Найти в Дзене
ПОНЯТНАЯ ТЫ

Сравнение Скарлетт и Мелани. Соперницы или подруги. Фильм "Унесённые ветром". Разбор и мнение психолога.

<>
<>

Это изумительное и насущное кино всегда будет вне времени, поскольку является конгломератом красоты, эгоизма, вoйны, любви, безысходности, конкуренции, трудолюбия и надежды. 

И по сей день не утихают споры, кто же является самой достойной и разумной героиней, чьи действия и мысли соответствовали реальной ситуации.

А потому на злобу дня предлагаю порассуждать на эту тему. 

<>
<>

Выборка характеристик, по которым я буду сравнивать двух женских персонажей, случайная, но я старалась, чтобы она соответствовала тем обстоятельствам, в которых находились Скарлетт и Мелани. 

Как говорится, по закону вoeннoгo времени, без права на провал или неподчинение. 

Я РАЗБИРАЮ ТОЛЬКО ФИЛЬМ. БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ. 

<>
<>

1) ХАРИЗМА.

Когда мы слышим это слово, у каждого в голове всплывает свой набор ассоциаций, поскольку точного рецепта харизмы никто не знает. 

При этом обладать таким свойством считается почетным, это настоящий комплимент, ибо автоматом означает, что ты выделяешься среди серой массы.

Я лишь укажу общий перечень черт, которыми должна обладать такая личность, по мнению большинства, так шо, не обессудьте. Вот они:

- лидерские качества,

- дар убеждения (в том числе, умение филигранно манипулировать),

- способность очаровывать,

- эмоциональный интеллект. 

Постараемся найти все эти свойства в каждой из наших героинь.

<>
<>

СКАРЛЕТТ: 

- Стопроцентный лидер. 

Смогла доползти на изнуренной лошади в компании таких же изнуренных людей до родных пенатов. 

Возглавила руководство Тарой, обеспечив ей процветание. Работала наравне со всеми, себе никаких поблажек не давала.

Она никого не бросила. Никого. Даже, когда нашла корову, первое, что сказала: ребенку нужно молоко. 

Потому что лидер обязан нести ответственность за всю команду. 

<>
<>

- Прекрасно использует навык манипулирования и убеждения. 

Смогла выйти замуж и разбогатеть. Обладает убедительной, эмоциональной, яркой речью. Богатый коммуникационный капитал.

<>
<>

Здесь стоит упомянуть об ЭФФЕКТЕ ДОКТОРА ФОКСА. 

Красочное преподнесение информации талантливым оратором может замаскировать бессмысленность сказанного. 

Люди покинут лекцию с уверенностью, что получили качественные знания, даже, если прослушали абсолютную глупость.

Скарлетт всегда найдет, что сказать, не растеряется, потому что ей присуще скоростное мышление.

Ее авторитет на Таре (и не только на Таре) никто не подвергал сомнению. 

<>
<>

- Умело очаровывает людей, особенно мужчин. 

Это видно даже в начале фильма. 

Прекрасно играет на струнах души влюбленных в нее юношей. 

Правда, на Эшли это не особенно подействовало. 

Но, как говорится, всегда найдется одна паршивая овца, которая портит все стадо. 

<>
<>

- Эмоциональный интеллект - в целом, есть, но хромает на обе ножки. 

Эгоистичность, зависть, ревность, категоричность мешают его проявлению. 

<>
<>

МЕЛАНИ: 

- Нет лидерских качеств. 

Ведомая, доверчивая, послушная. 

В общем, классический продукт патриархального общества. 

Не подумайте, что я ее обвиняю, просто констатирую факт. 

Не всем же быть индивидуалистками и бунтарками. Человечество бы тогда вымерло. 

<>
<>

- Не использует манипуляции специально, иногда они иногда проскальзывают бессознательно. 

Дар убеждения есть, поскольку люди доверяют героине в связи с ее искренностью и бескорыстием. 

Однако эта черта развита слабее, чем у ее оппонентки.

<>
<>

- Если Скарлетт с лёгкостью очаровывает мужчин, то Мелани - женщин. 

Они видят в девушке безвредную, надёжную и ласковую "сестру". 

Но почему-то никто из благожелательных очарованных женщин не пришел на выручку к безвредной, надёжной и ласковой сестре во время ее беременности и родов, кроме стервозной Скарлетт, которую это же дамское сообщество признало нерукопожатной.

<>
<>

- Эмоциональный интеллект развит сильно. 

Чувствительная, человечная, милосердная, верная. 

Такие люди вызывают доверие, с ними хочется делиться самым сокровенным. Потому что знаешь: тебя не осудят.

<>
<>

Другая сторона героини: наивность.

Мелани подвержена 

ЭФФЕКТУ ПРОЕКЦИИ.

Люди судят о других персонах по себе. 

Добряки убеждены, что все вокруг такие же. Искренние личности уверены, что и другие относятся к ним также. 

По совокупности факторов, в данном пункте выигрывает Скарлетт. 

Безгранично харизматичная южанка.

<
<

2) ОТЗЫВЧИВОСТЬ.

СКАРЛЕТТ:

У героини страдает эмпатия. Она занижена. 

Но мисс О'Хара старается развить когнитивную эмпатию, чтобы хоть не сердцем, но мозгом понимать, что людям нужна помощь и поддержка. 

Именно поэтому спасла и Мелани, и сестер, и слуг, дав кров и пищу на Таре. 

<>
<>

Если уж быть честными, Скарлетт никому намерено не причиняла зла: это не какая-то подлая высокомерная стерва, которая стремится самоутвердиться за счёт других; человек просто пытался выжить в условиях потери самых близких людей и отсутствия поддержки. 

На вчерашнего ребенка возложили огромные обязательства, и она с покорностью их взяла, потому что понимала, что больше это делать некому. 

<>
<>

МЕЛАНИ:

Отзывчивость - ее второе имя. 

Жертвенная, доброжелательная, эмпатичная, деликатная, гуманная, альтруистичная. 

К таким людям тянутся, с ними хотят дружить, потому что своей эмоциональной теплотой эти солнышки согреют всех вокруг. 

<>
<>

Похоже на СИНДРОМ ЗОЛУШКИ (НЕ ПУТАТЬ С КОМПЛЕКСОМ ЗОЛУШКИ).

Отличительное свойство личности, которое заключается в стремлении безотказно выполнять просьбы окружающих. Хочет всем угодить, всем понравиться, для всех быть хорошей. 

Победа в этой номинации уходит великолепной и отзывчивой Мелани.

<>
<>

3) СИЛА ДУХА.

СКАРЛЕТТ:

В самое страшное и опасное в своей жизни время юная леди саккумулировала все внутренние и внешние ресурсы, чтобы выжить.

Представьте только, это ж была богатая избалованная фифа, которая ничего не умела, потому всю жизнь за ней подтирала нянька!

<>
<>

Смогла принять роды у своей визави, тем самым, спасла и ребенка, и его мать. Без опыта, без навыков, без информации! 

Не ныла, не убивалась, не пыталась вызвать жалость, а просто брала и делала. Боялась, но брала и делала. 

<>
<>

У Скарлетт, скорее всего, развился СИНДРОМ ВЗРЫВАЮЩЕЙСЯ ГОЛОВЫ. 

Во сне: при его начале или конце человеку может показаться, что он слышит громкий звук, похожий на выстрел или крик дикого животного. Персона будет ощущать, что у нее разрывается голова.

Данный синдром всегда является результатом бесконечного режима многозадачности, стрессового образа жизни, перманентной усталости, большой загруженности, огромной ответственности, страха за будущее. 

Чтобы избавиться от него, необходимы отдых, спокойствие и избегание стрессов. 

<>
<>

Была на бесконечном психологическом самовывозе, сублимируя в труд и лидерство.

Именно Скарлетт в очередной раз спасла Тару, когда туда нагрянул бандит. 

Не представляю, как брюнетка не сошла с ума от всего того, что на нее свалилось. 

<>
<>

МЕЛАНИ: 

В виду высокой впечатлительности и ранимости, не смогла продемонстрировать весь свой оптимизм и характер во время вoйны; сдалась.

Слабая здоровьем, розовоочкастая, человеколюбивая миссис Уилкс оказалась не готова к вoeнным тяготам. 

Мадам вроде и пыталась помочь, но, при ее состоянии, там было больше вреда, чем пользы.

<>
<>

Если бы не Скарлетт, героиня не выжила. Впрочем, она этого не скрывала и была очень благодарна "подруге".

Это очень ценное и редкое качество в наше время - умение быть благодарным.

Ещё бы, ведь Скарлетт могла воспользоваться ЭФФЕКТОМ СВИДЕТЕЛЯ. 

Термин из психологии, смысл которого в том, что люди, ставшие очевидцами патовых обстоятельств (авария, пожар, потеря сознания прохожего и т.д.), не стремятся бежать на выручку пострадавшим. 

<>
<>

Вероятность того, что кто-нибудь из наблюдателей поможет жертвам, тем меньше, чем больше народа окажется рядом. 

Иными словами, каждый из свидетелей посчитает, что спасти людей должен не он, а кто-нибудь другой из толпы. 

И, наоборот, единственный очевидец осознает, что, кроме него, помочь больше некому и будет действовать намного активнее.

Иными словами, Скарлетт могла пригнать начавшую рожать Мелани к тому самому госпиталю с сотнями раненных и одним врачом и уйти.

<>
<>

И, поверьте, ее бы никто за это не упрекнул. А, даже, если бы упрекнул, Вы же знаете, что у красавицы иммунитет к сплетням и претензиям окружающих.

Но главная героиня этого не сделала. И кто-то ещё говорит, что она враг миссис Уилкс? Всем бы таких врагов.

Неудивительно, что Мелани предпочитала не замечать чувства мисс О'Хара по отношению к Эшли. После всего, что сделала для нее Скарлетт, можно простить вообще ВСЁ.

В третьей рубрике с огромным отрывом выигрывает сильная будущая миссис Баттлер!

<>
<>

4) СЕМЕЙНОСТЬ.

СКАРЛЕТТ:

Мать и жена - явно не те роли, которые были южанке к лицу. 

В этих ипостасях мисс О'Хара, увы, с треском провалилась. 

Скарлетт - холодная женщина.

С вoйнoй статная южанка окончательно разучилась быть слабой и непринуждённой, а потому супругу и дочери казалась бездушной и отстраненой. 

У нее даже взгляд был ледяной. Снежная королева.

<>
<>

Будем честны: Скарлетт относилась к мужчинам весьма и весьма потребительски.

Думаю, на это у американки было две причины:

^ Разочарование в первой любви - Эшли, который ни бе, ни ме, ни кукареку. Вроде люблю-куплю, а вроде и нет. Тряпка и трус.

^ Разочарование в отце, который, вместо того, чтобы стать пусть не главой Тары, но хотя бы поддержкой и опорой для дочери, взявшей всю ответственность на себя, сошел с ума.

Я понимаю, что от мистера О'Хара это никак не зависело, но бессознательно Скарлетт уже сделала вывод, что, увы, представители сильного пола ни на что не годятся.

Поэтому у некогда инфантильной и романтичной девушки сформировались совершенно другие приоритеты и ценности.

<>
<>

Повзрослев благодаря вoйнe, брюнетка поняла, что не хочет быть замужней и рожать.

Она не скрывала, что выходит за Ретта преимущественно из-за денег, и это именно мужчина хотел детей, а не Скарлетт.

Баттлер давно раскусил возлюбленную, однако все равно решил жениться на мисс О'Хара.

Героиня была с супругом гораздо честнее, чем он с ней.

<>
<>

У Ретта КОМПЛЕКС МАЧО.

Популярный в мире идеализированный образ мужчины, состоящий из черт, которые приписываются животным-самцам в дикой природе: агрессивность, грубость, активность, уверенность, ceкcуaльнocть, физическая сила, наглость, упрямство. 

Мужчине с данным комплексом жизненно необходимо перманентно подтверждать свои самцовые качества, в том числе осуществляя энергичную, часто подавляющую, сексуальную роль. 

Для этого могут использоваться услуги куртизанок, что мы, собственно, и наблюдали.

Скарлетт, в виду своей независимости самодостаточности и влюбленности в Эшли, подвергла сомнению этот образ, задев эго Ретта.

<>
<>

МЕЛАНИ:

Семья - это та сфера, где бы миссис Уилкс реализовалась на все сто. 

Однако материнская целеустремленность привела к ее же смерти и оставила ребенка сиротой, а мужа вдовцом. Это же тоже максимализм и эгоизм. Хочу и всё тут.

То есть мисс О'Хара практически в предынфарктном состоянии помогает тебе стать матерью, когда больше никто не помог; на свой страх и риск, буквально тащит тебя и твоего сына на себе в самое страшное время для Вас обеих; потом не доедает и не допивает, чтобы выходить больную тебя, решившую забеременеть и родить чуть ли не на линии огня...

<>
<>

И после этого ты так просто решаешь поиграть со своей судьбой?

Так ты бы сразу сказала, что жить не хочешь и не высасывала, как комар, всю кровь из девчонки!

Нет у тебя ощущения ценности жизни, потому что вoйнa для тебя прошла легко: ты не работала в госпитале, где много покалеченных и страдающих; тебе не надо было думать, что делать, куда бежать, где прятаться; у тебя не болела голова о том, как прокормить всех, где взять пищу; твои родители не умерли у тебя на руках.

<>
<>

Если у тебя материнского инстинкта через край и желание подарить своему Бо сестричку или братика, то удочери или усынови того, кто остался без родителей в результате сражений между севером и югом. 

Но нет. Лучше я рискну, поскольку бессознательно уверена, что моя святость защитит от любого форс-мажора, и оставлю в сиротстве собственного ребенка.

Что лучше? Непринятие, как у Скарлетт, или фанатичность, как у Мелани?

В четвертом пункте ничья.  

<>
<>

5) АМБИЦИОЗНОСТЬ.

СКАРЛЕТТ:

Стала бизнесвумен, могла себя обеспечивать. 

Героиня знает, чего хочет и даже в условиях абсолютного неравенства, умудряется обеспечить себе изобильную и сытую жизнь. 

Настоящая карьеристка и неутомимый трудоголик. 

Тут, как нельзя, подходит фраза:

Я себя сделала сама, я никому ничего не должна.  

<>
<>

Здесь стоит затронуть ТЕОРИЮ РАЗБИТЫХ ОКОН.

Первостепенная суть этого феномена сводится к тому, что в условиях опасной неблагополучной среды гораздо легче совершить нечто противозаконное даже, если раньше ты был правопослушным гражданином.

Если в здании разбито хотя бы окно, то через какой-то промежуток времени в нем будут выбиты все окна. 

То есть Скарлетт тоже часто поступала нечестно и даже подло, но это обусловлено той гнетущей атмосферой, в которой она долгое время находилась и пыталась всеми силами выжить.

Потому что все остальные поступали точно так же, если не хуже!

<>
<>

МЕЛАНИ:

Если только родительская амбициозность. 

Миссис Уилкс аскетична, скромна, проста, сдержана, терпелива, умеет довольствоваться малым. 

У нее синдром хорошей девочки. Леди не хватает деятельности, дальновидности, логики. 

Лавры победителя в текущем разделе достаются непревзойденной и амбициозной Скарлетт.

<>
<>

Что можно сказать? В условиях страшного военного времени выживают такие люди, как мисс О'Хара. 

Сложные, холодные, самовлюблённые, но, вместе с тем, выносливые, благородные, ответственные. 

Разница между Мелани и Скарлетт в том, что первая живёт исключительно чувствами, а вторая только разумом. 

<>
<>

В тех обстоятельствах, что были продемонстрированы в фильме, именно с такими многогранными персонами, как главная героиня, Вы точно не пропадете. 

Люди, подобны Мелани, непременно важны в поствоенное время, чтобы помочь справиться с внутренней болью, залечить душевные раны, окутать мягкостью, нежностью и пониманием, заставить поверить в то, что мир по-прежнему благодатный, прекрасный и ты ещё будешь в нем счастлив. 

ПРОДУБЛИРУЮ. Я РАЗБИРАЮ ТОЛЬКО ФИЛЬМ. БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ. 

PS: Друзья, приглашаю Вас в мой телеграмм-канал, где мы будем без цензуры разбирать персонажей сериалов.

<>
<>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФИЛАДЕЛЬФИИ ГОРДОН. ФИЛЬМ "ВСЕ РЕКИ ТЕКУТ" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

В ЧЕМ ПОХОЖИ ХЮРРЕМ И МАХИДЕВРАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ДЕТСКАЯ ТРАВМА РЕТТА БАТЛЕРА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СКАРЛЕТТ О'ХАРА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ДНЕВНИК ПАМЯТИ. РАЗБОР ФИЛЬМА 2004 ГОДА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ О'ХАРА И ХЮРРЕМ-СУЛТАН - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

СРАВНЕНИЕ СКАРЛЕТТ О'ХАРА И МЭГГИ КЛИРИ. УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ И ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ЭДВАРД И ВИВИАН. ДАЛЬНЕЙШАЯ ЖИЗНЬ. ФИЛЬМ "КРАСОТКА" 1990 ГОДА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ТРИ МЕТРА НАД УРОВНЕМ НЕБА. КАТИНА И ПОЛО. РАЗБОР - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПИТЕР FM. РАЗБОР ФИЛЬМА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ТАНЦО ДИСКО. РАЗБОР ФИЛЬМА" - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ИСКУПЛЕНИЕ. РАЗБОР ФИЛЬМА 2007 ГОДА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

ПАРАЗИТЫ. РАЗБОР ЮЖНОКОРЕЙСКОГО ФИЛЬМА - ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ