В своей работе опытный психолог сталкивается с самыми разными клиентами. Умение быстро понимать примерный типаж и особенности человека, помогает эффективнее выстраивать отношения в рамках психологических сессий. Невозможно четко разделить всех клиентов на типы, но можно выделить общие черты разных людей.
Типизация в зависимости от мотивации
Один из главных моментов первой встречи с психологом – вопрос «Почему человек пришел на консультацию или сеанс?» В зависимости от ответа можно выделить два типа клиентов:
- «Добровольцы». Люди, которые сами приняли решение прийти к психологу. Они обычно осознают, что ощущают нечто странное, часто сами знают свои проблемы, но не могут с ними справиться самостоятельно. Они понимают, что нуждаются в помощи. Как правило, более открытые и замотивированные на работу.
- «Недобровольные клиенты». Люди, которых практически заставляют посетить психолога. Это могут быть социальные органы, место работы. Но чаще – ближайшие родственники, которые замечают негативные изменения и переживают за человека. С таким клиентом работать сложнее. Он более закрыт, может считать (и действительно верить), что никаких проблем психологического характера у него нет.
Типизация в зависимости от характера запросов
Первым делом психолог должен определить, какой запрос у клиента. Обычно на этом этапе можно выделить несколько характерных черт: уверенность или неуверенность в своих проблемах и том, что нужно «лечить», а также такой запрос, как «желание выговориться».
- Уверенный клиент. Такой человек почти на 100% уверен, что и почему с ним не так, но ему требуется помощь в исправлении психологической ситуации. Такой клиент сам стремится к глубинному анализу себя и своих поступков. Часто он может иметь достаточно высокий уровень знаний в психологии, особенно в эпоху современных тенденций на самообразование. Такой клиент максимально замотивирован и заинтересован найти решение своей проблемы. Он не перекладывает всю ответственность на специалисты, а стремится к самостоятельности.
- Неуверенный клиент. Посетитель редко уверен в том, что с ним происходит. Он не понимает собственного состояния и причин, но чувствует «что что-то не так». В работе с неуверенным клиентом психологу нужно занимать более активную позицию, подталкивать личность к самоанализу. Однако все равно должно сохраняться поле для самостоятельных решений человека.
- Клиент с запросом «выговориться». Клиент, главная цель которого – рассказать о наболевшем. Как правило, он не хочет ничего менять в своей жизни. Возможно, ему это объективно и не нужно. Однако присутствует потребность в разделении опыта, эмоций и переживаний. По статистике к клиентам с желанием выговориться относятся психологически одинокие люди. От психолога требуется проявлять навыки активного, эмпатичного слушания.
Ни один из этих типов не является лучше или хуже другого. Все они однозначно важны, поскольку, если человек пришел к психологу, он в этом нуждался.
Типизация в зависимости от типов запросов
Уже разбирали характер запросов клиентов (уверенный, неуверенный или «выговориться»). Но еще более точную классификацию можно провести по самим запросам. В общем, можно разделить на две большие группы: конструктивные и неконструктивные. К неконструктивным запросам относятся те, которые психолог в принципе выполнить не может. К конструктивным – адекватные и понятные запросы. Разница между ними простая: конструктивный запрос – это цель, к которой психолог и клиент идут вместе.
Примеры неконструктивных запросов психологу:
- Неопределенный запрос. Человек не способен адекватно описать проблемы. Некоторые говорят только о своих чувствах и субъективных ощущениях, однако испытывают трудности в описании конкретных ситуаций и причин. В таком случае психолог может постараться разобраться, уточняя и переспрашивая.
- Нереалистичный запрос. Тот, который вообще невозможно выполнить в соответствии с психологической наукой. Например: «Мне нужно, чтобы парень всегда был рядом со мной» или «Я хочу больше никогда не испытывать боль или разочарование». Такие запросы буквально невозможно выполнить в рамках этики психолога. Но специалисту нужно объяснить суть своей работы, предложить альтернативу.
- Манипулятивный запрос. Некоторые клиенты приходят с конкретной целью – изменить другого человека, заставить его делать то, что он хочет. От психолога требуется научить приемам манипуляций. Например: «Как сделать так, чтобы он женился на мне? Как заставить?» Помощь в таких ситуациях является нарушением этики психолога. Нужно объяснить, что подобные стремления манипулятивны и психологически деструктивны. Предложить альтернативу.
Примеры конструктивных запросов:
- Трансформация личности. Запрос об общем развитии личности и улучшения качества жизни. Клиент хочет изменить негативные установки, паттерны, развить положительные психологические способности.
- Информационное просвещение по психологии. Клиент приходит не с конкретной своей проблемой, а за консультацией, советом, просвещением. Например, часто с таким запросом ходят к специалисту родители. Им нужен профессиональный взгляд и информация касательно воспитания и взаимодействия с ребенком.
- Самопознание. Клиент хочет лучше научиться понимать и знать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны, желания и их причины. Частый запрос – самопознание в профессиональном плане. Человеку нужна помощь, чтобы понять, кем он на самом деле хочет быть.
- Снятие «симптома». Самая частая категории конструктивных запросов. Личность приходит с определенной психологической проблемой, которую необходимо решить. Например, депрессивные состояния, тревожность, плохой сон, психосоматика, эмоциональное или профессиональное выгорание и многое другое.
Мы предлагаем психологические курсы по повышению квалификаци. Вы можете обратиться к нам через форму отправки заявки на сайте https://psy-institut.ru/ или по телефону: +7 (937) 762-21-96
Чат бот в телеграм по выбору направлений, а также информация по институту @PsyInstitutbot.
На работе психологу встречаются разные люди. Невозможно, некорректно и неэтично разделять их всех на отдельные типы. Но использовать классификацию их типов, характеров запросов, поводов консультации помогает в более быстром определении направления работы.