Продолжим повествование о легендарной группе Led Zeppelin. В предыдущей первой статье Led Zeppelin: Предыстория (1966–1968) рассказывалось о предыстории создания коллектива её основателем Джимми Пейджем. В этой (второй) статье расскажем о первых трёх альбомах группы.
Итак, как мы писали, группа, собравшаяся под вывеской The New Yardbirds в составе Джимми Пейдж (гитара), Роберт Плант (вокал), Джон Пол Джонс (бас-гитара и клавишные) и Джон Бонэм (ударные) в сентябре завершила турне по Скандинавии.
Состоялись первые фотосессии.
Тем временем менеджер Питер Грант сумел заключил контракт с американской звукозаписывающей компании Atlantic Records (в лице Ахмета Эртегюна) с авансом в 143 000 долларов, что было рекордно высокой суммой, выплаченной для новой группы, чей первый альбом еще не был выпущен. И в конце сентября 1968 года группа преступила к записи дебютного альбома.
Альбом был записан и сведен за девять дней в «Olympic Sound Studios» в Лондоне, и был основан на их концертном сете, включая отрепетированные хиты: «Dazed and Confused», «I Can't Quit You Baby» и «You Shook Me», а также новые наработки. После этого 4 октября группа выступила в "Mayfair Ballroom" в Ньюкастле, а 19 октября 1968 года они играли в лондонском клубе "Marquee", отрабатывая записанный материал. Пришедшие на концерты немногочисленные зрители были в недоумении, ошарашенные громким и жёстким звучанием, совсем не похожим на известную им группу Yardbirds.
Вскоре, группа придумала себе новое подходящее название Led Zeppelin (об этом мы рассказывали в предыдущей статье). Первое выступление Цеппелинов состоялось 25 октября в Университете Суррея в Баттерси.
Тем временем менеджер группы Питер Грант стал планировать тур по Штатам, по аналогии с недавними успешными гастролями его подопечной группы Джеффа Бека, которые досрочно завершились. Грант был убежден, что Led Zeppelin лучше воспримут в Америке, чем дома в Великобритании и американское турне (в поддержку записанного альбома) должно было стать отличной возможностью для новой группы заявить о себе. Их первый концерт в США состоялся 26 декабря, на сцене «Auditorium Arena» в Денвере. Группа играла на разогреве у Vanilla Fudge и Spirit, чьи армии фанатов были весьма внушительны. Тур-менеджером стал, соратник Гранта - Ричард Коул.
Начиная свои концерты с песни "Good Times Bad Times", британские Цеппелины обрушивали со сцены на ничего не подозревающую американскую публику невероятный оглушительный звук, так, что в первых рядах некоторые зрители бросались искать укрытие. Музыканты очень старались, и постепенно каждая следующая песня вызывала бурю восторга, и местные скептики становились их верными адептами.
Питер Грант (для раскрутки группы) поручил рекламному отделу «Atlantic» разослать по радиостанциям тест‑прессы альбома, с упором на города, где были намечены концерты. А уже 9 января 1969 года (в день 25‑летия Джимми Пейджа) группа выступала в Сан‑Франциско, где к этому времени по местному радио, уже вовсю крутили их первую пластинку. Изначально Питер Грант поручил продюсирование альбома Глину Джонсу, но перед выпуском тиража Джимми Пейдж (который руководил всем процессом записи) с этим не согласился и в окончательном варианте он настоял на своём имени. В дальнейшем, выставлял звук и продюсировал все записи лично Джимми Пэйдж.
Альбом "Led Zeppelin", вышедший 13 января 1969 года на лейбле "Atlantic", был записан с мощнейшим зарядом энергии, и включал ряд каверов корневой американской музыки, а также собственные песни в стиле тяжёлого блюз-рока (подняв блюз на совершенно новый уровень), трансформировав его в сторону хард-рока.
Пройдёмся по трекам...
"Good Times Bad Times" - начальный хард-роковый трек альбома (идею которого придумал Джон Пол Джонс) начинается с оглушительной ритм-секции, жёстких гитарных рифов и громким вокалом.
"Babe I'm Gonna Leave You" - следующую песню Джимми Пейдж услышал у фолк-исполнительницы Джоан Боаз, сделав из неё тяжёлый блюз.
"You Shook Me" - свой вариант блюза Вилли Диксона, группа записала вслед за Джеффом Беком, который включил его в свой альбом "Truth" несколькими месяцам ранее, что естественно вызвало его неудовольствие. Самое забавное, что у Джеффа Бека в записи на органе сыграл всё тот же Джон Пол Джонс.
"Dazed and Confused" - суперхит позднего состава Yardbirds (адаптацию песни Джейка Холмса), Пэйдж превратил в тяжёлый психоделический блюз, издавая "потусторонние" звуки смычком на гитаре.
"Your Time Is Gonna Come" - песня, открывающая вторую сторону альбома, начинается с того, что Джон Пол Джонс играет на органе Hammond M-100, а гитарист Джимми Пейдж на этом треке играет на акустической гитаре.
"Black Mountain Side" - инструментальная акустическая композиция, вдохновлена традиционной ирландской народной песней под названием "Down by Blackwaterside" и написанная под влиянием фолк-музыки Берта Янша и Джона Ренборна, перекликается с более ранней композицией Yardbirds - "White Summer" в стиле индийской раги. Чтобы подчеркнуть индийский характер песни, барабанщик и ситарист Вирам Джасани сыграл на ней табла.
"Communication Breakdown" - зубодробительная хард-роковая композиция возникла из гитарного риффа, сыгранного Джимми Пейджем, с быстрым незамысловатым ритмом, которая послужила источником вдохновения для многих будущих групп панк-рока, таких как The Ramones, и предвосхитила рассвет хэви-метала.
"I Can't Quit You Baby" - ещё один классический блюз Вилли Диксона, в более тяжёлом исполнении.
"How Many More Times" - финальный самый длинный блюз-роковый трек альбома (более 8 минут).
Альбом изначально был оценен музыкальными обозревателями "осторожно-оптимистично". Критически настроенный журнал "Rolling Stone" в то время писал, что дебютник Led Zeppelin является всего лишь копией успешного альбома «Truth» группы Джеффа Бека, который вышел на полгода раньше. Хотя альбом LZ хорошо продавался в Америке, эта рецензия расстроила группу, после чего они долго не общались с прессой. Не приняли экстремально-громкий новаторский стиль группы звёздные британские музыканты старой школы: The Who, The Beatles, The Rolling Stones, Cream и др. Несмотря на это Цеппелины, под руководством Джимми Пейджа (у которого был выверенный план) шли дальше к своей заветной цели.
В течении года Led Zeppelin совершили четыре концертных тура по США и Великобритании, а также выпустили свой следующий альбом «Led Zeppelin II» со своими яростными и бескомпромиссными тяжёлыми рифами, который взорвал мир рок-музыки, и стал на то время эталоном хард-рока.
Альбом «Led Zeppelin II» записывался в Англии и США (в промежутках гастролей) с апреля по август 1969 года, а вышел 22 октября того же года и включал в себя хард-роковые боевики, блюзы и баллады. Для части из них (как и на первом альбоме) также был использован заимствованный материал корневой американской музыки, первоначально не указанный в кредитах.
Рассмотрим все треки...
"Whole Lotta Love" - заглавный трек, для записи которого Пейдж и Плант позаимствовали тему из классического блюза Вилли Диксона «You Need Love» 1952 года, позже в 1966 перепетую Small Faces. Для песни Пейдж создал тяжёлый хард-роковый риф, который со временем возглавит список "Лучших гитарных риффов всех времен". В середину трека Джимми вставил записанные на пленку диссонирующие звуковые эффекты и фидбэк от терменвокса. Вокал Планта был на высоте.
"What Is and What Should Never Be" - полуакустическая песня Пейджа-Планта с психоделическими интонациями.
"The Lemon Song" - блюз-роковая композиция, где за музыкальную основу был взят блюз Хаулина Вульфа - "Killing Floor" 1964 года.
"Thank You" - полуакустическая фолк-баллада Пейджа-Планта, где звучит орган Хаммонда в исполнении Джона Пола Джонса.
"Heartbreaker" - ещё один боевик-суперхит, открывающий вторую сторону альбома, содержит запоминающие гитарный рифф и соло Джимми Пейджа, который тоже стал классикой хард-рока.
"Living Loving Maid (She's Just a Woman)" - песня рассказывает о поклоннице, которая преследовала группу в начале их карьеры.
"Ramble On" - блюз-фолк-роковая композиция Пейджа-Планта, с текстом, навеянным фантастическим романом Дж. Р. Р. Толкина "Властелин колец".
"Moby Dick" - инструментальный трек, который начинается с гитарного рифа Джимми Пейджа (копией «Watch Your Step» Бобби Паркера 1961 года), переходящего в продолжительное соло на ударных Джона Бонема, в лучших традициях своих джазовых кумиров Джина Крупа и Бадди Ричи. Этот исполнение считается одним из величайших барабанных соло всех времен.
"Bring It On Home" - блюз-роковый кавер Вилли Диксона завершает альбом.
Пластинка «Led Zeppelin II» ворвалась в чарты по всему миру, и получила много восторженных рецензий. Уже в феврале 1970 года, она вытеснила с первой позиции битловский "Abbey Road". К апрелю пластинка стала дважды платиновой, а к концу года она стала самым продаваемым альбомом в Америке. Всего было продано больше 3 миллионов копий пластинки только в США, а выручка, по скромным оценкам, составила более 5 миллионов долларов. После своих первых двух увесистых блюз-хард-роковых альбомов 1969 года, у группы в тот момент практически не было конкурентов на тяжелой сцене.
После успешного, но изнурительного концертного тура по Северной Америке, Пейдж был "одержим переменами" и хотел сменить направление группы на менее агрессивное, чтобы показать, что они могут играть музыку в любом стиле, в каком захотят. Для этого, группа (по рекомендации Планта) переехала в Брон-Ир-Аур (коттедж 18-го века в Уэльсе), находившийся на вершине холма с видом живописную долину Дифи, напоминавшее декорации книг Дж. Р. Р. Толкина. В доме не было ни электричества, ни водопровода, но смена обстановки послужила источником вдохновения для многих акустических песен третьего студийного альбома, включая "Bron-Y-Aur Stomp".
Альбом "Led Zeppelin III" записывался с ноября 1969 по август 1970 года (в промежутках между выступлениями), а вышел 5 октября 1970 года. Он был записан в трех местах. Большая часть работы была выполнена в загородном доме Headley Grange с использованием мобильной студии Rolling Stones. Дополнительные сессии были проведены в Island Studios и Olympic Studios в Лондоне. Альбом, хотя и открывался "забойной" хард-роковой композицией "Immigrant Song", но также продемонстрировал переход от тяжёлого рока к фолку и акустической музыке, которая была полностью представлена на 2 стороне ("Gallows Pole", "Tangerine", "That's the Way", "Bron-Y-Aur Stomp" и "Hats Off to (Roy) Harper"). Завершающий блюзовый трек "Снимаю шляпу перед (Роем) Харпером", был назван в честь их друга и фолк-певца Роя Харпера. Оформление альбома было необычным, и многие фанаты группы пытались разгадать её потаённый смысл, здесь были ссылки на мистику английского оккультиста Алистера Кроули.
Рассмотрим некоторые треки...
"Immigrant Song" - мощный хард-роковый хит содержит отсылки к скандинавской мифологии о воинственных викингах, и начинается с яростного боевого клича Роберта Планта, на фоне повторяющего грохочущего риффа Джимми Пейджа и ритм-секции Джона Пола Джонса и Джона Бонэма.
"Since I've Been Loving You" - классический тяжёлый блюз, с красивым гитарным соло Пейджа и высоким пронзительным вокалом Планта (похожим на Дженис Джоплин), считается одним из лучших в дискографии LZ. Джон Пол Джонс играл в песне на органе Хаммонда, используя басовые педали вместо бас-гитары.
"Gallows Pole" (виселица) - акустическая фолк-роковая песня, основанная на традиционной английской народной песне о человеке, приговоренном к смерти и умоляющего кого-нибудь выкупить его свободу у палача. Джон Пол Джонс украсил трек игрой на мандолине.
"Tangerine" - акустическая фолк-баллада отсылает к 1968 году, когда Yardbirds вместе с гитаристом Джимми Пейджем записали раннюю версию песни в под названием "Knowing That I'm Losing You".
"Bron-Y-Aur Stomp" (золотой холм) - кантри-фолк песня, исполненная в лёгком скиффл-стиле. Название песни происходит от названия дома в Гвинедде, Уэльс, где участники Led Zeppelin уединились в 1970 году.
"Led Zeppelin III" ознаменовал собой смену акцента: с хард-рока первых альбомов на более акустическое звучание и продемонстрировал многогранность группы. Хотя многие критики и поклонники поначалу были озадачены изменением музыкального стиля группы и неоднозначно отнеслись к альбому, сразу после выхода он снова возглавил чарты США и Великобритании (хотя и хуже всех продавался). Неизданный материал, который был записан во время альбомных сессий будет выпущен позже (об этом расскажем в следующих статьях).
Продолжение Led Zeppelin: На пике славы в небесах (1971-1975) читайте здесь.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал и активируйте оповещение о новых публикациях колокольчиком. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие поддержать мой канал, могут это сделать переводом любой суммы на мой счёт в ЮMoney по ссылке ниже
https://yoomoney.ru/to/4100115922138353
Также читайте мои статьи по теме: