий и прийти снова.

Не потому, что ты зол, совершенно нет. Все это только затем, чтобы ненавязчиво намекнуть, что такому замечательному гостю все же придется что-то подарить. Отмечая его учтивость, старание и общий бравый вид. Ведь не дело, когда гость уходит от хозяина недовольным.

Но нередко, позабыв законы гостеприимства, злые люди достают копья и луки и гонят тебя со своей земли. Ну что же, это их выбор. Люди, позабывшие о том, что жадность - смертный грех, не должны обижаться на то, что сами они станут немного мертвыми, а те подарки, которые они не захотели дарить, превратятся в добычу.

Добыча.
Добыча.

Эпоха "варварских королевств" была временем непростым и уж совершенно точно не самым спокойным. Еще не успевшие обжиться в Европе германские племена, которых занесла сюда волна "великого переселения народов" строили на обломках Римской империи свои королевства. Попутно не забывая наведываться друг к другу на предмет проверить, а не завалялось ли у соседа что-то ценного?

И чаще всего находили то, что можно было взять. Вот только соседи отдавать свое добро совершенно не хотели. И через это в Европе того времени с похвальной периодичностью возникали конфликты. Приводящие к сражениям, а иногда и к нормальным полноценным войнам.

Однако ни то, ни другое мы с вами сегодня обсуждать не будем. Сегодня мы поговорим о том, что случалось, когда одна армия была разгромлена и бежала, а победители начинали улучшать свое материальное положение за счет грабежа и мародерства. Речь пойдет о добыче, а вернее, о том, как ее считали и делили.

Думаете это просто шлем щит и оружие? А вот и нет, это результат многолетнего грабежа.
Думаете это просто шлем щит и оружие? А вот и нет, это результат многолетнего грабежа.

Давным-давно когда племена франков, бургундов, лангобардов, аланов и прочих готов только появились в землях Европы, дележ добычи, получаемой в походе, подчинялся простым и понятным правилам. Все награбленное собирали в одну большую кучу, коллегиально оценивали и примерно поровну делили на всех оставшихся в живых. И каждый воин победившей армии, которому улыбнулась военная удача, получал свою долю. Семьям погибших, так-же полагалась доля добычи.

Доли эти были равными, и только фортуна могла точно знать, какие богатства достанутся тебе в процессе дележа. И было совершенно неважно, кто ты - вождь, дружинник или обычный родович - фирдман, взявший в руки оружие.

Также отдельные доли получали самые отважные. Тех, чья храбрость и боевое мастерство были велики и служили примером для прочих воинов, было принято награждать отдельно. Причем такие награды зачастую бывали значительно более весомыми, чем обычная доля воина. И это, нужно сказать, было отличной мотивацией для остальной армии.

Военные вожди сверх того одаривали после победы свои дружины. И это было совершенно обычной практикой. Дружинник, особенно хороший дружинник, никогда не должен забывать простую истину: дружина - это его семья, а вождь он в точности как отец - строгий, но справедливый. И твою храбрость и верность он всегда увидит и оценит. А тебя самого выделит на пиру и словом, и подарком.

А есть ли в вас, доблестные воины достаточно смелости?
А есть ли в вас, доблестные воины достаточно смелости?

Дружинники, понимая, что их храбрость будет оценена по заслугам, сражались всегда, как в последний раз. И дело тут было даже не в цене подарка, хотя богатство - это всегда приятно. Главное то, что такие вот подарки очень сильно повышали статус воина франкской дружины. Впрочем, не только франкской. Похожие правила царили и у готов, и у саксов, да и у западных славян было в общем то все точно так же.

Но как же, черт возьми, вождям удавалось дарить такое множество подарков своей дружине, раз получали они точно такую же долю, как и все остальные? Ну, в делении добычи, впрочем, как и в любой другой профессиональной деятельности, есть некоторые тонкости, зная которые, ты можешь получить немного больше, чем остальные. А иногда и намного больше. И военные вожди, как, впрочем, и короли "варварских королевств" отлично эти тонкости знали.

Для читателей, которые пришли на канал, давно не будет никакой новостью то, что в Европе периода "варварских королевств" вовсю процветало натуральное хозяйство. И совершенно не потому, что в те славные времена люди не знали денег. Отлично знали. Просто количество монетарного серебра, а соответственно и серебряных монет, бывших основной денежной единицей, было ничтожно мало.

Но это совсем не значило, что люди не понимали, что и сколько стоит. Они не продавали топор за корову, а пучок стрел за полдюжины куриц. Ценность всего добра была известна, и исчислялась она в динариях, солидах и прочих известных всем денежных эквивалентах. Просто самих денег зачастую не было. Но это, впрочем, никому особо не мешало. В том числе и при разделе добычи.

Тот самый солид, которого "не было"
Тот самый солид, которого "не было"

А вот теперь внимательно следите за руками.

После удачного сражения или взятия города армия победителей получала очень разнородную добычу, в которую входили и пленники, и скот, и драгоценные предметы, да и просто деньги. И что характерно, ценность у всего этого добра была совершенно разной, зачастую даже близко не похожей на реальную стоимость этих вещей в обычной жизни.

Например, скот. Даже невероятно ценные стельные коровы при дележе стоили очень немного. Просто потому, что с доставшейся тебе коровой нужно что-то делать. Как ты вообще собираешься доставить ее домой, особенно если поход еще не закончился? То же самое касалось и рабов, дорогой, но объемной шерстяной ткани и прочих вещей и ресурсов, что были нетранспортабельны и занимали много места.

Просто из-за того, что большинство воинов не могло доставить эти полезные, но чрезвычайно неудобные сокровища домой, цена их при дележке была очень невысока. Скот, например, как, впрочем, и пленников, выделяли в отдельную "категорию" из которой желающие могли взять столько живности, сколько позволяла им их доля, и своими силами доставить это к себе домой.

Думаете это меч? А вот и нет, Это на самом деле небольшое стадо коров.
Думаете это меч? А вот и нет, Это на самом деле небольшое стадо коров.

И нужно ли говорить, что весь этот "негабарит" по совершенно бросовым ценам забирали вожди и военная аристократия, которая имела возможность доставить все это недооцененное при дележе богатство в свои земли. По прибытию в которые оно немедленно вырастало в цене в несколько раз, делая своего нового хозяина заметно богаче. Давая им средства для содержания дружин и прочих совершенно необходимых в раннем Средневековье трат.

Впрочем, воины были на своих вождей не в обиде. Все равно у них не было ни малейшей возможности хоть как-то использовать в будущем то, что они прям сейчас не могли положить в свой мешок.

Оставшиеся дорогие и достаточно компактные ценности, как мы уже говорили, оценивались сообща и делились на доли примерно равной стоимости. Так что в долю могли войти драгоценное украшение, дорогой серебрённый керамический кувшин, отрез шерстяной ткани и топор с саксом. А вот корова, курица, шелковая мантия и полпуда обработанной кожи в долю воина войти не могли. Это была все же совершенно разная добыча.

Драгоценное украшение
Драгоценное украшение

Так же за рамки дележа обычно выводилась еда и выпивка, за исключением разве что редких и дорогих вин, бывших самой по себе драгоценностью. Все остальное, что можно было съесть и выпить, уверенно уничтожалось совместными усилиями победителей в процессе празднования победы и последующей дележки ценностей.

И, как ты понимаешь, дорогой читатель, такой чрезвычайно честный и очень веселый способ распределения честно награбленного приводил к тому, что победившее войско немедленно становилось почти небоеспособным. Воины, получившие свою долю в добыче, больше не хотели никуда идти. у них все уже и так было хорошо. И сдвинуть их вперед можно было, только убедив, что дальше добычи будет только больше, а лежать она будет просто на земле, без малейшей охраны.

А нет ли у вас немного драгоценностей добрые люди?
А нет ли у вас немного драгоценностей добрые люди?

Еще меньший интерес к продолжению боевых действий выказывали вожди и крупная военная аристократия. Их первейшей задачей теперь было доставить свои новые стада, рабов и другие ценности в свои земли. Ну какая тут, простите, война? Не смешите занятых людей.

И именно поэтому, отлично понимая, что после большой победы войско больше никуда не пойдет, большинство военных компаний времен "варварских королевств" планировались так, чтобы большое сражение было завершающей их точкой. После которой все, немного передохнув, могли уже заняться своими личными делами. Кто-то отправиться в отчий дом с добычей, кто-то погнать свое новое стадо в свои земли, а кто-то и продолжить немножко грабить местных жителей. Тут понятно, кому что было интересно.

Вот примерно такой, более или менее честный способ деления добычи существовал в землях Европы века, наверное, до VI. И, может быть, он просуществовал бы еще какое-то время, но тут, как на грех, на престол королевства франков взошел Хлодвиг. И все как-то внезапно изменилось.

Знакомьтесь. Король Хлодвиг.
Знакомьтесь. Король Хлодвиг.

Не то чтоб Хлодвиг был каким-то особенным. Хотя, конечно, он был особенным. Немногие короли даже в те славные времена лично водили в атаку свою конницу и имели счет убитых очень хорошо за сотню. Но дело было совершенно не в этом. Королевства на территории Европы, возглавляемые такими энергичными людьми, как Хлодвиг, росли, а значит, росли и дружины военной аристократии, превращаясь в настоящие армии.

Десятки, а то и сотни взрослых здоровых мужчин приходилось хорошо кормить, поить, развлекать, дарить драгоценные подарки, а главное - водить на войну. Содержание больших дружин требовало каких-то сумасшедших по тем меркам денег.

Но самое ужасное было то, что все эти люди были вырваны из экономики и ничего не производили, кроме неприятностей, спровоцированной и неспровоцированной агрессии и трупов врагов. Нет, это было, конечно, отлично, а местами даже весело. Вот только вокруг вовсю бушевал раннесредневековый климатический пессимум, а поэтому с урожайностью, едой, экономикой и вообще с благосостоянием все было не сильно хорошо.

Вождям срочно требовались дополнительные средства для того, чтобы содержать большие дружины. И, кстати, уменьшить эти самые дружины было плохим вариантом. Просто потому, что вместе с уменьшением преданных лично тебе воинов пропорционально уменьшалось и количество твоих земель.

Большая дружина, залог того что все у тебя будет хорошо.
Большая дружина, залог того что все у тебя будет хорошо.

Поэтому примерно с начала VI века мы видим, что при описании дележа добычи понятие "равная доля" постепенно заменяется на "положенная доля". Невозможно точно сказать, как к этому времени изменился размер долей и насколько больше стал получать вождь или король, но абсолютно точно можно говорить о том, что его доля стала заметно большей, чем то, что полагалось простому воину.

Традиция делить все захваченное на равные части к этому моменту уже перестала казаться нормальной. И это отражается в дошедшей до нас истории о "Чаше Суассона". Все помнят эту историю, когда король Хлодвиг во время дележа добычи потребовал себе золотую чашу сверх "положенной" добычи, а простой франкский воин отказал ему в этом, разрубив драгоценный сосуд.

Король Хлодвиг обиды, нанесенной ему, надо сказать, не забыл и воина, что настаивал на соблюдении традиций, зарубил. Но главное, что поступок короля вызвал всеобщее одобрение. Большая часть войска, а особенно королевская дружина, что кормилась из рук Хлодвига, отлично понимала, что традиции - это, конечно, хорошо, но времена изменились, и перечить их королю лучше не надо.

Та самая Суассонская чаша из за которой все началось.
Та самая Суассонская чаша из за которой все началось.

Однако не только грабежом и мародерством жили сильные мира сего. Была у них и совершенно другая добыча. Добыча вообще понятие очень широкое. И кроме честно награбленного, были у военной аристократии и другие способы пополнить свое благосостояние. Например, за счет выкупа.

В те суровые, но славные времена убивать поверженного врага было не принято. Принято было его поить, кормить, всячески развлекать и держать в гостях, пока родичи твоего гостя не соберут достаточно денег, чтоб выкупить своего родственника. И вот эти деньги, конечно, никаким образом и ни с кем не делились. С какой бы стати?

А еще можно было удержать свою дружину от грабежа города и получить не только деньги от благодарных жителей, но и небольшой личный подарок. Или, например, получить от короля бургундов неизвестную сумму в серебре и не успеть на поле сражения под Везеронсе. Да мало ли способов поправить свое благосостояние. А самое приятное во всем этом то, что делить эти деньги ни с кем не нужно.

Большое хозяйство большие расходы.
Большое хозяйство большие расходы.

Ну и, конечно же, говоря о военной добыче, мы не можем не сказать о землях. К середине VI века "варварским королевствам" было уже тесно в своих границах, и короли стали со всей решительностью эти границы двигать. Теряя и приобретая новые земли, города и даже целые страны. И вот эта добыча совершенно точно проходила мимо не только обычных фирдманов - ополченцев и дружинников. На нее не имели никаких прав даже мелкая аристократия и обычная военная элита.

Шло время, и чем больше росли "варварские королевств"а, тем сильнее и могущественнее становилась аристократия и их дружины. Тяготы войны все больше и больше ложились на их плечи, и все меньшее значение играло родовое ополчение. А чем меньшей силой обладало ополчение, тем слабее звучал их голос. В том числе и в дележе добычи.

К тому моменту, как Карл Великий превратил королевство франков в Империю Запада, все уже успели позабыть о справедливом делении добычи равными частями для каждого воина, идущего в поход. Теперь большая часть доставалась военной аристократии, а через них - их дружинам. в виде подарков и прямой платы.

Карл Великий, Император Запада.
Карл Великий, Император Запада.

Но время "варварских королевств" было уже на исходе, а впереди маячила "эпоха викингов", изменившая этот привычный мир. А вместе в ней изменились и правила по дележу честно награбленного. Но это уже тема для следующей истории.