В 1918 году закончилась Первая Мировая война, и на смену мрачным временам пришли "ревущие двадцатые". Звуки джаза не умолкали, танцполы гудели, украшения слепили глаза — страх желали как можно скорее растворить в бесконечном празднике жизни и запрещенном алкоголе (в США с 1920 по 1933 год действовал "сухой закон").
Но веселье длилось недолго: за экономическим крахом последовала Вторая мировая война. А в 1925 году в свет вышел роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби", в котором автор отразил характерные черты этой короткой, но яркой эпохи, которая до сих пор вызывает неподдельный интерес.
Роман был экранизирован несколько раз. В 2013 году состоялась премьера пятой по счету киноадаптации "Великого Гэтсби" режиссера База Лурмана. Фильм получил несколько оскаровских статуэток в номинациях "Лучший дизайн костюма" и "Лучшая работа художника-постановщика".
В этом заслуга художницы по костюмам Кэтрин Мартин и дизайнера Миуччи Прада. Вместе они создали более 700 образов к фильму: подобрали архивные платья из коллекций Miu Miu и Prada для главных героев, а также подготовили костюмы в стиле ар-деко для гостей Гэтсби (около 600).
По словам Кэтрин Мартин, для создателей было важно не превратить фильм в черно-белый урок истории, поэтому некоторым костюмам были приданы современные детали:
"Мы могли бы изучить фотографии и иллюстрации из модных журналов 20-х, но это не документальный фильм. Мы хотели рассказать историю так, чтобы современность Фицджеральда могла выйти за пределы плоскости экрана".
Одной из главных модниц является Дейзи Бьюкенен — светская дама с необычным именем (daisy в переводе с английского означает маргаритка). В ее гардеробе мы обнаружим роскошные платья из дорогих материалов: шелка, атласа, тюля и французского кружева, украшенные бисером, стеклярусом или пайетками.
Художница по костюмам говорила, что при выборе образов для главной героини она руководствовалась описаниями "воздушных, словно эфир, платьев" в романе. Нечто подобное удалось найти в архивной коллекции Prada Весна/Лето 2010. В платье, покрытом сеткой из стекляруса, Дейзи появляется на светском приеме у Гэтсби.
"Это платье должно было стал олицетворением света", — говорила Миучча Прада.
Интересно, что дневные платья Дэзи идут ей безусловно, а вот вечерние наряды и манто как будто чуть-чуть великоваты — героиня не доросла до взрослой жизни...
Олицетворением нового и свободного типа женщины в фильме стала гольфистка Джордан Бейкер. Однако стоит упомянуть, что Бейкер в киноверсии отличается от той гольфистки, которую описал Фицджеральд в своем романе. Лурман же изобразил настоящую бунтарку, типичную flapper girl.
Основные элементы стиля девушки-флэппер — платья с заниженной талией чуть ниже колена или комплект из блузы и юбки, шляпки клош или кепи-козырьки, а также туфли на высоком каблуке.
Вещи Джордан Бейкер сшиты из струящихся, даже скользящих плотных тканей насыщенных цветов, к тому же декорированы гораздо сдержанней, чем у Дейзи. И конечно, образ одетой таким образом женщины получается гораздо более броским и фатальным, но не переходит границ хорошего тона — все-таки Джордан принадлежит к высшему классу американского общества.
На вечеринке у Гэтсби Бейкер появляется в черном платье, украшенном россыпью камней. Густо подведенные глаза и острый контур губ подчеркивают ее свободолюбивый нрав — в лучших традициях flapper girl.
А вот наряды Миртл Вилсон (любовницы мужа Дэзи) являются эталоном вульгарного подхода к эмансипированной моде эпохи — кричащие цвета и яркие принты, воланы и короткие юбки. Ее наряды в исполнении Миуччи Прады вполне интересны, и, если сменить аксессуары и надеть на женщину с другим цветом волос, они вполне имеют право на существование.
Особого внимания заслуживают и украшения. Браслеты и подвески, перстни и запонки с драгоценными камнями были обязательными аксессуарами для модников и модниц той эпохи. С задачей дополнить образы персонажей и подчеркнуть их материальный статус справился ювелирный дом Tiffany&Co.
"Фицджеральд был клиентом Tiffany, и вполне вероятно, что Том Бьюкенен (муж Дейзи) тоже. Поэтому мы решили сотрудничать с Tiffany&Co", — рассказала Кэтрин Мартин.
Было создано около 1700 украшений, изготовленных по чертежам 1920-х годов. Например, голову Дейзи на вечеринке у Гэтсби украшает бриллиантовая тиара с жемчужной подвеской, дизайн которой можно найти в архивах ювелирного бренда.
Повязку главной героини дополняют необычные украшения для рук, которые практически не встречаются в современных коллекциях. Это собственная дизайнерская разработка Мартин, вдохновлённая традиционными индийскими ювелирными изделиями и эскизами из архивов Tiffany & Co.
Еще одним интересным украшением можно назвать жемчужную цепочку Дейзи, которая в романе стоила баснословных денег по меркам 1922 года — 350 тысяч долларов. Украшение, которое Том подарил Дейзи при помолвке, и которое она затем в отчаянии сорвала с шеи и бросила на пол, было настоящим:
"Охрана ползала по полу, собирая жемчужины", — вспоминает Мартин.
Джей Гэтсби не мог похвастаться благородным происхождением, поэтому в фильме он носит украшения поскромнее - запонки и перстни со вставками из темных камней. На его перстне можно заметить выгравированную маргаритку — символ любви и преданности Дейзи.
Мужские костюмы для съемок предоставил старейший американский бренд Brooks Brothers. "Brooks Brothers неоднократно упоминались в произведениях самого Фитцджеральда как законодатели мужской классической моды" - отмечала Кэтрин Мартин.
История этого бренда богата на мировые события: именно в черном фраке Brooks Brothers в 1865 году был застрелен в театральной ложе 16-й президент США Авраам Линкольн (и в знак памяти портные с 1865 по 1998 год, почти 150 лет, не выпускали черной одежды!).
Костюмы Brooks Brothers мы видим и на Нике Каррауэйе. В гардеробе вчерашнего студента преобладает повседневная одежда в монохромных оттенках: костюм-тройка из твида, хлопковая рубашка в полоску, шерстяной кардиган. Излюбленный аксессуар героя — соломенная шляпа-дерби, которую в то время носили банковские работники.
Главной герой, Гэтсби, всегда одет с иголочки. Он прекрасно понимал, что благородное происхождение купить нельзя, а вот одежду — вполне. Но однажды Гэтсби совершил ошибку:
"Человек из Оксфорда, черт его побери! На нем розовый костюм", — воскликнул Том Бьюкенен в одной из напряженных сцен.
Все дело в том, что человек благородного происхождения в то время не мог позволить себе подобные цвета в одежде. Но розовый костюм Гэтсби является символом его романтической натуры.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А какие наряды вам понравились больше всего?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: