В этой статье речь пойдёт об эпической композиции Led Zeppelin - "Kashmir", которая по мнению музыкальных критиков стала лучшим примером подлинного величия особой химии и магии группы.
История её появления такова...
Известно, что ещё в начале своей карьеры в 1961-1962 годах молодой гитарист Джимми Пейдж интересовался звучанием восточных инструментов, слушал индийскую музыку по радио, и пробовал музицировать на ситаре. В то время ему даже удалось встретиться с известным индийским музыкантом-виртуозом Рави Шанкаром на концерте в Лондоне, который объяснил ему, как настраивать и играть на ситаре.
В период расцвета моды на психоделию, в 1967 году Джимми Пейдж с группой The Yardbirds выпустил инструментальную композицию "White Summer" в индийском стиле рага-рок. А в дебютном альбоме Led Zeppelin 1969 года, появилась похожая - "Black Mountain Side". Ещё можно вспомнить "Four Sticks" 1971 года, где Пейдж смешал индийские интонации и африканские ритмы. В 1972 году Пейдж и Плант посетили Бомбей, где недолго поработали с местными музыкантами, перезаписав версии "Friends" и "Four Sticks" с Бомбейским симфоническим оркестром.
После выпуска пятого альбома "Houses of the Holy" и успешных американских гастролей LZ 1973 года, Джимми Пейджу нужны были новые идеи, и он решил добавить в своё творчество восточной африканской экзотики. Для этого он вместе с Плантом совершил туристическую поезду на север Африки в Марокко, где они посетили местный фольклорный фестиваль. По пути они передвигались на лендровере по дороге вдоль пустынной местности, которая казалось им бесконечной. Это вдохновило Планта написать на эту тему стихи, где описывается нескончаемый путь под раскалённым солнцем Сахары в притягательный и мистический Кашмир.
Кашмир (вольный перевод)
О, пусть солнце опалит моё лицо,
А звезды воплотят мечту.
Я - путешественник во времени и пространстве,
Чтоб побывать там, где был,
Посидеть со старейшинами благородной расы,
Которых редко кто увидит.
Они говорят о времени, ради которого они сидят и ждут,
Времени, когда все откроется
Разговор и песня на изящном ритмичном языке
Ласкают мой слух,
Хотя я не знал ни слова из услышанного,
Все было довольно понятно.
Ооо, ооо.
О, я парил... дорогая, без сомнений
Я парил, без сомнения, без сомнения...
Все, что я вижу, становится коричневым,
Потому что солнце сжигает землю
И мои глаза наполняются песком,
Когда я осматриваю эту опустошенную землю,
Пытаясь найти, пытаясь отыскать, где я был.
О, повелитель бурь замёл пути,
Что не оставляет следа в мыслях мечты, Смотри за дорогой, что привела меня сюда
Течением пустынного песка.
Моя Шангри-Ла под летней луной, уверен я вернусь,
Это также, как пыль, что плывет высоко
В июньском воздухе по дороге в Кашмир.
О, отец четырех ветров,
Наполни мои паруса сквозь море лет
Без предосторожностей,
Но с открытым лицом вдоль пролива страха.
Ооо.
Когда я в пути, когда я в пути, да.
Когда я вижу, когда вижу, как ты остаешься...да.
О, да-да, оо, да-да, когда я подавлен...
О, да-да, оо, да-да, итак, когда я подавлен, так подавлен,
О, детка, оо, дорогая, позволь мне отвести тебя туда. Позволь мне отвести тебя туда, Позволь мне отвести тебя туда.
У Пейджа к этому времени уже был подходящий среднетемповый повторяющийся гипнотический рифф с последовательными аккордами в духе неторопливой поступи каравана, который был создан на основе другой песни "Swan Song", над которой он до этого работал. По возвращении из путешествия, он записал его в конце 1973 года в особняке Хедли Грэндж вместе с барабанщиком Бонэмом, который придумал необычный ритмический рисунок (басист Джон Пол Джонс отсутствовал на сессии записи, поскольку в это время собирался покинуть группу). А уже в начале 1974 года, вернувшийся Джонс добавил партию баса и меллотрона, а также оркестровку в арабском стиле (как того хотел Пейдж), сыгранную на струнных и духовых инструментах сессионными музыкантами из Пакистанского оркестра в Лондоне. Все участники группы были в восторге от полученного результата, так как считали что создаваемая на концертах Led Zeppelin "гипнотическая сила" роднит их творчество с марокканской музыкой, погружающей в транс. Так родилась хард-рок-симфония "Kashmir" - одна из самых грандиозных и совершенных песен в истории Led Zeppelin. Интересно, что первоначально песню хотели назвать "Driving To Kashmir" (По дороге в Кашмир), но потом название сократили до «Кашмира». Название не имело никакого отношения к одноимённой местности на севере Индии, так как никто из группы там не был, а представляло вымышленный образ райского уголка на Земле, который ожидает странников после долгой дороги в пустыни. Песня вышла 24 февраля 1975 года на шестом альбоме "Physical Graffiti" и, не смотря на длительность в восемь с половиной минут, попала в радиоэфир, завоевав всеобщее признание и большое число наград среди музыкальных изданий разных стран.
В песне много заимствований из индийской, марокканской и арабской музыки, которыми увлекался Пейдж ещё во время своих экспериментов с ситаром. Также в некоторых частях композиции звучит меллотрон Джонси. Партии духовых и струнных инструментов исполнили приглашенные музыканты, что было нетипично для Led Zeppelin.
Музыкальные критики называют её самой цеппелиновской песней и одной из двух наиболее откровенно прогрессивных эпопей Led Zeppelin (вторая - "Stairway to Heaven"). Песня пленила всю группу своей магической энергией, которые утверждали, что "Kashmir" - одно из лучших их музыкальных достижений. Джимми Пейдж заявлял: «Мне хотелось бы, чтобы нас запомнили за Kashmir больше, чем за Stairway To Heaven. Там всё как надо, без перебора, без вокальных истерик. Качественный Zeppelin». А по мнению Джона Пола Джонса: «В ней представлены все элементы, из которых состоит звучание Led Zeppelin».
Впервые "Kashmir" была исполнена во время турне по Америке в 1975 году. В дальнейшем песня стала "визитной карточкой" и неотъемлемой частью живых выступлений группы. Некоторые выступления с ней были запечатлены на видео. В 1975 году это было на Арене Эрлс-Корт.
Led Zeppelin - Kashmir Live At Earls Court Arena, London 1975
В 1979 году была записана версия на концерте в Небворте, которая появилась на DVD Led Zeppelin (2003)
Led Zeppelin - Kashmir (Live at Knebworth 1979)
В 1988 году оставшиеся трое участников LZ исполнили эту песню на концерте, посвященном 40-летию Atlantic Records.
Led Zeppelin – Kashmir Atlantic 40th Anniversary 1988
В 1994 году Пейдж и Плант записали более длинную концертную версию с египетско-марокканским оркестром для альбома No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded.
Jimmy Page and Robert Plant Unledded - Kashmir 1994
А также исполнили песню с настоящим египетским оркестром в своем туре 1995 года.
Page-Plant - Kashmir With Egyptian Orchestra Glastonbury 1995
10 декабря 2007 года Led Zeppelin, с сыном Джона Бонэма - Джейсоном на барабанах, исполнили "Kashmir" на реюнион–шоу в лондонском O2.
Led Zeppelin - Kashmir (Live from Celebration Day) 2007
Монументальная песня "Kashmir" со своими узнаваемыми рифами и переходами стала очень популярна и вдохновила многих исполнителей хард-рока и хард-н-хэви 70-90-х годов, которые под её впечатлением сделали свои собственные среднетемповые шедевры, с восточными интонациями. Среди них были: Ritchie Blackmore's Rainbow, Robert Plant, Dio, Black Sabbath, Whitesnake, Queen, Deep Purple и др. Сами музыканты признавали влияние песни в своих интервью. Но были и такие, как Kingdom Come, которые это отрицали, в то время как пресса их окрестила "клонами Led Zeppelin" (об этом и многом другом расскажем в будущей статье). Популярный риф "Кашмира" использовали также некоторые рэперы (Пафф Дэдди и др).
Таким образом под влиянием "Кашмира" сформировался как бы поджанр хард-рока, с арабскими и псевдо-арабскими прогрессиями, который обычно описывают как "песни в восточном стиле". Ниже представим наиболее известные из таких песен:
Rainbow - Stargazer (1976)
Rainbow - Gates Of Babylon (1978)
Rainbow - Eyes Of Fire (1982)
Robert Plant - Slow Dancer (1982)
Deep Purple - Perfect Strangers (1984)
Dio - Egypt (The Chains Are On) (1984)
Black Sabbath & Glenn Hughes - Seventh Star (1986)
Deep Purple - Strangeways (1987)
Kingdom Come - Get It On (1988)
Whitesnake - Judgement Day (1989)
Queen - Innuendo (1991)
Rage Against The Machine - Wake Up (1992)
Rammstein - Spiel Mit Mir (1997)
Puff Daddy & Jimmy Page - Come With Me (1998)
Deep Purple - Rapture of the Deep (2005)
У Роберт Планта и Джимми Пейджа, при записи концертного альбома "No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded" были ещё песни в восточном арабском стиле.
Jimmy Page & Robert Plant - Four Sticks (Unledded 1994)
Jimmy Page & Robert Plant - Wonderful One (Unledded 1994)
А в 1994 году (в рамках того же проекта) Пейдж с Плантом в очередной раз посетили Марокко, сыграв на городской площади несколько своих новых "арабских" песен. В дальнейшем Плант продолжил использовать северо-африканские берберские мотивы в своём сольном творчестве.
Jimmy Page & Robert Plant - Yallah (Unledded 1994)
Jimmy Page & Robert Plant - City Don't Cry (Unledded 1994)
Jimmy Page and Robert Plant - Wah Wah (Marrakech, Morocco 1994)
P.S. Композиция LZ "Kashmir", вдохновлённая арабскими мотивами не имеет отношения к Рага-року с индийскими мотивами, о котором у меня есть отдельная статья.
Завершаем "арабские сказки". Если у читателей есть другие примеры песен, с "кашемировой" тематикой, пишите ... будем рады обсудить.
Подражатели Led Zeppelin представлены в статье здесь.
Исполнители Рага-рока с индийскими мотивами, представлены в отдельной статье.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: