Продолжаем повествование о легендарной группе Led Zeppelin. В предыдущей (второй) статье рассказывалось о начале творчества группы, когда они выпустили первые три альбома в 1969-1970-х годах. В этот раз речь пойдёт о четвёртом, пятом и шестом альбомах.
Итак, в 1970-м году музыканты откатывали тур за туром, играя на концертах от двух с половиной до трех часов, и вскоре достигли статуса суперзвезд. Они собирали толпы обезумевших фанатов. Их песни бесконечно крутили по радио, от предложений выступить не было отбоя, а пресса освещала каждый их шаг. Led Zeppelin официально объявили лучшей группой по результатам ежегодного опроса читателей «Melody Maker», где они уверенно опередили The Beatles, The Rolling Stones, The Who и Pink Floyd. При всём этом группа не была публичной, не посещала светских тусовок и не давала интервью (как Rolling Stones), тем самым создавала себе загадочный имидж.
В ноябре 1970 года группа взяла перерыв в концертных выступлениях, чтобы сконцентрироваться на записи следующего четвёртого студийного альбома. Они снова вернулись в Брон-Ир-Аур, загородный дом в Уэльсе, чтобы написать новый материал. У Джимми Пейджа в голове уже маячили идеи для новых песен.
Запись велась с декабря 1970 по февраль 1971 года на мобильной студии Rolling Stones в поместье "Хэдли Грандж", а доработка материала производилась на лондонских студиях Island Studios и Olympic Studios, а также в Sunset Sound Recorders (Лос-Анджелес). Группа решила сделать альбом, смешав все их предыдущие стилистические наработки, включая блюз и хард-рок, акустический фолк и добавить более сложного прогрессива. Лирика песен была насыщена английской и кельтской мифологией и мистикой. Плодотворно поработав, было решено сократить число песен с четырнадцати до восьми, из‑за чего пластинка стала только интересней.
При оформления обложки альбома Пейдж, как и в предыдущий раз, решил всех запутать, на нём не было названия, а на обратной стороне присутствовали загадочные рунические символы.
Дело в том, что Джимми Пейдж в это время сильно увлекался мистикой и чёрной магией английского оккультиста Алистера Кроули, и в 1970 году даже купил его бывший старинный особняк Болескин-хаус 18 века, на юго-восточном берегу озера Лох-Несс. Так вот, четыре представленных символа на обложке, символизировали каждого из участников группы, которые они себе выбрали (по предложению Пейджа) из «Книги знаков» Рудольфа Коха. Роберт Плант выбрал – перо, заключенное в круг (из священных символов древней цивилизации Му), Джон Пол Джонс - круг, разделенный на сектора тремя заостренными овалами (символизирующий уверенного и компетентного человека). Символ Джона Бонэма состоял из трех пересекающихся кругов (мужчина‑женщина‑дитя), и только Джимми Пейдж не захотел объяснять свой символ «ZoSo», сказав «Мой символ связан с заклинанием и заклинающим».
Итак четвёртый альбом ("безымянный" или как его ещё называли "альбом с рунами") Led Zeppelin вышел 8 ноября 1971 года и стал самым успешным в дискографии группы. Среди его крепких хитов были "Black Dog", "Rock and Roll" и "Stairway to Heaven" (последняя песня стала шедевром в мировой рок-музыке). Как и в предыдущих альбомах, выставлял звук и продюсировал все записи лично Джимми Пэйдж.
Рассмотрим треки альбома...
"Black Dog" - хард-роковый хит, с тяжёлыми рифами и прерывистым темпом, был вдохновлён песней Fleetwood Mac 1969 года "Oh Well". Это "один из самых узнаваемых треков "Zeppelin", который занял 1-е место в списке "20 величайших гитарных треков" по версии журнала Q (Великобритания).
"Rock and Roll" - тяжёлый рок-н-ролл возник из спонтанного джем-сейшна в стилистике Литтл Ричарда и Чака Берри, и был записан с приглашённым пианистом Rolling Stones - Йэном Стюартом
"The Battle of Evermore" - акустическая песня в стиле кельтик-фолка, была спета дуэтом Роберта Планта и Сэнди Денни (экс- Fairport Convention). Пейдж играл на мандолине
"Stairway to Heaven" - эпическая произведение, вместившая в себя фолк, хард-рок и прогрессив, состоит из трех отдельных частей, начинающихся тихим дуэтом акустической гитары и блок‑флейты с включением лирического вокала Планта, переходящих в медленную электрическую среднюю часть с вступающей ритм-секцией Бонэма и Джонса, затем знаменитое гитарное соло Джимми Пейджа, сопровождающееся мощным вокалом Планта, и завершается коротким вокальным эпилогом
"Misty Mountain Hop" - наиболее распространенная интерпретация названия песни предполагает отсылку к Туманным горам из "Хоббита" Дж. Р. Р. Толкина
"Four Sticks"- песня была написана Пейджем и Плантом и исполнена группой в стиле рага-рок, позже в 1972 году была ими перезаписана с Бомбейским симфоническим оркестром, во время поездки в Индию. В этой версии использовались барабаны табла и ситары
"Going to California" - акустическая песня, написанная Пейджом и Плантом, была вдохновлена фолк-исполнительницей Джони Митчелл
"When the Levee Breaks" - тема взята из блюзовой песни Мемфис Минни и Джо Маккоя 1929 года. Тяжелая барабанная партия Бонэма (которая считается новаторской) была записана в холле здания Хэдли Грандж с помощью двух микрофонов, закреплённых на лестнице, что создало эффект пушечной канонады
Четвертый альбом Led Zeppelin, стал эпохальным и одним из самых продаваемых альбомов в истории: было продано 37 миллионов копий. Когда он вышел, было неважно, что там на обложке, все знали, чей он. Альбом молниеносно сметали с прилавков, что сделало Led Zeppelin феноменом и самой популярной рок-группой в мире. Его целиком крутили по радио, что было революционно по тем временам.
Успех альбома вознес «Цеппелинов» до небес, они оторвались от земли и обитали на недосягаемой высоте, и больше походили на молодых богов. Как-то Роберт Плант воскликнул из окна отеля: «Я – златокудрый Бог!» и это прозвище закрепилось за ним надолго.
Следующее мировое турне проходило по Великобритании, Австралии, Северной Америке, Японии и снова по Великобритании с конца 1971 по начало 1973 года. В обмен на потраченные время и деньги, фанаты получали виртуозную демонстрацию хард‑рока в исполнении экстраординарных мастеров. Громоподобные барабаны Джона Бонэма, молниеносная гитара Джимми Пейджа, кричащий вокал полуобнаженного Роберта Планта в лучших традициях Дженис Джоплин и уверенный бас с клавишами Джона Пола Джонса.
Их везде принимали на "Ура", а после концертов музыканты отрывались "по-полной". В первых турах парни просто развлекались, была только выпивка и море веселья.
Больше всех балагурил барабанщик Джон "Бонзо" Бонэм, которого за непредсказуемый и буйный нрав после выпивки коллеги называли «Зверь». Его пьяные дебоши доставляли группе много проблем.
В определённый момент Питер Грант, устав от его выходок, стал изучать список новых ударников, среди которых назывались Кармайн Эппис, Эйнсли Данбар и Кози Пауэлл. Но в историю вмешался Джимми, решив дать "Бонзо" ещё шанс.
Признаки грядущих неприятностей проявились в Японии, где тур-менеджер Ричард Коул стал поставлять группе наркоту. Первым крепко подсел на запрещённый порошок менеджер Питер Грант. Но худшее было впереди.
С декабря 1971 по август 1972 года, группа работала над новым материалом на мобильной студии Rolling Stones в Старгровисе и Хэдли Грандже, а также в лондонской студии Olympic. Группа решила продолжить эксперименты, начатые в "Led Zeppelin III".
Пятый (экспериментальный) альбом группы "Houses of the Holy" увидел свет 28 марта 1973 года и был записан в разных стилях (рок, фолк, фанк, регги, хард-рок и прогрессив) и содержал такие хиты, как: «The Rain Song», «Over the Hills and Far Away», «No Quarter». Как и прежде оформление обложки было малопонятной обывателю.
Рассмотрим треки альбома...
"The Song Remains the Same"- открывающая песня записывалась первоначально инструментальной, в окончательном варианте Роберт Плант добавил текст.
"The Rain Song" - лирическая баллада Led Zeppelin с намеком на «Something» Джорджа Харрисона, заключалось в теплой и богатой оркестровке, где Пейдж играет на 12‑струнной гитаре
"Over the Hills and Far Away"- полуакустическая фолк-роковая песня, с оригинальными переходами в хард-рок
"The Crunge" - песня записана в фанковом стиле Джеймса Брауна
"Dancing Days" - песня, вдохновлённая индийской мелодией, которую Джимми Пейдж и Роберт Плант услышали во время путешествия по Бомбею
"D'yer Mak'er" - мажорная песня, записана в модном в то время карибском стиле - регги
"No Quarter" - медленный психоделический семиминутный блюз в стиле прогрессива, стал одной из лучших клавишных произведений Джона Пол Джонса, использующего синтезаторы и меллотрон
"The Ocean" - крепкий хит-боевик, основанный на тяжёлых риффах
Альбом "Houses of the Holy" привел в замешательство как критиков, так и фанатов группы, которые не были к этому готовы. Критика была предсказуемо язвительной: «Сдувшийся дирижабль… Один из самых скучных и мутных альбомов», – отзывались о новой пластинке «Rolling Stone». Возможно, самую точную оценку дало издание «Let It Rock»: «В отличие от предыдущих альбомов группы, этот требует несколько прослушиваний». Несмотря ни на что, в коммерческом плане, он (как и предыдущие альбомы) был на высоте, и последующие успешные гастроли были тому доказательством.
1 мая 1973 года группа прилетела в Америку на трехмесячные летние гастроли. Планировалось не просто преумножить масштаб концертов, а вывести шоу на космический уровень зрелищности. Преуспевающие музыканты решили изменить имидж, и начали одевать на концертах замысловатую яркую одежду. Менеджеры готовили новую сцену, используя такие вещи, как лазеры, профессиональные световые шоу и зеркальные шары. В это время они начали путешествовать на арендованном частном реактивном авиалайнере Boeing 720 (по прозвищу "Starship"), на котором было всё, что они желали.
«Звездолёт» был оснащен сорокаместным салоном с девятиметровым диваном, вращающимися креслами, несколькими телевизорами, искусственным камином и баром со встроенным органом, в задней части была спальня.
Предприимчивый менеджер Питер Грант, решил увековечить предстоящий концертный тур 1973 года выпуском фильма о Led Zeppelin, что группа считала логическим шагом в их карьере. Для этого нашли кинорежиссёра Джо Мэссоту. Три выступления в нью-йоркском «Madison Square Garden» были решающими: группе, во что бы то ни стало, необходимо показать класс. Для съемочной группы эти шоу были единственной возможностью снять исторические живые кадры концертов. Джо Мэссот создал концепцию наложения сюжетов в жанре фэнтези на кадры выступлений, через которые хотел показать каждого музыканта. Вскоре, недовольный успехами фильма, Грант отстранил Массо от участия в проекте, и в начале 1974 года, для доработки на его место был нанят австралийский режиссер Питер Клифтон. Некоторые сцены были досняты в английской студии "Шеппертон".
Фильм-концерт под названием "The Song Remains the Same" (Песня остается прежней) вышел лишь три года спустя (20 октября 1976 года).
Фильм хорошо зарекомендовал себя в прокате, собрав к 1977 году около 10 миллионов долларов. Несмотря на это, он был негативно оценен критиками за излишний пафос и дилетантскую постановку фэнтези-эпизодов, продемонстрировавшее излишнее самовлюбленность и тщеславие музыкантов группы.
Некоторые неиспользованные закулисные кадры, снятые в Балтиморе и Питтсбурге, позже попали в клип "Travelling Riverside Blues", выпущенный в 1990 году.
По окончании тура все были вымотаны: Джимми был болен, Джоунси подавлен, Роберт пропускал первые шаги сына, а Бонзо как уже бывало запил. Неожиданно появилась проблема, которую никто не ожидал: Джон Пол Джонс заявился к Питеру Гранту и заявил, что с него хватит. На вопрос, что тот намеревается делать, если уйдет из группы, Джон заявил, что будет хормейстером Винчестерского собора. Питер Грант в ответ посоветовал Джоунси пока «заболеть», взяв небольшой отпуск, после чего проблема решилась сама собой. Роберту Планту сделали операцию на голосовых связках, поэтому он не мог разговаривать в течение нескольких недель. Вскоре менеджмент дал отмашку на перерыв в гастрольной деятельности всей группе и на рождественские праздники музыканты отправились по домам.
Тем временем пятилетний контракт с «Atlantic Records» истекал 28 октября 1973 года. Он принес “Atlantic” и группе деньги, о которых можно было только мечтать. Но Питер Грант с Led Zeppelin решили создать собственный лейбл, заключив новый контракт с «Atlantic», по которому весь бизнес группы и управление должны вестись через отдельную компанию. Вскоре (в январе 1974 года) она появился под названием «Swan Song» (Лебединая песня). Логотип "парящего ангела" был срисован с картины Уильяма Риммера, написанной в 1851 году "Вечер, закат дня".
В списке участников проекта лейбла были: бывший вокалист Free Пол Роджерс c группой Bad Company, вокалистка Stone the Crows Мэгги Белл, вездесущий Рой Харпер, Дейв Эдмундс и группа The Pretty Things. К концу лета 1974 года менеджер Herman’s Hermits Харви Лисберг предложил Питеру заняться еще одной перспективной группой - Queen, но переговоры зашли в тупик. Так Queen не попали в цепкие лапы «Swan Song».
Джимми Пейджу нужны были новые идеи, и он (после поездки в Марокко) решил добавить в своё творчество восточной экзотики (о трех визитах Led Zeppelin в Индию в начале 70-х известно немногое). Он чувствовал, что создаваемая на концертах Led Zeppelin «гипнотическая сила» роднит их творчество с марокканской музыкой, погружающей в транс. Так родилась идея «Kashmir» – одной из самых грандиозных и совершенных песен в истории Led Zeppelin. Песня задала высокую планку и пленила всю группу своей магической энергией.
В январе-феврале 1974 года Джимми Пейдж с головой ушел в работу над новой пластинкой, записав наброски рифов в своей домашней студии в "Plumpton Place. Дальше работа продолжилась в загородном доме в Хедли-Грейндж, где он записал с группой восемь новых песен в передвижной студии, ранее принадлежавшей Ронни Лейну из The Faces. Музыканты вспомнили, что от предыдущих сессий у них осталось много материала и решили выпустить двойной альбом. В закромах группы было припасено немало сокровищ. Песни «Black Country Woman» и «The Rover» остались после работы над Houses of the Holy, а «Down by the Seaside», «Night Flight» и «Boogie with Stu» ребята записывали еще к великому "безымянному" четвёртому альбому. Даже «Bron‑Yr‑Aur», изначально записанный для третьего альбома, отлично вписывалась в новый трек‑лист. Включили и «Houses of the Holy», так и не попавшую на одноименную пластинку. Как бы то ни было, открывающие треки следующего альбома «Custard Pie» и «The Rover» - ознаменовали бескомпромиссное возвращение Led Zeppelin к той самой форме, которая принесла им славу самой зажигательной рок‑группы.
24 февраля 1975 года, спустя восемнадцать месяцев упорной работы шестой альбом группы "Physical Graffiti" наконец‑то увидел свет на новом лейбле «Swan Song». Он включал такие хиты, как: "In My Time of Dying", "Trampled Under Foot", "Kashmir". Обложка, как всегда, была с загадками.
Рассмотрим основные треки альбома...
"Custard Pie" - открывающий хард-роковый трек, где Джонс сыграл партию клавинета Hohner, а Плант сыграл на губной гармошке
"The Rover" - крепкий хард-роковый хит, основанный на риффах
"In My Time of Dying" - основана на традиционной госпел-песне, исполненной слепым блюзменом Уилли Джонсоном в 1928 году. Пейдж сделал свою слайд-гитарную версию
"Houses of the Holy" - песня первоначально была записана в мае 1972 года в качестве заглавного трека для одноименного альбома, но была исключена из этого альбома из-за ее сходства с другим треком "Dancing Days"
"Trampled Under Foot" - песня появилась на основе джем-сейшена, и была записана в стиле фанк-рок, отдавая дань уважения песни Стиви Уандера "Superstition"
"Kashmir" - композиция придуманная Пейджем и Бонэмом ещё в конце 1973 года, стала песней, когда Плант написал текст во время отпуска в Марокко. Джонс сыграл на меллотроне и аранжировал партии струнных и духовых инструментов, которые исполняли сессионные музыканты. Эта песня была одной из самых высоко оцененных критиками на альбоме и исполнялась на каждом концерте, начиная с 1975 года
"In the Light" - песня была написана в основном басистом-клавишником Джоном Полом Джонсом, сыгравшем на синтезаторе
"Bron-Yr-Aur" - акустическая композиция Пейджа, названная в честь коттеджа, где он работал над Led Zeppelin III
"Down by the Seaside" - изначально была написана как акустический трек на студии Bron-Yr-Aur в 1970 году под влиянием Нила Янга
"Ten Years Gone" - была написана Плантом о своей давней любви и дополнена инструментальной пьесой Пейджа, в которой партии электрической и акустической гитар были наложены друг на друга
"The Wanton Song" - хард-роковая песня была построена вокруг гитарного риффа Пейджа
"Boogie with Stu" - весёлая переделка классики Литтл Ричарда "Ooh! My Soul" 1958 года, перепетая Ричи Валенсом "Ooh My Head" в 1959, записанная LZ на джем-сейшене 1971 года с пианистом Rolling Stones Иэном Стюартом, на которой также был спродюсирован "Rock and Roll" для четвертого альбома группы.
"Black Country Woman" - кантри-песня была записана в саду в Старгроувз в 1972 году для "Houses of the Holy", что было частью желания группы работать в местах "вне стен", за пределами традиционной студийной обстановки.
Назвать альбом сенсацией было бы скромно. Сумма только предварительного заказа превысила 15 миллионов долларов, а радиостанции беспрестанно крутили новые треки, вызывая еще больший ажиотаж. У магазинов выстраивались длинные очереди с давкой за этой пластинкой. Двойной альбом явно стоил долгого ожидания»,«Melody Maker» назвал альбом «абсолютно гениальным», а давний журналист‑фанат из NME назвал музыку «самой жесткой и бескомпромиссно брутальной, которую я слышал за последний год».
Незадолго до выхода альбома Джимми Пейдж серьёзно повредил средний палец левой руки (прищемив его дверью выходя из поезда). Из-за этого в течение почти года ему приходилось воздерживаться от технически сложной гитарной работы. Несмотря на это в мае 1975 года Led Zeppelin отыграли пять аншлаговых концертов на сцене Earls Court в Лондоне, которая в то время была крупнейшей ареной в Великобритании.
К этому моменту Цеппелины (по популярности) превратились в небожителей, где любое их желание исполнялось по щелчку. Они, вместе со своими менеджерами, наслаждались гедонистическим образом жизни и имели всё: деньги, славу, безграничный доступ к любым утехам, выпивке и запрещённым веществам. Всё это сыграло с ними роковую роль, но об этом в следующей статье.
Продолжение Led Zeppelin: Хроника падения (1976-1980) читайте здесь.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: