Мы все знаем по сериалу, что мало обладать красотой, мало быть плодовитой, мало быть даже харизматичной! Только в купе с психологическими трюками, которые Роксолана умело проворачивала в стенах Топкапы и за его пределами, помогли славянке стать настоящей королевой!
Распишем же каждый из них более подробно.
1. ОБОБЩЕНИЕ.
Александра часто как будто хвалебно и восхищенно говорила Сулейману: "Все говорят, что Мустафа будущий правитель великого османского государства" или "Многие считают, что старший шехзаде во многом превосходит самого султана."
Кто все? Кто эти - многие? А черт его знает. Роксолана специально использует это обезличивание и обобщение, понимая, что муж разозлится, но из гордости не спросит о том, кто же всё-таки автор этих слов.
Так что, без последствия для себя можно и приукрасить, и приврать. Все равно никто не проверит, а ненавистный Мустафа будет виноват.
Как говорится: "Вода камень точит".
2. ДВОЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ.
Говорит одно, показывает другое. Например, когда постоянно восклицала Валиде о том, как ее почитает и преклоняется перед ней, но сама специально заказала корону намного больше, чем у королевы-матери.
Таким образом она убила 2х зайцев: и ненавистную свекровь на место поставила, и перед Сулейманом вроде как, если что, чиста. Мол, а что я такого сделала, опять матушка твоя меня просто так со свету свести хочет...
Еще один хлесткий выстрел в прочный канат доверия между Айше и Сулейманом.
3. ЗАБАЛТЫВАНИЕ.
Помните, как падишах спросил у Хюррем, причастна ли она к смерти Мустафы. Что сделала наша госпожа?
Толкнула длинную красивую речь о том, что и лист с дерева не упадет без ведома властелина мира, и зима не наступит и блаблабла.
То есть прямо женщина владыке так и не ответила, навешав ему лапшички из красноречивых фраз, в которых смысл один: "Сам дурак".
4. ПЕРЕСПРАШИВАНИЕ.
Когда хасеки избила до полусмерти Хатидже и бросила в лесу, а та всё-таки приползла и все свалила на Роксолану, то Сулейман уточнил, правда ли это.
Хюррем округлила глаза и удивленно выпалила: "Ты правда считаешь, что я могла так поступить с госпожой?"
Манипуляторы часто формируют подобные вопросы, чтобы выиграть время на обдумывание правильного ответа.
Понятно, что Александра уже сто раз отрепетировала корректные отмазки, однако, находясь в сильном стрессе, даже подготовленные фразочки могут вылететь из головы.
5. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Хасеки очень часто хвалила султана, откровенно ему льстила, пускала слезу, в особенности, когда мужчина становился на ее сторону и защищал.
Из серии: ты молодец, когда поддерживаешь меня, когда соответствуешь моим ожиданиям, делай так почаще, я только с тобой чувствую себя уверенно.
То есть мадам специально вешала на героя такую ответственность, подкрепляя это демонстрацией любви.
6. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Героиня отказала падишаху в постели, после того как стала свободной.
Суть данной манипуляции заключается в том, чтобы избавиться от неприятной ситуации путем определенных действий (именно тех, каких ждёт манипулятор).
В данном случае неприятная ситуация - невозможность интимной близости; ожидаемое действие - никах.
7. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.
Например, когда всплыла правда о том, что у Хюррем долги по содержанию гарема и, пока Сулейман был в походе, вместо того, чтобы попросить деньги у Шах, жена брала большие суммы в долг у чужих людей, да ещё и продала земли, которые даровал супруг, что сделала наша мадам?
Пыталась объяснить это с точки зрения "объективности". Мол, меня бы тогда уважать перестали, да как я бы у твоей сестры взяла и блаблабла.
Кстати, это одна из немногих манипуляций, которая не прокатила конкретно в данном случае.
8. ГАЗЛАЙТИНГ.
Отрицание любых фактов. Когда Хюррем совершала убийства и покушения, на все обвинения она слёзно кричала: "Поклёп, клевета! Все против нашей любви! Меня хотят очернить!"
Усердно делала вид, что не понимает обвинений и впервые слышит о таких происшествиях. В этом спектакле ей беспрекословно помогали ее слуги.
9. ВНУШЕНИЕ ЧУВСТВА ВИНЫ.
Когда Роксолану отправили в ссылку и в том регионе разразилась эпидемия чумы, героиня демонстративно отказалась покинуть место пребывания.
Таким образом, женщина как бы заочно завиноватила Сулеймана в своей смерти, ведь это он, такой бессовестный, ее туда изгнал и теперь "несчастной" не дорога ее жизнь.
10. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.
Чтобы подчинить себе Михримах, давала понять, что все ее влюбленности, в особенности к Малкочоглу - сущая ерунда, не имеющая ничего общего с правильным поведением султанши.
Внушала дочери низкосортность ее желаний, требуя полного повиновения во благо братьев.
Да и в целом, обесценила Роксолана луноликую госпожу еще при рождении, когда была отнюдь не рада девочке.
11. ВНУШЕНИЕ ЧУВСТВА ДОЛГА.
Из предыдущей манипуляции вытекает следующая - пожизненная обязанность Михримах опекать и защищать братьев.
Османская принцесса под воздействием матери возненавидела и подставила Мустафу, поскольку была убеждена в опасности, исходящей от него (что не лишено объективности, хотя речь больше о Махидевран).
Хюррем руками дочери убила первого наследника, легко манипулируя молодой султаншей. А еще таким образом львица отомстила за гибель своего первенца.
12. ОСУЖДЕНИЕ И СИМУЛЯЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ.
Вспомните, как султанша взбесилась, когда повелитель заставил ее извиниться перед Мустафой.
Когда юноша покинул покои падишаха, рыжая бестия накинулась на мужа, говоря, что он ее унизил и вообще в этой ситуации хасеки не виновата, ее спровоцировали, подставили, а Сулейман в итоге ее даже не поддержал.
Эмоционально вела речи о своем авторитете, о моббинге в семье и о плевке в душу со стороны властелина ее сердца.
13. СОБЛАЗНЕНИЕ.
Это я оставила на десерт. Ухоженная внешность, пикантные наряды с декольте, томные речи, игривость, страсть, позитив, артистизм - этими методами можно играть на инстинктах султана так же виртуозно, как Ибрагим на скрипке.
Хюррем это прекрасно знала и умело использовала.
Как Вы сами понимаете, я описала далеко не все манипуляции великой и бесстрашной славянки, однако это та база, на которую Роксолана опиралась, если судить именно по сериалу. Полный облик Хасеки я описывала в статье о ней.
Хочу подчеркнуть, что я никого из героев этой кинокартины не осуждаю, я с пониманием отношусь к каждому персонажу и лишь называю вещи своими именами.
БлагоДарю за внимание!
PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.
ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ВАЛИДЕ НЕ ОБРАДОВАЛАСЬ ЧУВСТВАМ ИБРАГИМА И ХАТИДЖЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
ВСЕ МУЖЧИНЫ МИХРИМАХ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ