«Унесённые призраками», пожалуй, самая известная работа японского режиссёра Хаяо Миядзаки. Это красочная и неоднозначная сказка о девочке Тихиро, попавшей в мир духов, чтобы снять чары с родителей. Но что стоит за волшебной историей? Мораль, которую может понять лишь взрослый?
Мультфильм Миядзаки часто сравнивают со сказкой Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес". Главные героини обоих произведений произведений случайно оказываются в таинственном мире, где действуют законы, отличные от их привычной жизни. Девочкам приходится общаться с неизведанными существами, действия которых часто лишены логики. В "Унесенных призраками" много кэрролловских символов (туннель, река, мост), которые не только показывают некий "переход", но и обозначают то, как трудно вернуться в свой мир.
История "Унесенных призраками" начинается того, что юная Тихиро вместе с родителями переезжают в новый дом. Герои заезжают на лесную дорогу и понимают, что свернули не туда. Они пытаются проехать насквозь и попадают в заброшенный парк развлечений, который населен духами.
В кадре, где показано начало заброшенной дороги, можно заметить тории — деревянные ворота особой формы, всегда обозначающие вход в синтоистское* святилище (*синтоизм - традиционная политеистическая религия Японии, основанная на анимистических верованиях древних японцев).
Заблудившись, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и, к ужасу девочки, превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы, властительницы таинственного мира древних богов и могущественных духов. Теперь Тихиро должна придумать, как вернуть родителем привычный облик и вернуться домой.
Особое место в мультфильме занимают играют слова - они имеют магическую силу и играют решающую роль в освобождении главной героини и её родителей. Вспомните, как Хаку (один из первых знакомых Тихиро в новом мире) предупреждает девочку не поддаваться на уловки Юбабы и продолжать требовать работу. Юбаба знает, что, как только девочка отвлечётся, она обретёт контроль над Тихиро и не позволит ее семье вернуться домой. Поэтому Тихиро громко требует дать ей работу и не реагирует на отвлекающие выпады.
Ещё большим значением обладают имена. Принимая девочку на работу, Юбаба даёт ей новое имя — Сэн. По-японски это означает "тысяча" — вероятнее всего, имеется в виду денежная единица, что подчёркивает стремление Юбабы к обогащению. Отобрав у девочки имя, ведьма лишает её памяти и возможности вернуться в свой мир. Только вернув прежние имена, Тихиро и Хаку становятся свободными. Более того, обряд смены имени символизирует смерть девочки для реального мира, а обретение прежнего имени — воскрешение. Таким образом, всё путешествие по миру призраков, следует рассматривать как обряд инициации.
Итогом подобной инициации становится адаптация к миру взрослых. В самом начале мультфильма, когда мы впервые видим юную героиню, мы не питаем к ней особой симпатии — девочка выглядит капризной и ленивой.
Примерно в том же состоянии мы застаём малыша Бо, сына Юбабы. Он злой, капризный, жестокий, занимает огромное пространство, но при этом неспособен сделать что-то полезное. Только после превращения в мышонка и путешествия к Дзенибе его характер меняется в лучшую.
Интересно, что в мультфильме отсутсвует деление на "черное" и "белое" - каждый герой совмещает в себе и хорошее, и плохое, а характеры могут меняться, когда персонажи коммуницируют друг с другом.
Юбаба нехотя принимает Тихиро на работу, и первые задания девочка выполняет неумело. Однако совсем скоро Сэн показывает отличные результаты и справляется с такими сложными заданиями, как купание Речного Божества и избавление от Безликого. Даже сварливая Юбаба довольна работой девочки. Мир призраков помогает героине повзрослеть, она учится быть ответственной и принимать сложные решения, которые помогают ей спасти родителей.
Такие многогранные персонажи выгодно отличают "Унесённых призраками" от типичного детского мультфильма, где чётко обозначено разделение на добро и зло.
Кроме того, среди многих призрачных существ в фильме появляются блуждающие души мертвых, "застрявшие" между мирами из-за прошлых сожалений или беспокойств. Именно их полупрозрачные фигуры мы можем наблюдать, когда Безликий и Тихиро едут в поезде. Мультфильмам Миядзаки свойственно чередование активных и напряженных сцен со спокойными, медитативными эпизодами, в которых ничего не происходит. Такие сцены называются "ма" ("пустота") и используются для того, чтобы зритель мог перевести дух и осмыслить увиденное.
Самый яркий пример перемены характера — Безликий, который перенимает и зеркально отражает черты тех, с кем он разговаривает. Рядом с Тихиро он застенчив и добр, а перед другими работниками купальни он ведёт себя как монстр, потому что те проявляют жадность и алчность.
Следует отметить, что мотивы алчности и жажды наживы являются сюжетообразующими. Практически все герои проявляют жадность, которая оказывается губительной. Например, превращение родителей Тихиро в свиней обоснована тем, что они проявили жадность и невежество, без спроса и съев угощение, предназначавшееся в дар духам. Родители девочки превращаются в свиней, расплатившись за свою бесцеремонность.
Вероятно, таким Миядзаки и видит современного потребителя: невоспитанным, непомерно жадным, считающим, что всё можно купить за деньги.
Юбаба и её работники обожают золото и деньги, ради наживы они на всё готовы, слепо принимают подарки от Безликого, за что и поплатились некоторые из них, проглоченные заживо.
Жадность ослепляет некоторых героев. Так, когда Юбабе сообщают о подмене "самого драгоценного сокровища", она сперва думает о золоте, и только потом понимает, что речь шла о её ребёнке.
Еда постоянно появляется в кадре мультфильма и почти всегда обладает волшебными силами. Кроме того, что еда превращает родителей девочки в свиней, постоянный голод Безликого заставляет его глотать работников купальни и поглощать пищу. Но еда может и оказать помощь: например, Хаку приносит заговорённую пищу для Сэн, чтобы та "не пропала" в мире призраков.
Позже Сэн получает в подарок от Речного Божества волшебный пирожок, который она делит между Хаку и Безликим, спасая первого от проклятия, а второго — от обжорства.
Мультфильм также поднимает вопрос о рациональном использовании природных ресурсов. Здесь стоит вспомнить эпизод с Речным Божеством. В купальне он издаёт такое зловоние, что Юбаба принимает его за Духа Помоек. Но когда Сэн находит "занозу" на его теле, то работники извлекают мусор из тела Речного Божества, и тот принимает величественный облик.
В мире призраков действуют свои правила, нарушать которые нельзя даже самым могущественным персонажам. Подобная деталь является типичной для сказок всех народов мира — следует вспомнить даже русские сказки, где завязкой, как правило, является нарушение какого-либо правила (не есть волшебных яблок, не красть Жар-птицу и так далее).
Примером нерушимого правила является договор между Юбабой и её работниками. Юбаба не очень-то желает принимать Тихиро на работу, но делает это, так как что связана обещанием. Позже Тихиро должна "опознать" своих заколдованных родителей среди свиней, потому что таково правило, без которого Юбаба не смеет отпустить девочку.
В финале Хаку просит девочку не оборачиваться, когда она будет покидать страну призраков (напрашивается параллель с древнегреческим мифом об Орфее и Эвридике). Этот мотив спасения родителей ребенком характерен и для буддийских легенд: будучи прощен, родитель получает шанс на новое рождение.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А вы смотрели "Унесенные призраками"? Замечали эти детали?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: