Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

"Под покровом ночи" - как фильм от кутюрье стал артхаусом об изящной мести и почему его стоит посмотреть каждому.

Во-первых, это красиво. Во - вторых, он из той категории фильмов, которые меняют сознание и заставляют задуматься. В - третьих, это прямое доказательство режиссерского таланта Тома Форда.

«Под покровом ночи» — мрачная эмоциональная и интеллектуальная артхаусная драма о сложном отношении между творчеством и личными переживаниями автора.

Начнем с сюжета: Лос-анджелесская галеристка Сьюзан Морроу (Эми Адамс) счастлива в бизнесе, но несчастлива в браке. Ее муж Хаттон (Арми Хаммер) ей изменяет, его финансовые дела идут не так хорошо, как дела Сьюзан. Внезапно женщина получает посылку от писателя Эдварда Шеффилда (Джейк Джилленхол), за которым была замужем много лет назад. Эдвард прислал Сьюзан свой новый роман «Ночные животные». Казалось бы, милый повод, чтобы напомнить о себе, но не все так просто.

Сюзан бросила бывшего мужа 20 лет назад, обвинив его в слабости и несостоятельности. Но спустя время он все-таки стал писателем и присылает бывшей жене свой первый удачный роман. И здесь фильм разделяется на 2 параллельно развивающиеся история (такой прием, "роман в роман", знаком любому образованному человеку по книге М. Булгакова "Мастер и Маргарита").

Итак, книга рассказывает о мужчине по имени Тони Хэстингс (которого опять-таки играет Джейк Джилленхол), чью жену и дочь изнасиловали и убили гопники из техасского захолустья. Читая жесткое и захватывающее произведение, Сьюзан вспоминает свои страстные отношения с бывшим мужем, и в ее сердце разгораются былые чувства (отмечу, сюжет основан на книге Остина Райта «Тони и Сьюзан»).

То есть фильмы состоит из двух параллельных повествований: «вымышленную» историю о злоключениях Тони, который после страшной трагедии пытается добиться правосудия с помощью сочувствующего полицейского, и «реальную» историю о нынешней и прошлой личной жизни Сьюзан.

-2

События в этих историях изложены совершенно по-разному, но связь между ними очевидна. Так и не женившийся во второй раз Эдвард все еще влюблен в Сьюзан, и неонуарный роман о Тони, явном альтер эго автора, читается как признание в недостаточной мужественности писателя (что и было одной из причин развода) и клятве в преданной любви. Но Сьюзан для Эдварда есть то, что техасские бандиты для Тони. В его представлении она не просто убила их любовь (и ребенка, сделав аборт), но и художника внутри себя, предав настоящее искусство и став галеристкой.

Но если и Эдварда, и Тони блистательно играет Д. Джилленхол, то в романе его жену играет уже не Э. Адамс, а удивительно похожая на нее А. Фишер (в Голливуде этих актрис даже называют близняшками). Этим приемом режиссер подчеркивает, что книжная жена все же отличается от реальной бывшей.

Слева Э. Адамас, справа А. Фишер.
Слева Э. Адамас, справа А. Фишер.

И если концовка преимущественно интеллектуальна, то начинался фильм весьма эмоционально. Сьюзан хватает книгу с посвящением ей на титульном листе, поудобнее устраивается на диване и погружается в чтение. Каждая следующая страница будет потрясать ее сильнее, чем предыдущая. В романе, на точно таком же диване, только брошенном в пустынной техасской глуши, найдут два обнаженных женских тела со следами физического и сексуального насилия. Этот самый диван проникает в роман из глянцевого арт-мира, в котором сейчас находится Сюзан. Герой Джилленхола сойдет с ума от горя, бросится на поиски преступника, найдет, убьет его, а затем себя. И тогда-то к героине придет понимание, что история поруганной любви имеет реальную подоплеку, ведь это описание их собственных супружеских отношений. И обвиняется в убийстве любви не реальный преступник, а тяжелый характер бывшей жены.

-4

Удивительно, но Сюзан приходит в восторг от романа бывшего мужа и пишет ему с просьбой о встрече. Тот соглашается. Она выбирает модный ресторан и ожидает его, выпивая коктейль за коктейлем. Но оказывается, что приходить Эдвард и не собирался. Почему? Режиссер предоставляет возможность ответить на этот вопрос каждому зрителю.
-5

Здесь нет крови, громких звуков, не показаны сцены изнасилования и убийства. Однако продолжительной психологической пытки, которой бандиты подвергают Тони и его семью, оказывается более чем достаточно, чтобы кровь застыла в жилах. Ночная трагедия на техасском шоссе наводит ужас не хуже хорроров.

Отчасти фильм о закулисье творчества, о том, каким немыслимым образом пересекаются эти параллельные миры, отражают, искажают, трансформируют друг друга. Нео-нуар здесь не просто "модный лук", которого ждёшь от модного дизайнера, а единственная возможная тональность повествования.

История, разворачивающаяся под покровом ночи, так и не сбрасывает с себя тяжёлый саван безысходности; свет и нежность в ней – лишь блики воспоминаний на холодной зеркальной поверхности, где-то в песчинках радужки глаза, в обнажённом овале лица. И каким бы двусмысленным ни казался финал, реальность в нём захлопывается лакированной крышкой гроба над бездыханными телами юных Эдварда и Сьюзен.

-6

Спасибо, что дочитали до конца. А если вы хотите и дальше узнавать интересные факты об искусстве, то подписывайтесь на наш запрещенграм и тг-канал :)