Группа Led Zeppelin за годы своего творчества с 1968 по 1980 годы выпустила 8 мультиплатиновых студийных альбомов и стала одной из самых влиятельных групп в истории рока. Её тяжёлыми хитами ("Communication Breakdown", "Whole Lotta Love","Heartbreaker", "Immigrant song", "Black Dog", "When the Levee Breaks", "The Ocean", "The Rover", "Kashmir" и "Achilles Last Stand") вдохновлялись такие классики хард-рока 70-х, как: Deep Purple, Black Sabbath, Aerosmith, Queen, Scorpions и др.
Led Zeppelin - Whole Lotta Love (1969)
Некоторые группы (особенно канадские Rush, Moxy, Triumph, Heart) в начале своего творчества в 70-е годы также черпали вдохновение у Led Zeppelin, пытаясь воспроизвести созвучную им музыку. Так на первых хард-роковых альбомах Rush, звучание было явно цеппелиновским, несмотря на то, что в конечном итоге группа обрела свой собственный уникальный прог-роковый стиль (достигнув своего пика с выходом альбомов "Permanent Waves" в 1980-м и "Moving Pictures" в 1981 году). В качестве примера можно привести характерные вокальные завывания высокой тональности Гедди Ли, присущие Роберту Планту, и тяжёлые гитарные рифы Алекса Лайфсона в стиле Джимми Пейджа в песнях "Finding My Way" и "Working Man" из дебютного альбома 1974 года. Музыканты Rush всегда честно признавали, что в то время находились под влиянием Zeppelin.
Rush - Finding My Way 1974
Об этом же говорили сёстры Энн и Нэнси Уилсон из Heart, записавшие свой хит "Barracuda" в 1977 году, который своими гитарными рифами и соло был схож с композицией LZ "Achilles Last Stand" 1976 года.
Heart - Barracuda 1977
Когда в 1980 году Led Zeppelin прекратили свое существование из-за трагической смерти барабанщика Джона Бонэма, множество других музыкантов пытались заполнить образовавшуюся пустоту в течение десятилетия. Именно 80-е годы обычно называют периодом расцвета "Led-клонов" (то есть артистов, которые моделировали свое звучание по образцу Led Zeppelin).
Так с середины 80-х появились некоторые исполнители хард-н-хэви и новомодного глэм-хэир-метала, которые стали беззастенчиво копировать цеппелиновский стиль и саунд, а также манеру их исполнения. Среди них были те кто открыто об этом заявлял, а также те, кто (по разным причинам) это отрицал. На эту тему вышла книга Грега Прато "Led-клоны": Безумные подражатели Led Zeppelin 80-х... и не только".
В этой книге упомянуты две главные группы 80-х, которых больше всего музыкальные критики подозревали в подражательстве LZ . Расскажем о них поподробней...
В 1984 году у группы Whitesnake вышел шестой студийный альбом "Slide It In", причём в двух вариантах (европейском и американском). Для северо-американского релиза продюсером Китом Олсеном было предложено Дэвиду Ковердейлу несколько изменить стиль, сделав его более коммерчески выгодным. Для перезаписи были дополнительно приглашены гитарист Джон Сайкс (Thin Lizzy) и басист Нил Маррей, с которыми были доработаны ряд треков. Одним из них была блюз-роковая песня "Slow an' Easy", в которой прослеживалось влияние цеппелиновского хита "In My Time of Dying" 1975 года. Песня стала суперпопулярным хитом, благодаря видеоклипу, который без конца крутили на MTV. Таким образом Кит переосмыслил музыку Дэвида Ковердейла и превратил его в популярного артиста на американском радио, который звучал почти как Led Zeppelin.
Whitesnake - Slow an' Easy 1984
А в 1987 году на пике популярности глам-хэир-метала, группа Whitesnake (под руководством продюсеров Майка Стоуна и Кита Олсена) записала свой седьмой альбом "1987", в обновлённом составе: Дэвид Ковердейл - вокал, Джон Сайкс - гитара, Нил Мюррей - бас-гитара, Эйнсли Данбар - ударные. Так появился "помпезный" альбом с гигантскими риффами Сакса в стиле Пейджа, и вокалом Ковердейла похожим на Планта, который стал суперуспешным, и разошёлся тиражом более восьми миллионов копий в Соединенных Штатах. Альбом открывался "убойным" боевиком "Still of the Night", рифы которого имели явную связь с хитом Led Zeppelin "Black Dog". Дэвид Ковердейл по-началу опроверг это, заявив, что структура песни и основной рифф были вдохновлены "Jailhouse Rock" Элвиса Пресли и "Rice Pudding" Джеффа Бека соответственно. А позже, отвечая на претензии, Дэвид в шутку заявил: "Я думаю, это настоящий комплимент - быть отнесенным к такому классу групп". На песню был снят видеоклип, где Whitesnake предстали в более современном облике, похожем на стиль глэм-метал сцены Лос-Анджелеса.
Whitesnake - Still of the Night 1987
Позже Дэвид Ковердейл удовлетворил свою мечту спеть с музыкантами Led Zeppelin, выпустив в 1993 году (на зависть Роберту Планту) вместе с гитаристом Джимми Пейджем коммерчески успешный альбом "Coverdale - Page". В альбоме, который также называли "клоном LED ZEPPELIN", были "про-цеппелиновские" хиты: «Shake My Tree», «Take Me for a Little While», «Pride and Joy». Дэвид Ковердейл хорошо вписался в дуэт и мог петь спокойно, не обращая внимания на многочисленные обвинения в копировании бывшего вокалиста "Led Zeppelin". Ведь теперь он пел в одной группе с Джимми Пэйджем.
David Coverdale - Jimmy Page - Pride And Joy 1993
В дальнейшем, многие поклонники замечали, что уже Плант со своей группой, во время тура в поддержку нового альбома "Now And Zen", уж очень сильно походил на "Whitesnake", а следующий его альбом "Manic Nirvana" и вовсе окрестили «Whitesnake №2».
29 февраля 1988 года вышел дебютный альбом, никому неизвестной доселе американой группы Kingdom Come, с фронтменом-вокалистом германского происхождения Ленни Вульфом из Гамбурга. Одноимённый альбом, сделанный под руководством талантливого канадского продюсера и звукоинженера Боба Рока (Aerosmith, Bon Jovi...), произвёл фурор (после раскрутки её первого сингла «Get It On», попавшего на верхние строчки американских хит-парадов, благодаря радиостанциям и MTV) и получил золотой статус в день его реализации, а позже стал платиновым. Считается, что причиной привлекательности альбома было поразительное сходство хард-роковых и блюзовых хитов "Get It On" и "What Love Can Be" с песнями "Kashmir" и "Since I've Been Loving You" группы Led Zeppelin. Качественно записанные рифы гитариста Дэнни Стэга, партии ударных Джеймса Коттака и тембр вокала Ленни Вульфа удивительно напоминали классическое цеппелиновское звучание, как будто адаптированное для нового поколения 80-х, что сделало их коммерчески привлекательными. Некоторые слушатели были даже убеждены, что альбом "Kingdom Come" - работа самих Led Zeppelin.
Kingdom Come - Get It On (1988)
Kingdom Come - What Love Can Be (1988)
Kingdom Come - Living Out Of Touch (1988)
В прессе, где их окрестили "клонами Led Zeppelin", разродился скандал. В свою очередь музыканты LZ были оскорблены, а сам гитарист Джимми Пейдж выступил с заявлением, что Kingdom Come воруют у него риффы. Причём это заявление поддержали такие мастодонты рок-музыки как Гэри Мур и Оззи Осборн, которые объединились в 1988 году для записи язвительной песни-пародии "Led Clones" (Копии LZ), которая недвусмысленно высмеивала KC и другие популярные в то время группы двойников цеппелинов.
Gary Moore (feat. Ozzy Osbourne) - Led Clones
К удивлению, музыканты KC, получившие прозвище "Kingdom Clone" от Джимми Пейджа, стали оправдываться и всё отрицать. Сам фронтмен группы Ленни Вольф заявил, что якобы вообще не был знаком с творчеством Zeppelin, но его слова все восприняли с иронией. В ответ затравленные музыканты даже опубликовали соответствующий постер в журнале Kerrang!
Следующий альбом группы "In Your Face" 1989 года, спродюсированный американцем Китом Олсеном (работавшим до этого с Whitesnake), тоже стал коммерчески успешным, однако после первого мирового турне, не выдержав давление критики в свой адрес, оригинальный состав группы распался. Позже Ленни Вольф собрал новый состав и возвратился в Гамбург.
Еще одной группой 80-х, которую часто сравнивали с Zeppelin, была Great White со своим вокалистом Джеком Расселлом, который обладал сверхъестественной способностью звучать в точности как винтажный Роберт Плант, а гитарист Марк Кендалл делал соло в духе Джимми Пейджа. Особенно впечатляли их выступления вживую, когда группа исполняла такие каверы на песни LZ, как "Since I've Been Loving You" (во время концерта в нью-йоркском отеле The Ritz для специального выпуска MTV concert), а также "Babe, I'm Gonna Leave You" (в эпизоде MTV Unplugged). И давайте не будем забывать о таких релизах группы, как "Great Zeppelin: A Tribute to Led Zeppelin" 1998 года и "Great White Salutes Led Zeppelin" 2005 года.
Great White - Babe Im Gonna Leave You (Led Zeppelin Cover)
Среди тех, кто ещё исполнял и продолжает исполнять музыку в цеппелиновском стиле с 80-х годов, в разных источниках упоминают: Билли Сквайра, Zebra, Ленни Кравитца, The Black Crowes, The White Stripes, Rival Sons, группы с участием Джейсона Бонэма - сына ударника LZ (California Breed и Black Country Communion) и др.
Billy Squier - Lonely Is The Night (1981)
The Black Crowes - No Speak No Slave (1992)
Lenny Kravitz - Rock And Roll Is Dead (1995)
The Answer - Come Follow Me (2006)
The White Stripes - Icky Thump (2007)
The Parlor Mob - House Of Cards (2008)
Rival Sons - Pressure and Time (2011)
California Breed (with Jason Bonham) - The Way (2014)
Black Country Communion (with Jason Bonham) - Collide (2017)
Из современных ретро-рокеров, на первом месте стоит американская группа Greta Van Fleet, которую постоянно хвалят за их сходство с Led Zeppelin.
Группа Greta Van Fleet была основана в 2012 году во Франкенмуте (штат Мичиган) тремя братьями: Джош Кишка (вокал), Джейк Кишка (гитара) и Сэм Кишка (бас-гитара), и ударником Кайлом Хааком. В октябре 2013 года Кайл Хаак покидает группу, его место занял давний друг семьи - Дэнни Вагнер. Изначально в их музыке было заметно сильное влияние Led Zeppelin, что было главной темой их ранней рекламы. Один из их самых громких хитов “Highway One” с мини-альбома “From the Fires” (2017), очень похож на "The Rover" (1975 года) группы Led Zeppelin, в них обоих используются похожие пентатонические фигуры.
Greta Van Fleet - Highway Tune 2017
В музыке Greta Van Fleet присутствуют гитарные риффы, блюзовые соло и сильная ритм-секция, а также губные гармошки перекликающиеся по звучанию с Led Zeppelin, а вокалист группы Джош Кишка поёт словно копия Роберта Планта. С 2018 года они выпустили ещё 3 студийных альбома, которые также звучат по-цеппелиновски.
Greta Van Fleet - When The Curtain Falls 2018
Greta Van Fleet - The Weight of Dreams (2019)
С учётом вышеперечисленного остается загадкой, почему музыканты Kingdom Come получили в своё время столько критики, с учётом того, что сами Цеппелины на протяжении своего творчества не раз заимствовали материал у других. Справедливости ради надо сказать, что первый студийный альбом «Led Zeppelin», вышедший в январе 1969 года, был изначально оценен музыкальными критиками как стилистическая копия успешного блюз-рокового альбома «Truth» группы Джеффа Бека, который вышел на пол-года раньше в июле 1968 года. А альбомный хит Jeff Beck Group - "You Shook Me" (кавер Уилли Диксона), который позднее также выпустила группа Led Zeppelin на своём первом альбоме, стала причиной многолетней обиды Джеффа Бека на Джимми Пейджа. А самое смешное, что в этой композиции (на обоих дебютниках) сыграл бас-гитарист и клавишник Джон Пол Джонс. Позже, Джефф Бек вспоминая о возможной конкуренции с Led Zeppelin того времени в одном из интервью заявил: "Когда я впервые услышал, что он сделал с Led Zeppelin, я подумал: «Это немного больше, чем вдохновение моим альбомом Truth». Когда я наконец пережил это, я понял, что мне нужно больше, чем у меня было. Мне нужен был фронтмен с привлекательной внешностью. У Планта, конечно, этого было в избытке - голый торс, золотые локоны и все такое. У нас в Jeff Beck Group был Род Стюарт ... смеется". А вот, что сказал Джимми Пейдж на эту тему: «Вы должны понимать, что мы с Беком выросли в одной среде и играли в одной группе Yardbirds. Тот факт, что наши первые альбомы были похожи, был правдой, но не обязательно в том смысле, что мы следили друг за другом. Если ты вырос в одной среде, тебе нравятся одни и те же вещи, и ты хочешь их делать. Дошло до того, что мы выпустили наш альбом и You Shook Me, а я услышал, что он выпустил You Shook Me. Я был в ужасе от того, что они будут такими же. И я не знал, что он это сделал, а он не знал, что это сделали мы".
Сегодня мы живем в мире мэшапов и искусственного интеллекта, поэтому чистоту стилей и звучание отдельных групп отслеживать практически невозможно. Сегодняшняя рок-музыка - это не что иное, как переработка старого материала на современный лад.
Трибьют-группы Led Zeppelin представлены здесь.
Тема влияния цеппелиновской песни "Kashmir" представлена здесь.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: