"Андрей Рублев", реж. Андрей Тарковский:
В центре сюжета лежит жизнь иконописца Андрея Рублева. Параллельно в фильме рассказывается о междоусобном соперничестве за власть между сыновьями Дмитрия Донского, а также о борьбе православного христианства с язычеством.
Показ картины начальству в 1967 году вызвал шквал негодования: киноленту обвиняли в клевете на русский народ, пропаганде насилия, искажении исторической правды, а эпизод с язычниками, нагишом купающимися в ночь Иваны Купалы, был признан аморальным.
Фильм стал настоящим событием в кинематографическом мире. Впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси.
"Интервенция", реж. Геннадий Полока:
Геннадий Полока, автор знаменитой "Республики ШКИД", экранизировал пьесу Льва Славина "Интервенция", стилизовав ее под эстетику советского авангарда. Декорации, костюмы и колористическое решение кинокартины напоминают яркую театральную постановку, не особо связанную с темой Гражданской войны (хотя фильм, конечно же, о ней).
Вольное обращение с героями и историей не понравилось партии. В первую очередь потому, что некоторые из прототипов героических образов стали жертвами сталинских репрессий. Кроме того, в фильме было слишком много шуток, песен и одесских бандитов на одной сцене с героями революции.
Масла в огонь подлил и исполнитель главной роли Владимир Высоцкий — его песни, написанные специально для фильма, показались слишком смелыми. Когда картину запретили, съемочная группа написали письмо Брежневу с просьбой отменить решение. Ответа не дождались, как Высоцкий — премьеры. Она состоялась лишь в 1987 году. Высоцкий, к сожалению, премьеры не дождался.
"Бежин луг", реж. Сергей Эйзенштейн:
"Бежин луг"- глубокая притча о конфликте поколений , в основу которой легла трагическая история Павлика Морозова.
Кинолента получила жёсткую критику: черновой вариант был отвергнут, а съёмки остановлены. Управление кинематографа объяснило своё решение тем, что фильм не несёт художественной ценности и политически несостоятелен. Режиссёр долго пытался вернуть картину в работу, но безуспешно.
Эйзенштейну не хватило буквально 11 дней, чтобы завершить съемки, а позднее отснятые негативы сгорели в дни бомбардировок Москвы фашистами. От проекта остались только раскадровки, нарисованные режиссером, да обрезки кинопленки, спасенные Эсфирью Тобак — монтажером фильма.
"Иван Грозный", реж. Сергей Эйзенштейн:
Последний фильм Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу сразу после проката.
Съемки проходили с большим трудом, в процесс активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам.
При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной войны, и вся съемочная группа голодала.
Первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Вот только вторую серию фильма не одобрили. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия снята с проката.
Эйзенштейну удалось добиться личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы режиссер получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа.
"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", реж. Андрей Кончаловский:
В 1960-е годы в советское кино вернулась тема русской деревни, и кинематографисты стали по-новому осмыслять пропасть между деревенскими и городскими жителями.
Второй фильм Андрея Кончаловского снят в полудокументальной манере, большая часть героев - непрофессиональные актеры. В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрывает зрителям завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне.
Оказалось, что вдали от идеологии и прикрашенной действительности соцреализма, советский человек может испытывать боль и тоску и быть несчастливым. Это и стало причиной негодования чиновников. Фильм вызвал ожесточенные споры, его требовали переснять, но съемочная группа отказались вносить изменения.
Фильм не вышел в широкий прокат и отправился на полку. Причина простая: цензоры сочли картину аморальной.
Премьера фильма состоялась только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял "Курочку Рябу" - продолжение, которое вызвало в обществе не меньше споров, правда, цензурировать сиквел уже было некому.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Смотрели эти фильмы? Делитесь впечатлениями в комментариях.
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: