Заканчиваем повествование о легендарной группе Led Zeppelin. В предыдущей (третьей) статье рассматривалось творчество группы в 1971-1975 годы, когда они, после выпуска 6 платиновых альбомов, были на пике славы. В это время став рок-звездами номер один, они превзошли по продажам большинство групп того времени. В этой (четвёртой) статье речь пойдёт о седьмом и восьмом студийных альбомах группы и финальном релизе.
Со второй половины 1975 года у группы началась череда трагических событий, как будто её преследовал "злой рок". Так, после своих триумфальных выступлений в мае 1975 года в лондонском Earls Court, Led Zeppelin взяли передышку перед запланированным осенним турне по Америке, которое должно было начаться в Сан-Франциско. Однако 4 августа 1975 года, во время отпуска на острове Родос (Греция), Плант и его жена Морин пострадали в серьезной автомобильной аварии, в которой Плант получил несколько переломов, а Морин еле выжила. После выписки из больницы, Плант, передвигаясь в инвалидной коляске, провёл август и сентябрь на острове Джерси со своими коллегами, восстанавливая силы. Затем группа вновь собралась в Малибу (Калифорния). Во время этого вынужденного перерыва была написана большая часть материала для их следующего альбома. Но что-то сломалось, дух группы испарился, и их отношения уже не были как прежде. В этот период Джимми, как и его менеджер Питер Грант, находился в героиновом плену, а Джон Бонэм в нарко и алкогольной зависимости. Работа буксовала. Иногда Планту и Джонсу приходилось днями ждать в студии появления Пейджа, а также вечно непросыхающего Бонэма.
Седьмой студийный альбом "Presence", из-за лимита времени записывался в течении 3-х недель в ноябре 1975 года в мюнхенской студии Musicland (в Западной Германии), принадлежащей Джорджио Мородеру. Выпущенный в марте 1976 года, он ознаменовал изменение звучания Led Zeppelin в сторону более простых и жёстких гитарных джемов, отхода от акустических баллад и замысловатых клавишных аранжировок, которые были представлены на их предыдущих работах. В альбоме не было «суперхитов» в привычном понимании, хотя из лучших стоит выделить эпическую композицию "Achilles Last Stand" в стиле быстрого хард-н-хэви, а также невероятно красивый блюз "Tea For One". На обложке альбома как всегда присутствовала "загадка", в этот раз в виде чёрной статуэтки.
Рассмотрим наиболее интересные треки...
"Achilles Last Stand" - десятиминутная вступительная песня с галопирующим ритмом и с сложной музыкальной структурой (с претензией на прогрессив), включала одну из самых техничных гитарных партий Пейджа. Джонс сыграл на 8-струнном бас-гитаре Alembic. Плант написал текст песни, основываясь на путешествии по Африке в середине 1975 года вместе с Пейджем.
"For Your Life" - блюз-роковая песня с тяжёлыми рифами Пейджа, в которой Плант описал тему наркобизнеса в Лос-Анджелесе.
"Royal Orleans" - в песне был описан инцидент с участием Джонса в отеле "Royal Orleans" в Новом Орлеане, когда к нему под видом девушки пробрался трансвистит, и содержит отсылку к соул-певцу Барри Уайту.
"Nobody's Fault but Mine" - была вдохновлена песней слепого Вилли Джонсона "It's Nobody's Fault but Mine", впервые записанной в 1928 году и позже перепетой Ниной Симон в 1969 году.
"Candy Store Rock" - песня была вдохновлена рок-н-роллом 1950-х годов.
"Tea for One" - классический медленный блюз, написанный Плантом отражал горечь одиночества и разлуки с детьми и до конца выздоровевшей жены Морин, и напоминал их раннюю блюзовую песню "Since I've Been Loving You"
"Presence" хотя и изобиловал тяжёлыми гитарными риффами Пейджа, показал отсутствие новых идей у группы. Несмотря на то, что продажи альбома были успешными, он получил неоднозначную реакцию среди музыкальной прессы, а некоторые критики предположили, что в этот раз пагубные пристрастия музыкантов сказались на их творчестве. В то же время сам Джимми Пейдж отзывался об альбоме, как одном из своих любимых в дискографии группы.
Из-за травмы Планта Led Zeppelin не гастролировали в 1976 году. В 1977 году они отправились в очередное крупное концертное турне по Северной Америке, которое окажется для группы "лебединой песней" - их последним полномасштабным шествием по Америке. Защиту и безопасность группы планировал менеджер Питер Грант со своим помощником Ричардом Коулом, которые наняли лондонского "головореза" Джона Биндона в качестве главного координатора.
Вот только старт 51-дневного тура по 30 городам откладывался на месяц из-за того, что у Планта появились проблемы с горлом. Вдобавок ко всему, менеджера Питера Гранта бросила жена. На концертах Джимми выглядел измотанным и явно похудевшим, иногда он путал последовательность песен, а временами музыка казалась безжизненной, лишенной эмоций. Во время выступления в Чикаго 9 апреля Пейджу стало плохо, и концерт закончился всего через шестьдесят пять минут.
Но шоу продолжалось, и на концерте 30 апреля в Silverdome (в Понтиаке) группа установила очередной рекорд посещаемости, собрав 76 229 зрителей. Белый костюм с маками и чёрный комбинезон с драконами были двумя самыми известными предметами концертной одежды Пейджа в то время.
Несмотря на то, что турне было прибыльным с финансовой точки зрения, оно сопровождалось проблемами вне сцены в виде беспорядков и погромов, устраиваемых фанатами. После выступления 23 июля на фестивале в Окленде (Калифорния), руководитель службы безопасности группы Джон Биндон, менеджер Питер Грант, тур-менеджер Ричард Коул и барабанщик Джон Бонэм были арестованы после того, как в ходе разборок ими был избит сотрудник промоутера Билла Грэма. Второй концерт Led Zeppelin в Окленде состоялся только после того, как Билл Грэм подписал письмо о возмещении ущерба, освобождающее Led Zeppelin от ответственности и все четверо были освобождены под залог.
Этот концерт стал последним выступлением группы в Соединенных Штатах, так как вскоре стало известно, что Карак (пятилетний сын Планта) неожиданно умер от желудочной инфекции. Плант погрузился в глубокую депрессию. Остальная часть запланированного тура (включая шоу на стадионе Чикаго и пять дополнительных концертов на стадионах Луизиана Супердоум, Рич Стэдиум, Питтсбург Сивик Арена и стадионе Джона Ф. Кеннеди) была немедленно отменена. Все участники группы разъехалась по домам.
После происшедшего, Плант решил кардинально изменить свою жизнь и покончить с образом "златокудрого бога, прожигающего жизнь", поклявшись отказаться от наркотиков. Он уже сомневался, нужна ли ему группа. Но после уговоров Питера Гранта, Led Zeppelin вновь собрались вместе (после годичного перерыва) в октябре 1978 года и приступили к работе над материалом для нового альбома в неоготическом замке Клиаруэлл в Глостершире (Англия). В подвале замка располагалась оборудованная первоклассная студия звукозаписи, где работали Bad Company, Queen и Sweet, Deep Purple записывали треки для "Burn", а Black Sabbath – для "Sabbath Bloody Sabbath".
Во всех предыдущих альбомах, Пейдж сочинял большую часть музыки для Led Zeppelin, в то время как Плант писал большую часть текстов. Так было до 1978 года, пока они не стали готовить следующий альбом. К этому моменту все участники группы испытывали серьёзные проблемы со здоровьем, кроме Джона Пола Джонса, именно он подготовил основной материал для нового альбома, взяв на себя основные композиторские функции. Как раз в это время Джоунси заполучил в свои руки новейший синтезатор «Yamaha GX‑1» и, объединившись с Робертом, они приступили к работе, получая новое звучание без грохота гитарных риффов. Значительная часть работы была близка к завершению, когда к работе подключились Джимми и Бонзо, чтобы написать свои партии.
В ноябре-декабре 1978 года группа уже записывалась в студии ABBA - Polar Studios в Стокгольме (Швеция). В результате через пол-года 22 августа 1979 года вышел восьмой студийный альбом "In Through the Out Door", в котором основными были звуковые электронные эксперименты Джона Пола Джонса в стиле более лёгкого арт-рока, поддержанные лирикой и вокалом Роберта Планта. На альбоме выделялась лирическая баллада"All My Love", сочинённая Плантом в память о своём сыне Караке. Оригинально оформленный альбом, выпущенный в шести вариантах обложки, был упакован в коричневый бумажный пакет, который по задумке должен был скрывать их различия для покупателей.
Рассмотрим основные треки...
"In the Evening" - вступительный 7-минутный трек, где Пейдж придумал своеобразный гитарный рифф, использовав скрипичный смычок и эффект Гизмотрона, чтобы создать гудящий звук во вступительной части песни.
"South Bound Saurez" - песня с фортепианным вступлением, созданная Джонсом и Плантом, вызывает в воображении атмосферу бара в Новом Орлеане".
"Fool in the Rain" - была попыткой совместить ритм самбы с основной рок-мелодией. Идею придумал Плант, который решил, что группа должна исследовать новые музыкальные территории, чтобы оставаться актуальной.
"Carouselambra" - это десятиминутный эпос, в котором доминируют клавишные Джонса и который охватывает различные музыкальные стили (прог‑рок, диско и новую волну). Пейдж сыграл на своей гитаре с двойным грифом Gibson EDS-1275.
"Hot Dog" - стал результатом кантри-тусовки группы в стиле рокабилли, на которой они исполняли серию старых каверов на песни Элвиса Пресли и Рикки Нельсона.
"All My Love" - баллада о любви, сочиненная Плантом и Джонсом, была написана в честь сына Планта - Карака, который умер во время турне Led Zeppelin по Северной Америке в 1977 году. Джонс играл на синтезаторе Yamaha GX‑1.
"I'm Gonna Crawl" - расслабленный блюзовый трек, который Плант аранжировал в стиле соул середины 1960-х Уилсона Пикетта и Отиса Реддинга. Джонс сделал аранжировку для струнного синтезатора.
Альбом снова вызвал неоднозначную реакцию критиков и поклонников, тем не менее, по традиции ненадолго занял первые места в Великобритании и США. Если в хард-роковом альбоме "Presence" солировала гитара, то в новой (более лёгкой) пластинке упор приходился на клавишные. Критики изначально назвали альбом - скучным. Знаменитый стиль LZ затерялся под слоем синтезаторных орнаментов и завываний гизмотрона. Риффы казались мягкотелыми, а аранжировки - пустыми. Группа потеряла свой фирменный стиль.
В это время в музыкальном бизнесе изменились тенденции, и прессу больше увлекали альбомы групп модной "новой волны и синти-попа". Менеджер Питер Грант понимал, что конкуренция в тяжёлой музыке также становилась все более ожесточенной. Aerosmith уже получили значительную выгоду от отсутствия Led Zeppelin в Америке, а теперь новая волна хард-н-хэви групп, таких как Kiss, Rush, Van Halen, а также метал‑групп Judas Priest, Iron Maiden, и Def Leppard переманивали поклонников из недр фан‑зоны Led Zeppelin.
Для разогрева нового альбома, Питера Грант подготавливал почву для грандиозного возвращения группы в Америку. Но Плант был категорически против. В это время он хотел остаться поближе к родным. Тем более, в январе 1979 года Морин родила ему сына, которого назвали Логан.
В августе 1979 году у Led Zeppelin были два разогревающих выступления в Копенгагене (Дания), и два знаковых концерта в Небуорте (Великобритания), где они в первый вечер собрали около 104 000 зрителей. Это был первый за четыре года концерт на британской земле. Исполнение оставляло желать лучшего (волшебство закончилось), но им всё прощали изголодавшиеся поклонники.
В июне и июле 1980 года было предпринято короткое европейское турне, в ходе которого музыканты выступили с урезанным сетом. Зрители увидели совсем других Led Zeppelin. На смену блесткам, прозрачным блузам и костюмам с драконами пришел сдержанный и упрощённый стиль одежды. Джон Пол Джон выглядел коротко подстриженным.
27 июня в Нюрнберге (Западная Германия), концерт внезапно прервался на середине третьей песни, когда Бонэм потерял сознание на сцене и был срочно доставлен в больницу. Однако заключительный концерт тура, состоявшийся 7 июля на берлинской арене Eissporthalle, прошел при полном аншлаге и завершился триумфальной версией их фирменной песни ”Whole Lotta Love”. Никто не мог предположить, что это будет последний концерт группы. После группа взяла небольшой перерыв перед американским туром в октябре.
А 25 сентября 1980 года после репетиции, перед возвращением в турне по Северной Америке, великий барабанщик Джон Бонэм умер, захлебнувшись во сне рвотными массами. Это произошло после его обильной попойки, продолжавшейся всю ночь в доме Пейджа в Клевере (Виндзор). Потрясённые этим событием участники группы были в шоке. Это была катастрофа.
Запланированный тур по Северной Америке был отменен, и, несмотря на слухи о том, что Кози Пауэлл, Кармайн Аппис, Бэрримор Барлоу, Саймон Кирк, Рик Ли или Бев Беван присоединятся к группе в качестве его замены, 4 декабря трое оставшихся участников Led Zeppelin выступили с заявлением о роспуске: ”Потеря нашего дорогого друга привела нас к решению, что мы не можем продолжать в том же духе”. Цеппелины, "отлитые из свинца" прекратили существование.
То, что произошло, спровоцировало новую волну публикаций в жёлтой прессе о проклятии и расплате музыкантов Led Zeppelin за то, что они заигрывали с чёрной магией, в обмен на свой невероятный успех. В то время вовсю муссировали эту тему, вспоминая о том, что Джимми Пейдж был поклонником британского оккультиста Алистера Кроули, а также сотрудничал в 1972 году с другим его адептом - режиссёром Кеннетом Энгером, снимавшим фильм под названием «Восход Люцифера». Энгер попросил Пейджа написать для этого фильма саундтрек. Гитарист согласился, но конечный результат не удовлетворил Энгера, со стороны которого (после ссоры) последовали проклятия в адрес Пейджа. Были ли все эти беды связаны с опасными увлечениями Пейджа тёмными силами, задавались вопросом падкие на дешёвые сенсации журналисты.
Главная причина распада группы, конечно была не в этом, а в неспособности лидера-основателя Джимми Пейджа и главного менеджера Питера Гранта (которые были в наркотическом плену) к продолжению творчества. Судьба Led Zeppelin была предрешена и в музыкальном плане всё было сказано, и работать дальше вместе не было никакого смысла. Смерть Бонэма всего лишь подтолкнула к логическому концу легендарного коллектива. У Пейджа этот тяжёлый период наркозависимости закончится только к середине 80-х.
Спустя два года после официального распада группы, 26 ноября 1982 года вышел, альбом "Coda", который представлял собой сборник неизданных треков Zeppelin. В него вошли два трека, записанные на концерте в Королевском Альберт-холле в 1970 году, по одному с сессий "Led Zeppelin III" и "Houses of the Holy" и три с сессий "In Through the Out Door". На нем также был представлен барабанный инструментал Бонэма 1976 года с электронными эффектами, добавленными Пейджем, под названием "Bonzo's Montreux".
Рассмотрим наиболее интересные треки...
"We're Gonna Groove" - это кавер-версия песни BB King, открывающая альбом. Большая часть трека была записана вживую на концерте в Королевском Альберт-холле в январе 1970 года, в то время как Пейдж добавил в запись новые гитарные партии.
"Poor Tom" - это отрывок из альбома Led Zeppelin III, который был записан на сессиях, проходивших в Olympic Studios в июне 1970 года.
"Darlene" - была записана на сессиях нового альбома в Polar Studios в Стокгольме в ноябре 1978 года.
"Wearing and Tearing" - была записана в студии Polar в ноябре 1978 года, чтобы показать, что Led Zeppelin могут конкурировать с панк-группами. Впервые песня была исполнена вживую на фестивале Silver Clef Awards в Небворте в 1990 году группой Планта при участии Пейджа.
Robert Plant with Jimmy Page - Wearing and Tearing (Live at Knebworth Festival. 30 June 1990)
После роспуска Led Zeppelin в 1980 году, Питер Грант прекратит активное участие в судьбе звукозаписывающего лейбла Swan Song, что приведёт к его закрытию в 1983 году. Так "крылатый ангел" Swan Song, подобно мифологическому Икару, взлетел до небес, затем упал камнем вниз. А некогда всемогущий менеджер LZ Питер Грант уйдёт из жизни в 1990 году в возрасте 60 лет.
Трое бывших участников Led Zeppelin в конце концов нашли способ вернуться к музыке. Каждый занялся сольным творчеством, где больше всех преуспел Роберт Плант. Также бывшие участники группы время от времени сотрудничали и участвовали в разовых концертах, включая Live Aid в 1985 году и концерт-трибьют памяти главы "Atlantic records" Ахмета Эртегуна в Лондоне в 2007 году, на котором сын Бонэма Джейсон Бонэм играл на барабанах (об этом читайте в моих отдельных статьях).
Led Zeppelin - Celebration Day (Ahmet Ertegun Tribute Concert)
Led Zeppelin - один из самых продаваемых музыкальных коллективов всех времен, объем продаж пластинок которого, по оценкам, составляет от 200 до 300 миллионов экземпляров по всему миру. Они выпустили восемь альбомов подряд, занявших первое место в Великобритании, и шесть альбомов, занявших первое место в американском чарте Billboard 200, пять из которых были сертифицированы Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA) как бриллиантовые в США. Журнал Rolling Stone назвал их "самой тяжелой группой всех времен", "крупнейшей группой семидесятых" и "несомненно, одной из самых влиятельных групп в истории рока". В 1995 году они были включены в Зал славы рок-н-ролла; в биографии музея говорится, что в 1970-е годы они были "столь же влиятельны", как "Битлз" в 1960-е.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: