Найти в Дзене
arts_tobe - просто об искусстве

Какие фильмы были запрещены в СССР и почему?

В центре сюжета лежит жизнь иконописца Андрея Рублева. Параллельно в фильме рассказывается о междоусобном соперничестве за власть между сыновьями Дмитрия Донского, а также о борьбе православного христианства с язычеством. Показ картины начальству в 1967 году вызвал шквал негодования: киноленту обвиняли в клевете на русский народ, пропаганде насилия, искажении исторической правды, а эпизод с язычниками, нагишом купающимися в ночь Иваны Купалы, был признан аморальным. Фильм стал настоящим событием в кинематографическом мире. Впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси. Геннадий Полока, автор знаменитой "Республики ШКИД", экранизировал пьесу Льва Славина "Интервенция", стилизовав ее под эстетику советского авангарда. Декорации, костюмы и колористическое решение кинокартины напоминают яркую театральную постановку, не особо связанную с темой Гражданской войны (хотя фильм, конечно же, о ней). Вольное обращение с героями и ис
Оглавление

"Андрей Рублев", реж. Андрей Тарковский:

В центре сюжета лежит жизнь иконописца Андрея Рублева. Параллельно в фильме рассказывается о междоусобном соперничестве за власть между сыновьями Дмитрия Донского, а также о борьбе православного христианства с язычеством.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Показ картины начальству в 1967 году вызвал шквал негодования: киноленту обвиняли в клевете на русский народ, пропаганде насилия, искажении исторической правды, а эпизод с язычниками, нагишом купающимися в ночь Иваны Купалы, был признан аморальным.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Фильм стал настоящим событием в кинематографическом мире. Впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

"Интервенция", реж. Геннадий Полока:

Геннадий Полока, автор знаменитой "Республики ШКИД", экранизировал пьесу Льва Славина "Интервенция", стилизовав ее под эстетику советского авангарда. Декорации, костюмы и колористическое решение кинокартины напоминают яркую театральную постановку, не особо связанную с темой Гражданской войны (хотя фильм, конечно же, о ней).

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Вольное обращение с героями и историей не понравилось партии. В первую очередь потому, что некоторые из прототипов героических образов стали жертвами сталинских репрессий. Кроме того, в фильме было слишком много шуток, песен и одесских бандитов на одной сцене с героями революции.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Масла в огонь подлил и исполнитель главной роли Владимир Высоцкий — его песни, написанные специально для фильма, показались слишком смелыми. Когда картину запретили, съемочная группа написали письмо Брежневу с просьбой отменить решение. Ответа не дождались, как Высоцкий — премьеры. Она состоялась лишь в 1987 году. Высоцкий, к сожалению, премьеры не дождался.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

"Бежин луг", реж. Сергей Эйзенштейн:

"Бежин луг"- глубокая притча о конфликте поколений , в основу которой легла трагическая история Павлика Морозова. 

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Кинолента получила жёсткую критику: черновой вариант был отвергнут, а съёмки остановлены. Управление кинематографа объяснило своё решение тем, что фильм не несёт художественной ценности и политически несостоятелен. Режиссёр долго пытался вернуть картину в работу, но безуспешно.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Эйзенштейну не хватило буквально 11 дней, чтобы завершить съемки, а позднее отснятые негативы сгорели в дни бомбардировок Москвы фашистами. От проекта остались только раскадровки, нарисованные режиссером, да обрезки кинопленки, спасенные Эсфирью Тобак — монтажером фильма.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

"Иван Грозный", реж. Сергей Эйзенштейн:

Последний фильм Сергея Эйзенштейна, снятый по сценарию, утвержденному лично Сталиным, был запрещен к показу сразу после проката.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Съемки проходили с большим трудом, в процесс активно вмешивался председатель Комитета по делам кинематографии Иван Большаков. Он требовал, чтобы премьера состоялась как можно быстрее и предлагал режиссеру отдать часть работы ассистентам.

При этом еду на съемочной площадке приходилось смазывать керосином, чтобы ее не съели: фильм снимался в годы Великой Отечественной войны, и вся съемочная группа голодала.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Первая серия была выпущена в прокат в январе 1945 года и одобрена лично Сталиным. Режиссер и съемочная группа получили Сталинскую премию I степени. Вот только вторую серию фильма не одобрили. Исследователи считают, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. Фильм был запрещен, а первая серия снята с проката.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Эйзенштейну удалось добиться личной аудиенции у Сталина и после долгой беседы режиссер получил разрешение переснять картину. Однако закончить фильм не успел: он скончался в 1948 году от сердечного приступа.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

"История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", реж. Андрей Кончаловский:

В 1960-е годы в советское кино вернулась тема русской деревни, и кинематографисты стали по-новому осмыслять пропасть между деревенскими и городскими жителями.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Второй фильм Андрея Кончаловского снят в полудокументальной манере, большая часть героев - непрофессиональные актеры. В этой маленькой истории любви, полной тревог и поэзии повседневной жизни, режиссер приоткрывает зрителям завесу тайны, как живется советскому человеку в глухой деревне.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Оказалось, что вдали от идеологии и прикрашенной действительности соцреализма, советский человек может испытывать боль и тоску и быть несчастливым. Это и стало причиной негодования чиновников. Фильм вызвал ожесточенные споры, его требовали переснять, но съемочная группа отказались вносить изменения.

Фильм не вышел в широкий прокат и отправился на полку. Причина простая: цензоры сочли картину аморальной.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Премьера фильма состоялась только в 1987 году, а в 1994-м Кончаловский снял "Курочку Рябу" - продолжение, которое вызвало в обществе не меньше споров, правда, цензурировать сиквел уже было некому.

Кадр из фильма "Курочка Ряба".
Кадр из фильма "Курочка Ряба".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Смотрели эти фильмы? Делитесь впечатлениями в комментариях.

❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: