Найти в Дзене
Новое управление

КАК ПОБЕДИТЬ ПРОКРАСТИНАЦИЮ И ВСЁ УСПЕВАТЬ

Оглавление

Есть ли у вас задача, которую уже давно пора было бы сделать, но что-то всё никак? И вы не только её не сделали, но и не начали делать? Точно есть – вспомните!

Почему она до сих пор не сделана? Ресурсы – есть. Время – есть (ну, или было, пока не протянули). Тут два варианта:

  • Вы – лентяй
  • Или…

Какой выбираете? Спойлер: не спешите клеймить себя позором. Возможно, тут противник посерьёзнее и посложнее, чем банальная лень.

Прокрастинация – чуть ли ни главный современный враг личной эффективности. Она подкрадывается незаметно - и мы откладываем важные дела «на потом», на последний момент, а вместо этого занимаемся чем-то менее значимым. Такое поведение деструктивно. Нередко оно сопровождается чувством вины и даже своеобразным параличом воли. Прокрастинатор осознает иррациональность своего бездействия и его последствия. В этом главное отличие прокрастинации от лени: прокрастинатор и не решает задачу, и не отдыхает. Отсрочка от работы не приносит ему удовольствия и не наполняет силами. То ли дело лентяй! Он дело не сделал, зато отдохнул, не страдая муками совести: в отличие от прокастинатора, лентяй не видит смысла в конкретной работе и спасает себя от ненужного напряжения. Лень — это про отсутствие желания работать и стремление проводить время в праздности, не напрягаясь.

Прокрастинация, став определённой нормой жизни, загоняет своего носителя в постоянный стресс, что приводит к истощению психики, падению результативности, постепенному отказу даже от понятных и интересных задач. Отсюда вывод: хочешь быть эффективным – распознай и устрани!

-2

Знай врага в лицо

Есть набор признаков, через которые прокрастинация выдаёт себя - вы действуете определённым образом.

1. Отказываетесь от старта нужного, делая массу ненужного. Вы, в общем-то, готовы стартовать, но говорите себе, что перед началом неплохо было бы выпить кофе (кофеин даст энергию, ага). И проверить почту – вдруг там есть что-то важное, что поможет с задачей? Или рука сама тянется в соцсети… Действий много, а старт всё дальше.

2. Переключаетесь на мелкие дела. Вместо того, чтобы начать работу с задачей / продолжить после перерыва, вы делаете массу нетрудных мелких дел. Например, вы начали сортировать файлы на рабочем компьютере или решили именно сейчас «расхламиться», выбросив ворох ненужных бумаг. Сами по себе эти действия нужные (порядок способствует повышению концентрации), но они не влияют на основную цель и никак не помогают старту.

3. Ищите (и нахОдите!) оправдания, «почему до сих пор не…» - прежде всего для самого себя. Чтобы хорошо выглядеть в собственных глазах, вы раз за разом придумываете, почему же до сих пор всё никак не начали работу. Что интересно, прокатывают самые простые объяснения: «Я слишком устал», «Мне нужно отдохнуть», «Это может подождать».

4. Вас гложет страх неудачи. Вы всё больше понимаете, что вряд ли способны выполнить порученное/запланированное. Или сомневаетесь в том, что результат будет такой, как надо. Естественно, такие перспективы расстраивают. Чтоб не расстраиваться ещё больше, вы оттягиваете старт выполнения.

5. Вам отчего-то неинтересно, и вы погружаетесь в апатию. Ну и что, что задача важная. Или даже о-очень важная. Вам сложно заставить себя взяться за дело, как ни крути. Абсолютно «не цепляет». И чем больше вы напоминаете себе о том, что «это надо», тем сильнее равнодушие.

6. Размышляете о том, что нужно было бы сделать вместо того, чтобы делать. Вместо того чтобы действовать, вы постоянно думаете о том, что нужно было бы сделать, но не выполняете реальные действия. Эти размышления становятся бесконечными, но они совершенно непродуктивны.

7. Мучаетесь стрессом и тревогой. Чем ближе срок сдачи – тем выше стресс и тревога. Вы ощущаете растущее давление, но… не сдаётесь и продолжаете откладывать старт.

Сколько признаков вы нашли у себя? Если больше 1 – это она, прокрастинация. А значит, если хотите быть эффективным и закончить все задачи в срок – пора пересмотреть свои привычки и подход к выполнению работы.

-3

Привычка – вторая натура

Прокрастинация не появляется на пустом месте: почву для неё создают привычки по управлению временем и организации собственной активности. Пробегитесь по списку – нет ли здесь чего-то, что вы обычно предпочитаете делать?

1. «Недолёт!.. Перелёт!..» - неправильно планировать

  • Отсутствие конкретных планов. Если вы не планируете свой день заранее, легко потеряете фокус и займётесь второстепенными делами.
  • Нереалистичные планы. Они приводят к тому, что вы будете чувствовать себя перегруженным, даже не начав работу, и начнёте откладывать задачи.

2. «Быть лучшим! Или не быть вообще…» - быть перфекционистом

  • Постоянное стремление к идеалу приводит к тому, что много времени уходит на мелкие детали, на подготовку работы, а задача – остаётся нерешённой.
  • Страх совершить ошибку или не выдать результат наивысшего качества заставляет откладывать начало работы.

3. «Времени ещё вагон» - откладывать на последний момент.

Говорят, что «в последний момент» придут вдохновение и энергия для выполнения задачи. Да, иногда так бывает. Но не всегда и не у всех. На практике основную массу людей такая привычка загоняет в хронический стресс и существенно снижает самочувствие; как следствие качество работы получается так себе.

4. «Сколько всего вокруг!» - отвлекаться на всё подряд.

Социальные сети, мессенджеры, уведомления на смартфоне, видео, новости, чаты и прочие раздражители куда более соблазнительны, чем сложная (и трудная) или рутинная рабочая задача. Рука сама тянется к мышке, внимание легко переключается на очередной видос, а задача… Ну, вы поняли.

5. «И сила есть, и воля есть, а силы воли нет» - быть недостаточно дисциплинированным.

Когда самоконтроль слабый, при трудностях или скуке так легко переключиться на развлечения или менее важные занятия! А если ещё нет регулярного расписания и привычки работать в рамках, то в выполнении задач наступает хаос, а старт работы превратится в непосильное действие.

6. «Задач много, а я один» - не хотите начинать сложные/трудные задачи.

Сложные/неприятные задания часто кажутся неподъёмными, поэтому люди склонны откладывать их на потом, пытаясь избежать встречу с неприятным. Вместо этого они предпочитают заняться чем-то более понятным, приятным и лёгким.

7. «На том свете отоспимся!» - постоянное откладывание отдыха.

Когда отдыха катастрофически не хватает, за дело берётся сам организм. Он заставит вас отставить дела в сторону, «подкрутив» физиологию. Внимание разлетится в клочья, мотивация покинет чат, то, что раньше вызывало интерес, станет скучным и неприятным. Всё это вместе отдаляет вас от старта любой, даже самой важной и значимой задачи, несмотря на приложенные волевые усилия.

Сколько привычек насчитали? Только честно!

Для успешной борьбы вам важно осознать наличие привычек, подпитывающих прокрастинацию, и постепенно заменять их на полезные практики. Регулярный анализ своего поведения и внесение изменений в распорядок дня помогут вам достичь большего контроля над своими действиями и повысить продуктивность.

-4

Формируем привычки заново

Предлагаем набор приёмов, которые устранят многие факторы риска, о которых мы писали выше. Сделав эти приёмы частью своей рутины, вы быстро заметите, что покрастинируете значительно меньше.

1. Планирование деятельности.

1.1. Разделяйте большие цели на маленькие шаги. Когда задача огромна, она может казаться нерешаемой. Разбейте задачу на небольшие этапы, считая, что одни этап – это собственно задача. Тревога при работе с маленькими задачами гораздо ниже или отсутствует вовсе, следовательно, риск того, что возникнет желание отложить решение, очень мал.

1.2. Избегайте многозадачности. Мозг чисто физически не может работать с несколькими задачами одновременно. Суть многозадачности – очень быстрое переключение между несколькими задачами в короткий период времени. Следовательно, чем больше и быстрее вы переключаетесь, тем быстрее устанете и больше ошибок допустите. Делать несколько дел за раз тяжело, поэтому многозадачность – это прямой путь к прокрастинации. Планируйте работу так, чтобы держать фокус на одном деле до тех пор, пока оно не будет завершено, прежде чем переходить к следующему – это сэкономит силы и не подтолкнёт к откладыванию дел.

1.3. Устанавливайте чёткие сроки. Главное, чтоб эти сроки были реалистичны. Не берите на себя больше, чем можете: лихачества никто не оценит, прежде всего вы сами. Дедлайны, хоть и откровенно подбешивают, но помогают сосредоточиться и избегать откладывания дел. Когда у вас есть конкретный срок выполнения задачи, мозг работает эффективнее. Когда разбиваете большую задачу на части, устанавливайте промежуточные сроки для каждой из них.

Планируйте следующий день с вечера. Это особенно подойдёт тем, кто склонен тревожиться насчёт будущего. Перед сном составьте список задач на следующий день. Во-первых, это даёт мозгу подготовиться к предстоящим делам и уменьшит утренний стресс. Во-вторых, наличие плана поможет с утра избежать ловушки вопроса «Что мне сегодня делать?» и соблазна отложить подальше сложное/неинтересное/пугающее. И снова напоминаем: план должен быть реалистичным – посильным для вас как исполнителя.

2. Организация работы.

2.1. Всегда содержите рабочее место в чистоте и порядке. Чем меньше мелких деталей, разбросанных вещей/документов/стикеров с записочками – тем меньше поводов отвлечься от основной работы. Ваша концентрация не заставит себя ждать, потому что непроизвольно переключиться станет не на что.

2.2. Уберите отвлекающие факторы. Отключите на время работы то, что может отвлечь: уведомления в телефоне, всплывающие сообщения от разных сайтов и т.д. Если сомневаетесь в собственной воле - установите специальные приложения, блокирующие доступ к определённым сайтам. Договоритесь с коллегами и друзьями, чтобы они не беспокоили вас в отведённые для работы часы. Создавайте условия, в которых ничто не сможет помешать вашей концентрации.

2.3. Начинайте с трудного и неинтересного. В первую очередь решайте самые трудные и некомфортные для вас задачи, потому что пока ещё на них есть силы. Чем меньше останется сил – тем дальше вы отложите то, что вам не нравится. Осознанно выходите из зоны комфорта и принимайтесь за сложные задачи. Это укрепит вашу уверенность в своих возможностях.

2.4. Используйте тайм-менеджмент («Помидор», «Правило 2-х минут» и т.д.) и вовремя отдыхайте. Работать короткий отрезок времени гораздо легче и выглядит для нашего ума безопаснее, чем когда мы заняты «от забора и до обеда». Тайм-менеджмент выстраивает баланс нагрузка/отдых, чем помогает поддерживать концентрацию и избежать переутомления. Работая короткими интервалами, вы сможете сохранять мотивацию и хорошо справляться с задачами. Отдых – это то, что поможет концентрации восстанавливаться. Просто помните об этом.

3. Подведение итогов и оценка сделанного.

3.1. Уничтожьте внутреннего злого критика-перфекциониста. Усвойте истину: невозможно 100% времени выполнять 100% задач со 100% качеством по 100% параметров. Никто не будет в выигрыше, когда вы сляжете в погоне за идеалом, да и ваша мотивация в отношении будущих задач точно не вырастет. Везде нужен здравый баланс усилия/результат, что бы ни говорил ваш внутренний критик. Трезво, здраво, грамотно оцените свои возможности и научитесь их принимать. Так вы избежите завышенных ожиданий на старте и разочарований в совокупности с самопоеданием на финише. Нет негатива – нет прокрастинации. Всё просто.

3.2. Создайте систему поощрений. Похвалите себя любимого. За то, что вовремя, не откладывая, начали работу. За то, что не отвлеклись на чат с друзьями или на очередной видос. За то, что выдержали дедлайн и не попросили отсрочку. То, что выглядит как мелочи, на самом деле ни разу не мелочи! Если бы концентрацией и мотивацией было легко управлять, мы бы не говорили так много о прокрастинации. Короче: повод похвалить себя есть всегда. Ещё можно награждать себя за выполненные задачи – выпить чашку кофе, погулять и т.д. Выберите сами, что вас порадует. Только обязательно выдайте себе эту награду! Так нервная система придёт в равновесие, а стресс снизится.

-5

Некоторым помогает т.н. «Дневник успеха»: там авторы записывают то, что удалось, пусть даже самые маленькие вещи. Пока вы записываете, мозг концентрируется на достижениях и устанавливает положительную обратную связь. Запись достижений на протяжении времени покажет прогресс, что мотивирует двигаться дальше и поддерживать наработанные полезные привычки.

Итого.

Прокрастинация, хоть и сильна, но побороть её вполне возможно. Главное – начать действовать, а не просто думать о действии. Это, разумеется, потребует осознанности, дисциплины и заметных усилий (особенно на первых порах), но они того стоят.

Однако, если вы всё делаете верно, отлично управляете собой, но прокрастинация всё равно появляется – проанализируйте ситуацию. Всё ли в порядке с теми задачами, которыми вы заняты? Возможно, они объективно нереалистичны? Тогда работать предстоит уже не с собой, а с задачей. Как вариант, периодические впадения в прокрастинацию – это сигнал от вашего организма: точно ли вы соблюдаете баланс труда и отдыха? В общем, как и все яды, в малых дозах прокрастинация становится полезной и, как её коллега по цеху лень, спасает нас от переутомления.

Подберите инструменты, которые подойдут именно вам, миксуйте их, если нужно, создавайте собственные лайфхаки (ведь каждый человек уникален). Будьте внимательны к себе и в меру строги. Находите смыслы в том, что делаете. Так прокрастинация перестанет пожирать ценное время, а вы станете чемпионом эффективности.