Идею для данного материала мне подсказала моя читательница, написав в комментариях под моей статьей о сравнении Скарлетт и Мелани, что больше главная героиня шедевра "Унесённые ветром" похожа на Хюррем, нежели на свою заклятую подругу.
Благодарю Вас, Ирина! Отличная мысль!
Если бы не Вы, я точно не догадалась сопоставлять двух ярких и категоричных дам!
Для сравнения я выбрала самые типичные критерии сильных личностей.
Сразу хочу внести ясность - для меня Хюррем существует только в образе Мерьем Узерли.
Так же, как и Скарлетт я вижу только в исполнении Вивьен Ли.
Есть в этом мире актерские роли, для которых был рождён один-единственный человек. Всё.
А малоэмоциональным, неповоротливым, пресным, брутальным артисткам, чья игра отдает то ли столетним нафталином, то ли дешёвой хной, то ли зубоскалистой насмешкой, то ли всем сразу, лучше держаться подальше от таких восхитительных образов.
А потому никакие рыжие мумии, очевидно разменявшие двенадцатый десяток, и никакие посредственные британские певички с мужским лицом не должны были играть ни Роксалану, ни мисс О'Хара. Но, увы.
Если Вы не согласны с моим мнением, на что имеете полное моральное право, не читайте дальнейший текст - Вам он точно будет неинтересен.
Я РАЗБИРАЮ ТОЛЬКО ФИЛЬМ И ТОЛЬКО СЕРИАЛ. Я НЕ ОРИЕНТИРУЮСЬ НА ИСТОРИЮ И КНИГИ. БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ.
1. ХИТРОСТЬ.
ХЮРРЕМ:
Любимица султана не всегда была изворотливой и коварной барышней.
Начиная с плена на корабле, Роксолана вела себя абсурдно смело и агрессивно.
Эту же модель поведения перенесла на дворец, но расшибла демонстративной строптивостью себе лоб о многовековые османские устои.
Героиня - быстрообучаемый человек, а потому, проанализировав свои ошибки, для будущих интриг стала использовать ЗАКОН "ЛУЧШЕ НЕ ДОСОЛИТЬ, ЧЕМ ПЕРЕСОЛИТЬ".
Данная концепция непременно должна распространяться на все сферы жизни, а не только на одну конкретную.
Лучше не доесть, чем переесть. Лучше лечь спать слишком рано, чем слишком поздно.
Лучше выпить мало, чем напиться, как свинья.
Лучше минимум друзей, но надёжных, чем толпа приятелей, которым ты безразличен.
Лучше мизер косметики на лике, чем выглядеть, как пьяный клоун.
Лучше недостаток украшений, чем быть обвешанной побрякушками, как ёлка, став синонимом слова "безвкусица".
Лучше иной раз сэкономить деньги, чем спустить всё разом.
Не превращайте Вашу жизнь в рафинированную гадость.
Лучше где-то закрыть рот и не договорить, чем вывалить все и потом жалеть об этом.
Вот как раз последнее Хюррем начала использовать повсеместно: рыжая славянка стала помалкивать, пока не соберёт весь компромат.
Умение держать язык за зубами - это большое искусство, и султанша им прекрасно овладела.
СКАРЛЕТТ:
Мисс О'Хара была хитрющей с самого начала.
Вероятно, это обусловлено тем, что росла она в аристократических кругах, а это - благодатная почва для лицемерия и лукавства.
Красивая южанка почти всегда умудрялась выйти сухой из воды и для этого активно использовала ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ ОШИБКУ АТРИБУЦИИ.
Термин, обозначающий склонность персоны интерпретировать поступки и действия других людей их внутриличностными чертами, а свое поведение — внешними обстоятельствами.
Себя и свои деяния героиня всегда могла оправдать чудовищными условиями и ситуациями, зато других обвиняла, указывая на их невыносимые качества характера.
Например, вышла замуж за Кеннеди, ложью отбив у сестры; целовалась с Эшли, когда тот был женат на Мелани; проявила удивительную жестокость с наемными работниками-заключенными, которые еле ходили от истощения.
Это все объяснялось тяжёлыми обстоятельствами. Так-то оно так.
Но при этом обвиняла Ретта за вздорный характер, хотя сама довела супруга своими отстранённостью и эмоциональной недоступностью.
Капитан Баттлер - сам далеко не подарок, но Скарлетт воспринимала их отношения не как любовные, а как товарно-денежные, что для крепкого и счастливого брака неправильно.
О словоблудии мисс О'Хара можно слагать легенды.
2. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ.
ХЮРРЕМ:
Рыжая госпожа понимала, что дети - ее главный козырь, а потому с детства приучала отпрысков преследовать общие цели, которые, естественно, она же и ставила.
Чтобы своенравные сыновья и дочь не брыкались, Роксолана внушала им важность ЗАКОНА СТАДНОСТИ.
Люди – преимущественно командные игроки, хотят они того или нет. Так уж исторически сложилось.
Разумеется, есть затворники, отшельники, дикари, монахи, но, как говорится, исключение подтверждает правило.
Вдесятером можно сдвинуть застрявший из-за снега автобус, в то время, как один человек с этим точно не справится.
В связи с этим, нас всех мотивируют искать товарища, вторую половинку, партнера, родственную душу, создавать семьи, коллективы и группы поддержки, а также быть рядом, иметь одни интересы и тогда последствия будут сплошь позитивными и результативными.
Особенно этот закон хорошо усвоила Михримах.
Братишки, в виду личных разногласий, не оправдали надежд своей "Валиде", как бы рыжий командир не старался.
А ещё целеустремленность Хюррем смогла пробить СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК ДЛЯ ЖЕНЩИН.
Термин, описывающий неофициальные ограничения для представительниц прекрасного пола в продвижении по карьерной лестнице только потому, что они женщины, а это, кстати, очень свойственно именно для патриархального общества.
Роксолана своей пышной короной на голове разбила это стекло вдребезги, став и первой в истории супругой султана, и дамой, которая принимает участие в государственных делах, и интриганкой, которую боялись все паши, включая Ибрагима.
СКАРЛЕТТ:
Не будем описывать всю живучесть, амбициозность и настырность ирландки.
Многим такое поведение кажется аморальным и подлым.
Понимаете, и Ваше мнение, и поступки Скарлетт можно объяснить ТЕОРИЕЙ ТУННЕЛЕЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Согласно данному феномену, человек смотрит на окружающую действительность сквозь фильтры своего опыта и установок.
Воспитание, образование, радостные моменты, травматичные события, происходящие с личностью - строительные компоненты туннеля реальности.
По этой причине люди одни и те же вещи и ситуации анализируют по-разному.
И ведь никто из них не заблуждается - все они просто живут в своих туннелях реальности и считают, что правы.
Это из-за того, что, согласно теории туннелей, единой истины нет и никогда не будет.
Поэтому, если ориентироваться на данную концепцию, то можно сделать удивительный вывод о том, что:
те, кто критикует мисс О'Хара, правы;
те, кто защищает знойную Скарлетт, правы;
сама главная героиня, совершив все свои разнокалиберные поступки, тоже права.
3. ЧУВСТВО ЮМОРА.
ХЮРРЕМ:
Не зря повелитель мира дал героине такое имя.
Хохотушка и оптимистка с русских земель всегда могла рассмешить любимого мужчину.
Считается, что человек, не воспринимающий юмор, скорее всего, имеет низкий уровень интеллекта .
А вот Вам от меня загадка и шутка за триста:
Что может путешествовать по типу миру, оставаясь в углу?
Почтовая марка! Всегда в углу конверта, но все время путешествует.
СКАРЛЕТТ:
Ох, эти саркастичные диалоги с Реттом... Не было ничего более ceкcуaльного, цепляющего и дерзкого за весь фильм.
Почему жесткие шутки всегда актуальны?
1. Они снижают уровень напряжения.
Нам сложно говорить о смерти или болезни, а потому мы высмеиваем их.
Спокойно их обсуждать мы не готовы, потому что они вызывают страх.
Это особенно жизненно в условиях бoeвых действий.
2. Нарушают существующие границы.
Кстати, именно поэтому в пубертатном периоде детки просто обожают шутить о ceкcе - для них это доказательство дерзости и пересечения черты дозволенного.
А в условиях чопорного аристократического общества, такие острые пpикoлы помогали Скарлетт и Ретту скрыто выражать протест, так сказать, нарушать правила.
3. Такой юмор объединяет.
Например, обсмеивать туалетную тему или иные табуированные вопросы мы можем только в кругу близких.
Главные герои шутили о многом ещё задолго до свадьбы и, вполне вероятно, бессознательно именно этот юмор их и притянул друг к другу.
4. РЕЗИЛИЕНТНОСТЬ.
Резилиентность - навык адаптации индивида к переменам и злоключениям, но кроме умения быстро стабилизироваться, это также и формирование определенного восприятия перемен.
ХЮРРЕМ:
Поначалу девушка не обладала такой способностью. Ей было тяжело привыкнуть к чужому мусульманскому социуму.
Госпожа протестовала, ругалась, сопротивлялась, пока не влюбилась в Сулеймана и не начала усердно адаптироваться к условиям Топкапы.
А затем рождение детей окончательно закрепило этот навык. Когда ты мать, ты автоматом, осознаешь, что теперь ты априори несёшь ответственность не только за себя, но и за дочерей и сыновей.
Вспомнился ЭФФЕКТ ДАННИНГА-КРЮГЕРА.
Смысл состоит в том, что персона, как правило, не способна объективно оценивать собственный багаж знаний в той или иной сфере.
У индивидов, плохо разбирающихся в какой-то конкретной теме, обычно не хватает ума, чтобы это понять, и они порой переоценивают свою эрудицию.
А Хюррем хватило мозгов понять, что в исламском мире у нее мало знаний и начала их всячески увеличивать. А потом с помощью них смогла женить на себе султана.
А персоны, чей уровень знаний существенно высок, нередко недооценивают их и думают, что они недостаточно экспертны в исследуемой области.
Например, Махидевран. Ведь весенняя роза идеально знала Коран, но не применяла с хитростью эти знания, чтобы завоевать Сулеймана, потому что вечно сомневалась.
Суть эффекта в том, что, чем скрупулёзнее и дотошнее человек начинает изучать определенную тему, тем больше вопросов возникает, и автоматом создается впечатление, что его сведения о предмете исследования крайне поверхностные и малозначительные.
В Хюррем есть сильный потенциал к обучению, который она реализовала на полную, чтобы освоиться в османском государстве.
Можно только догадываться, насколько это было сложно, но султанша справилась, и мусульманка из нее вышла более убедительная, чем из тех, кто был априори рождён в исламе.
СКАРЛЕТТ:
Потрясающая жизнестойкость и высокая адаптивность.
Наверное, мисс О'Хара ориентировалась, в том числе, на ЗАКОН ПУСТОТЫ.
Если Вам необходим новый стул, отнесите старый на помойку.
Если Вам нужен новый гардероб, почистите Ваш шифоньер.
Посыл закона в том, что Вы должны добровольно попрощаться с Вашими стереотипами и установками.
Героиня попрощалась и поэтому в условиях патриархального социума, где девочкам внушали, что они должны быть хрупкими и милыми барышнями, стала успешной бизнеследи.
5. ПИКАПЕРСКИЕ НАВЫКИ.
ХЮРРЕМ:
Соблазнительница от Бога. Она знала все приемы пикапа, которые я описывала в другой статье (ссыль будет в конце).
Роксолана понимала важность ЭФФЕКТА ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Невозможно произвести первое впечатление дважды.
А оно очень многое решает! Убеждение, возникшее в начальные моменты знакомства, оказывает влияние на дальнейший анализ Вашей личности.
Коммуникация с Вами будет выстраиваться, ориентируясь на эффект от первой встречи.
Хюррем очень нежно и женственно шлёпнулась в бутафорный обморок, и заставила Сулеймана ее ловить, то есть спасать.
Но также, увы, у прекрасной госпожи были признаки СИНДРОМА ДОРИАНА ГРЕЯ.
От данного недуга мучаются люди, готовые направить все ресурсы, финансы и время на сохранение и приумножение молодости и красоты.
Это одно из их основных жизненных ценностей.
Очень тяжело принимать свое неизбежное взросление, особенно, когда в него справедливо тыкают все твои недоброжелатели, например, такие, как Шах и Хатидже.
Хюррем ведь прекрасно помнила, что изначально отбор во дворец производится только, исходя из внешних данных девушки.
Этот синдром зачастую крайне отрицательно сказывается на психическом состоянии человека и может привести к разным расстройствам.
Героиня была мудрой женщиной и потому старалась компенсировать увядание своей красоты острым умом, и это сработало.
СКАРЛЕТТ:
Кокетка, искусительница, чаровница.
Даже, когда мисс О'Хара не старается кого-то обольстить, все равно обольщает. Тоже Ретта, например.
А все благодаря ЗАКОНУ НЕИДЕАЛЬНОСТИ.
В этом мире нет ничего совершенного! И Вы тоже далеко не эталон. И я. И все остальные создания на этой бренной планете.
Лучшее враг хорошего.
Прекратите выдраивать квартиру до скрипа, вырубите внутреннего перфекциониста, не вините себя за косяки.
Ваше лицо ассиметрично, как и Ваши ноги, руки, уши, грудь и остальные части тела.
Именно неидеальность делаем Вас очаровательной.
Однажды был проведен занятный эксперимент. Сотне мужчин задали вопросы о женской красоте.
Каждый ответил, что именно для него притягательно, а выбирать нужно было среди снимков признанных мировых красавиц.
С помощью собранных сведений, в фотошопе был создан образ идеальной женщины.
Затем эту картинку добавили в стопку кадров тех самых признанных красавиц, и попросили другую сотню мужчин, выбрать по их мнению самую-самую.
И что бы Вы думали? На идеальную выдуманную барышню почти никто не обратил внимания, выбирая фото других девушек.
Единственное, что расстроило Скарлетт - это слегка увеличившаяся после родов талия, но статная южанка грустила по этому поводу ровно одно мгновение.
6. ЖИЗНЕЛЮБИЕ.
ХЮРРЕМ:
Мать пятерых детей славилась оптимизмом и витальностью, лишь однажды проявив серьезную слабость - умышленно чуть не выпила яд.
Знаете ли Вы про ЭФФЕКТ ЛЮЦИФЕРА?
Это явление впервые было описано, благодаря тюремному эксперименту.
В 70е годы прошлого века двадцать человек, решивших принять участие в данном опыте, разделили на две группы: охранники и заключённые.
Участники жили в символической тюрьме, организованной в подвале факультета психологии.
Заключённые и охранники быстро адаптировались к своим ролям, и, наперекор прогнозам, начали происходить по-настоящему опасные ситуации.
Каждый третий охранник проявил садистские наклонности, а заключённые были морально подавлены, и пара человек еще до окончания эксперимента покинула воображаемую тюрьму.
По этическим соображениям, исследование было завершено раньше времени.
Опыт продемонстрировал, что, когда людей помещают в определенные условия, и они исполняют роли, включающие выражение каких-то конкретных качеств, которые для них не характерны, они достаточно быстро привыкают к назначенным амплуа.
Суть эффекта в том, что, когда индивиды начинают поступать соответственно своим ролям, у них развиваются и усиливаются определённые модели социального поведения, и нравственные нормы могут начать обесцениваться.
Также и у Хюррем. Славянку поместили в настоящее змеиное логово, и, ей не оставалось ничего другого, как стать в нем черной мамбой.
СКАРЛЕТТ:
Мисс О'Хара любит жизнь, и жизнь отвечает героине взаимностью.
Вспомнился ПРИНЦИП ПОЛИАННЫ.
Термин носит название в честь девочки из одноименной книги Элинор Портер, в которой Полианна, несмотря на то, что потеряла родителей, старалась в разных обстоятельствах акцентировать внимание только на позитивном и радоваться этому.
Как правило, люди охотнее и активнее реагируют на приятные ситуации, а вся информация о них усваивается быстрее, чем об отрицательных или индифферентных инцидентах.
Причина в том, что наш мозг фильтрует данные так, чтобы негативные эмоции, спровоцированные неприятными происшествиями, не мешали энергичной жизнедеятельности.
А события, провоцирующие положительные эмоции, напротив, помогают лучше запоминать новости и откладывать их в памяти.
Очевидно, именно этот принцип помог Скарлетт выжить, продолжая верить и в себя, и в жизнь.
Она старалась среди мусора, разрухи и смертей найти хоть что-то позитивное, отчаянно за это цепляясь, чтобы не сойти с ума.
Например, не смотря на разрушенную Тару, гибель мамы и отсутствие денег, героиня радовалась тому, что папа, сестры и Мами остались живы, и у них всё-таки есть крыша над головой.
Вы замечали, как сильный стресс истощает настолько, что, вопреки всему, наступает какое-то спокойствие?
Грубо говоря, это срабатывает кyкyxин предохранитель, чтобы окончательно не cвиxнyтьcя.
Это тот самый момент, когда ты достиг эмоционального дна и можешь от него оттолкнуться.
Скарлетт достигла, но, вместо того, чтобы сдаться и утонуть, она всплыла с уловом в зубах!
Обе дамы вызывают у меня небывалое уважение и неприкрытую симпатию.
Закаленность, работоспособность, ceкcyaльность, интеллект, инициативность и настойчивость, которые взрастили в себе героини в условиях хронического стресса и перманентной угрозы жизни, мотивирует многих женщин по всему миру, давая понять, что возможно практически ВСЁ.
Я РАЗБИРАЮ ТОЛЬКО ФИЛЬМ И ТОЛЬКО СЕРИАЛ. Я НЕ ОРИЕНТИРУЮСЬ НА ИСТОРИЮ И КНИГИ. БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ.
PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.
В ЧЕМ ПОХОЖИ ХЮРРЕМ И МАХИДЕВРАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МЕРЬЕМ УЗЕРЛИ И ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЕРЬЕМ УЗЕРЛИ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ОБЗОР СЕРИАЛА "ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ О'ХАРА И МЭГГИ КЛИРИ. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ И ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СКАРЛЕТТ О'ХАРА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ПИКАПЕРСКИЕ ПРИЕМЫ ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
МАНИПУЛЯЦИИ ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
КЛАССИКА МЕЖДУ СВЕКРОВЬЮ И СНОХОЙ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
КТО БЫ ПОМОГ СТАТЬ НАСТОЯЩЕЙ ПОДРУГОЙ ХЮРРЕМ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ХЮРРЕМОВСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО РАЗДАВАТЬ ЛЕЩЕЙ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ВРАЖДА ИБРАГИМА И ХЮРРЕМ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
МОГЛИ ЛИ ПОДРУЖИТЬСЯ БЕЙХАН И ХЮРРЕМ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ЕСЛИ БЫ ХЮРРЕМ СТАЛА ВАЛИДЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ И МЕЛАНИ. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ