По заявкам читателей нашей статьи Purple Zeppelin (Пурпурный Дирижабль), мы, с моим соавтором Николаем Александровым, продолжим тему. В этот раз мы собрали немногочисленные факты пересечения музыкантов Led Zeppelin с ещё одной легендарной британской группой (из троицы основателей хард-рока) - Black Sabbath.
В данной статье использованы материалы из различных интервью, взятых журналистами у наших героев.
Как известно в 1970-х годы в хард-роке рулили три легендарные британские группы: Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath. У них не было особого соперничества, т.к. каждая группа представляла своё видение тяжёлого стиля, соответственно и поклонники у них были свои. Что касается Black Sabbath и Led Zeppelin, то любое соперничество между этими двумя коллективами перевешивала давняя дружба их музыкантов. Хотя у двух групп не было совместного творчества, исключения составляли дружеские встречи, джем-сейшены, выступления на одной сцене и кое-что ещё, о чём мы расскажем ниже.
Итак, Добро пожаловать на наш фантастический Чёрный Дирижабль, который отправляется в Субботу...
Глава 1. Ранние факты влияний и пересечений в творческой биографии музыкантов
Все будущие музыканты Black Sabbath (Тони Айомми, Оззи Осборн, Гизер Батлер, Билл Уорд), а также Джон Бонэм с Робертом Плантом из Led Zeppelin, были родом из промышленного английского города Бирмингем, расположенного в районе Уэст-Мидленда, который прозвали "Black Country" из-за сажи и копоти исходившей от многочисленных заводов. Местная рок-сцена в 60-е годы была небольшой, поэтому будущие музыканты Sabbath знали Роберта Планта и Джона Бонэма.
Из воспоминаний Тони Айомми: "Мы с Биллом, тогда являлись частью The Rest и часто выступали вместе с Бонэмом. Он был в одной команде, мы в другой, но выступали мы в одних и тех же клубах. А Гизер знал Роберта Планта в те дни лучше, чем я. Джон постоянно жаловался мне, что его уволили, потому что он играл слишком громко. Как-то мы с Гизером натолкнулись в магазине на Джона и Роберта. Они сказали: “У нас новая группа, вместе с Джимми Пейджем.” “О, круто!”. Лично с Джимми Пейджем мы не были знакомы, но знали его по The Yardbirds, так что мы были рады за них".
В дальнейшем Джон Бонэм подружился с будущим гитаристом Black Sabbath Тони Айомми, впоследствии в 1973 году даже был у него свидетелем на свадьбе со Сьюзен Сноудон. Пару познакомил менеджер "Саббатов" Патрик Михан.
А вот что говорил в интервью о ранних контактах своей группы с музыкантами Zeppelin вокалист BS Оззи Осборн: “Мы знали Роберта Планта и Джона Бонэма еще по Бирмингему. Мы говорили с Робертом о его ранних группах, и он рассказал нам, что присоединяется к Yardbirds. И вот однажды мы были в лондонском клубе под названием Blazes, и ди-джей поставил нам эту песню... Я подхожу и спрашиваю: "Как называется группа, которая играет? Это же поет грёбаный Роберт Плант, он большая шишка в Бирмингеме". А он отвечает: "Это Yardbirds, но они только что сменили название на Led Zeppelin". Я просто опешил ”Чёрт побери!".
Известно, что в начале своей карьеры Black Sabbath восторгались первыми двумя альбомами Led Zeppelin. Из воспоминаний Тони Айомми: "Когда я впервые услышал дебютный альбом Led Zeppelin, то подумал, что он очень хорош. Их тяжесть шла от мощной игры Бонэма на ударной установке. Пейдж выдавал классные риффы, но у него не было тяжёлого звука; его звучание было своеобразным. И в комбинации это звучало превосходно. У нас, однако, был другой подход; это был рифф, тяжело звучащая гитара. Там, где Zeppelin, опирались на громоподобные барабаны, у нас была стена звука из жирной гитары и баса. Билл Уорд как-то сказал, что в то время мы решили превзойти по тяжести Zeppelin".
"Всегда был какой-то напряг между командами из Лондона и Бирмингема. Лондонские музыканты всегда считали, что их группы лучше, чем наши. Они смотрели свысока на людей из Мидлендса, а мы в свою очередь считали лондонцев снобами. По этой причине было много элементов соревновательности, и группы пытались уделать друг друга. Но это не касалось Led Zeppelin, потому что мы приятельствовали с Бонэмом и Плантом".
Когда Black Sabbath в июне 1970 года записывали в студии свой второй альбом им нужно было придумать еще одну песню, чтобы его завершить. Этой песней стала "Paranoid", сделанная в том же ключе, что и скоростной хит LZ "Communication Breakdown" 1969 года. Историю её создания в своих интервью рассказывал басист BS Гизер Батлер: "Это было в самом конце записи второго альбома, который должен был называться War Pigs. Мы все в те дни любили Zeppelin, сидели на полу, курили травку и слушали их первый альбом. Поэтому, когда Тони придумал рифф к Paranoid, мы с Оззи сразу заметили сходство с "Communication Breakdown" и сказали: "Нет, мы не можем этого сделать!". "Я думал, что это настолько похоже, что нам это просто не сойдет с рук...".
Теперь, когда Батлер оглядывается назад, он по-новому смотрит на эту ситуацию, понимая, что многие риффы, лежащие в основе некоторых песен LZ, также были “позаимствованы” откуда-то еще. “В этом особенность рок-н-ролла, все так делают, особенно когда они молоды и только начинают свой путь. Важно наложить на это свой отпечаток. И Sabbath, безусловно, сделали это”.
Успех "Paranoid" сделал Sabbath неожиданными поп-звездами, что их не совсем устраивало. "Мы чувствовали себя предателями... Мы сыграли в телевизионной передаче "Top Of The Pops" и были не в своей тарелке. И на концертах у нас стало появляться много кричащих детей. После того как они услышали другие наши песни, они, вероятней всего обделались и сбежали" - рассказывал Батлер.
Led Zeppelin - Communication Breakdown (вышла 13 января 1969 года на дебютном студийном альбоме "Led Zeppelin")
Black Sabbath - Paranoid (вышла 7 августа 1970 года в качестве сингла, а также 18 сентября на втором студийном альбоме "Paranoid")
В 70-е годы музыканты продолжили дружеское общение после успеха своих новых групп.
В конце 1982 года, после ухода из BS Ронни Джеймса Дио, группа занималась поиском вокалиста. Айомми говорил, что рассматривал как возможную кандидатуру Роберта Планта (экс LZ), однако получил от него отказ. Правда это или нет мы не знаем, но это точно был бы Black Zeppelin или Led Sabbath.
Глава 2. Дружеские встречи и джем-сейшены
В первые годы творчества барабанщик LZ Джон "Бонзо" Бонэм, которого за бешенную игру на барабанах и дикий нрав во хмелю называли "Зверь", частенько наведывался к своим землякам из BS совместно выпить и поиграть. Из воспоминаний гитариста BS Тони Айомми: “Когда мы играли в клубах, Джон иногда приходил к нам, и ему не терпелось поджемовать с нами. В первый раз мы сказали: "Ладно давай". Тогда он стал неистово колошматить по барабанам Билла Уарда и просто разбил их вдребезги. Билл был очень зол, и после этого всякий раз, когда Джон приходил и спрашивал: ”Можно мне попробовать?", Билл отвечал "Нет" и не давал ему играть".
Zeppelin и Sabbath часто репетировали в одних и тех же студиях. Следующая история пересечения музыкантов BS с LZ также произошла в 1973 году. Расскажем о ней поподробней...
Все знают, что Бонзо страстно любил автомобили и становился "безумным", когда садился за руль своего или любого другого транспортного средства. Однажды утром (как обычно) роуди BS - Грэм Урайт, вёз Билла Уарда и Гизера Батлера на "Роллс-ройсе" по шоссе А40, возвращаясь в Лондон. Как вспоминает Грэм: "Они как раз проезжали Оксфорд, когда рядом с ними остановился белый "Бентли" с откидным верхом: водителем был барабанщик Джон Бонэм из Led Zeppelin, а его пассажиром - их вокалист Роберт Плант. Я опустил электрическое стекло в машине, и Билл громко поздоровался со своим старым приятелем и коллегой-барабанщиком Бонзо. Бонзо сразу же предложил нам участвовать с ним в гонках до Лондона, заявив, что финишной чертой будет кольцевая развязка в конце трассы А40. Билл пообещал оплатить все возможные штрафы за превышение скорости, и мы рванули с места. Обе машины неслись со скоростью более 100 миль в час. Когда мы подъехали к кольцевой развязке, мы столкнулись нос к носу, и я затормозил, чтобы не врезаться в нее. Бонзо перелетел через середину кольцевой развязки и с визгом затормозил на следующем повороте. Каким-то чудом он, Роберт и кабриолет выбрались оттуда целыми и невредимыми. Мы обменялись несколькими шутками с ребятами из Zep, а затем отправились в студию".
В тот вечер участники LZ - Бонзо и Роберт Плант посетили лондонскую Morgan Studios, где Black Sabbath заканчивали свой альбом "Sabbath Bloody Sabbath" и репетировали композицию "Sabbra Cadabra". Отбросив работу, они стали джемовать с BS, спев "Long Tall Sally" и сыграв несколько номеров, при этом Джон Бонэм с "опаской" стучал на барабанах Билла, боясь их в очередной раз сломать. Как вспоминает этот эпизод Айомми: “Мы работали в Morgan Studios, и Джон с Плантом приехали навестить нас”. Они пришли, и Бонзо сказал: "Давайте сыграем "Supernaut"!", потому что ему нравилась эта песня из последнего альбома "Vol. 4". Он сел за инструмент, и мы начали играть. Конечно, он сыграл её неправильно, но мы просто продолжили и сделали джем. Плант в основном наблюдал за происходящим, а Бонэм был главным архитектором джема. К счастью, на этот раз ударная установка Билла Уорда осталась нетронутой. “Мы просто джемовали, придумывали что-то”, - говорит Айомми. “Джем-сессия прошла совершенно потрясающе. Это было весело, но наша работа в студии сорвалась".
Позже в интервью тому же Rolling Stone, Оззи Осборн признался, что едва помнит эту историческую встречу, но это никак не связано с качеством их работы. “Мы просто повеселились. Все было в порядке. Это был просто джем. Я просто оторвался, понимаешь? Я не могу сейчас вспоминать об этом, думая: "Ого, мы просто отрывались с Zeppelin". Это именно то, что мы делали. Мы всё равно были под кайфом”.
Также по словам Оззи, "У Zeppelin был скрытый мотив для их визита. Они набирали группы для своего нового лейбла "Swan Song”. Они уже подписали Bad Company, так что Джон, Роберт и Джон Пол Джонс пришли в студию, чтобы попытаться переманить и нас. Но мы только что пережили гребаную войну с нашим менеджером, поэтому послали их куда-подальше”. Хотя Айомми говорит, что их джем, который называют Led Sabbath или Black Zeppelin, был записан, к сожалению эта запись так и не найдена и была потеряна для истории. “Я знаю, что это было записано, и я бы с удовольствием послушал это. Возможно, кассеты где-то есть, но я не знаю где", - говорит Айомми.
Ещё из мемуаров Тони Айомми...
"Мы до сих пор дружим с Zeppelin, даже не смотря на то, что Бонэм сильно обидел Ронни Дио, когда пришёл к нам на шоу в “Hammersmith Odeon” в мае 1980-го. Джон был за сценой, веселился, попивал Гиннесс, надираясь всё больше и больше, пока продолжалось шоу. Мы сошли со сцены, и он ляпнул: ”У этого чувака потрясный голос для грёбаного карлика!” Естественно, Ронни услышал. Бонэм на самом-то деле комплимент хотел сделать, но вышло наоборот. Ронни повернулся к Джону и выпалил: “Сраный ты балабол!”. Дело чуть не до драки дошло. Это была бы неравная схватка, так как Джон был довольно хулиганистым парнем. Так что я попросил его: “Слушай, прекрати, пожалуйста.” Он начал: “Да что с ним такое?!”. “Ну, ему не очень нравятся подобные эпитеты. Просто возвращайся в отель, позже увидимся. Сейчас не слишком подходящее время.” Он ушёл, но чёрт меня раздери, всё могло окончиться куда хуже".
"Дружим и с Пейджи. Пару лет назад ему захотелось посмотреть на наше выступление в “Fields of Rock” в Голландии, и он полетел с нами. Мы потусовались, он посмотрел на концерт, мы вместе посмотрели на Rammstein и улетели обратно. С тех пор мы много раз виделись в различных ситуациях..."
Глава 3. Пересечения музыкантов двух групп на сессиях записи
Наверно, первый эпизод случился в далеком 1972 году, когда американо-английская фолк певица Джулия Феликс выпустила диск "Julie Felix - Clotho's Web". В кредитах указаны сессионные участники записи: басист и клавишник Джон Пол Джонс из LZ и барабанщик Кози Пауэлл, который стал участником BS в 1988-1991 и 1994-1995 годах.
В 1975 году Sabbath решили усложнить свою музыку и пригласили к участию в своих проектах клавишника по имени Gerald "Jezz" Woodroffe. 14 июля на концерте BS в испанском Толедо играл, спрятанный за сценой Джезз Вудрафф, музыкальные вкусы которого оказались разнообразными и удивительными - он сочинял, играл синти-поп музыку, сотрудничал с теми кто потяжелее, например с Geezer Butler Band в середине 80-х. Мы можем оценить его клавишную игру, переслушав альбом 1976 года "Technical Ecstasy". Кажется последний концерт с участием Вудраффа в группе BS был 22 апреля 1977 года.
Black Sabbath - It's Alright (Jezz Woodroffe on Keyboards)
А потом Вудрафф играл на первых трёх сольниках Роберта Планта (1982-1985). Он выступал не только как аккомпаниатор, но и указан в кредитах как соавтор 10 композиций.
Robert Plant - Big Log (Jezz Woodroffe on Keyboards) 1983
Известно, что Бонэм был знаком и дружил с барабанщиком Кози Пауэллом, когда тот начинал своё творчество в Бирмингеме в конце 60-х, знал его и Роберт Плант.
Так на первом альбоме Планта "Pictures at Eleven" 1982 года, Кози Пауэлл отменно сыграл на композициях "Slow Dancer" и "Like I've Never Been Gone". Фрагменты студийных сессий можно найти на "Robert Plant Cozy Powell Rockfield studios" 1981 год.
Robert Plant - Slow Dancer
Чуть-чуть отойдем в сторону от главной темы и кое-что поясним про Geezer Butler Band. Проект существовал несколько лет, с перерывами с 1984 - по 1988 годы, не оставил студийных записей, но сохранились концертные. Эта группа была первой попыткой известного басиста BS создать свой коллектив. Вместе с Батлером в состав группы входили: гитарист Педро Хаус, который позже также играл в GZR с Батлером, валлийский вокалист Карл Сентанс (экс-Persian Risk, ныне Nazareth), был одно время фронтменом группы Джефф Фенхольт (первый исполнитель партии Христа на Бродвее и несостоявшийся вокалист Black Sabbath), а также уже упомянутый нами клавишник Джезз Вудрафф.
Geezer Butler Band - Computer God
В 1989 году Оззи записался вместе с Кози Пауэллом на альбоме Гари Мура "After the War", где спел в песне "Led Clones", в которой они высмеяли новоиспеченных подражателей Led Zeppelin того времени в лице Kingdom Come.
Gary Moore - Led Clones (feat. Ozzy Osbourne)
Глава 4. Выступления на одной сцене
13 июля 1985 года в Филадельфии на стадионе Джона а Кеннеди (John F. Kennedy Stadium), в рамках глобального благотворительного музыкального фестиваля Live Aid, на одной сцене выступили музыканты легендарных групп Led Zeppelin и Black Sabbath.
Для LZ это было первое совместное выступление (реюнион) Роберта Планта, Джимми Пейджа и Джона Пола Джонса. Среди приглашённых музыкантов были: барабанщики Тони Томпсон и Фил Коллинз, басист Пол Мартинес (из группы Планта). Исполнили суперхиты "Rock and Roll", "Whole Lotta Love", "Stairway to Heaven". Зрители восприняли появление своих любимцев с восторгом, хотя выступление было сырое и недостаточно отрепетированное.
Led Zeppelin - Live Aid 1985
На той же сцене состоялся ещё один реюнион: Black Sabbath предстали перед публикой в оригинальном составе и в целом оставили хорошее впечатление, исполнив свои классические хиты "Children of the Grave", "Iron Man", и "Paranoid". "Мы все были пьяны, когда выступали в Live Aid, - вспоминал Гизер Батлер, - но напивались мы все по отдельности".
Black Sabbath Live Aid 1985 (JFK STADIUM)
20 апреля 1992 года на лондонском стадионе Уэмбли состоялся большой благотворительный рок-концерт «The Freddie Mercury Tribute for AIDS Awareness», организованный оставшимися участниками группы и менеджером Джимом Бичем, с целью отдать дань памяти покойному фронтмену Queen и сбора денег для борьбы со СПИДом.
Вокалист Роберт Плант вместе Queen исполнил "Innuendo", вставку LZ "Thank You" и "Crazy Little Thing Called Love". Исполнение "Innuendo" получилось неудачной (из-за микрофонного сбоя в начале) и не была включена в официальные издания.
Гитарист Тони Айомми появлялся на сцене чаще...
Queen + Roger Daltrey and Tony Iommi – "Heaven and Hell" (intro), "Pinball Wizard" (intro), "I Want It All"
Queen + Gary Cherone and Tony Iommi – "Hammer to Fall"
Queen + James Hetfield and Tony Iommi – "Stone Cold Crazy"
Queen + Elton John and Tony Iommi – "The Show Must Go On"
В завершении Лайзой Миннелли была спета композиция Queen «We Are the Champions», при поддержке остальных участников концерта. Желающие могут отыскать наших героев в этом хоре на видео.
Ещё совместные фото встреч участников LZ и BS (и не только), сделанные в разное время...
В заключение смотрим весёлый Mashup фантастической группы Black Zeppelin (Led Sabbath) с суперхитом "Whole Lotta War Pigs"
Если у читателей есть другие факты пересечений музыкантов или совместные фото, присылайте будем рады опубликовать.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: