Найти в Дзене
Московское здоровье

Жизни малышей в надёжных руках

5 апреля отмечается день неонатолога. О том, как передовые методы и забота врачей помогают малышам преодолевать первые трудности, рассказывает главный внештатный специалист неонатолог Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач Морозовской детской городской клинической больницы Валерий Горев.

Неонатология в цифрах

Неонатолог – специалист, известный каждой семье, ведь это первый врач, встречающий ребёнка. Чаще всего он наблюдает здоровых детей, и мы гордимся, что можем разделить радость появления малышей со всеми родителями в нашей стране. Но примерно 10 % детей сразу после рождения нуждаются в специализированной помощи. В Москве уникальная инфраструктура для её оказания.

В нашем городе есть 16 акушерских стационаров, 6 из которых – перинатальные центры с высокоспециализированными и высокотехнологическими отделениями реанимации новорождённых и патологий новорождённых. Также койки отделений патологии новорождённых размещены во всех многопрофильных детских стационарах города, таким образом, в городе работает 17 отделений патологии новорождённых и 25 отделений реанимации и интенсивной терапии новорождённых, более 300 врачей-неонатологов и 280 анестезиологов-реаниматологов неонатального профиля.

Современные возможности

Все актуальные в мировой практике современные передовые технологии, применяемые при оказании помощи новорождённым, реализованы в Москве, среди них:

•          гипотермия при тяжёлой перинатальной асфиксии – охлаждение ребёнка до 33,5 °C для защиты головного мозга от гипоксии;

•          лечение оксидом азота при тяжёлой лёгочной гипертензии;

•          экстренная кардиохирургия и нейрохирургия, доступные в любое время. Экстренная кардиохирургия особенно важна для коррекции критических врождённых пороков сердца, требующих вмешательства в первые часы жизни;

•          почечная заместительная терапия (искусственная почка) для новорождённых даже с минимальной массой тела;

•          продвинутые методы поддержки дыхания с помощью аппаратов, которые применяют сложные программные алгоритмы и машинное обучение для подбора, например, фракции кислорода по принципу обратной связи;

•          круглосуточный и широкий скрининг неотложных состояний с помощью ультразвука, которым владеют большинство врачей неонатального профиля.

Все эти технологии доступны не только в стационаре, но и во время транспортировки между больницами. Также активно внедряется экстракорпоральная мембранная оксигенация – технология, доступная лишь небольшому числу центров в мире.

Польза раннего скрининга

Сейчас у нас есть возможность диагностировать различные заболевания, в том числе те, которые уже проявились в периоде новорождённости. Неонатальный скрининг вышел на мировой уровень: теперь из пяти капель крови мы можем получить данные о большом перечне состояний или выделить группы риска для пациентов. Среди таких заболеваний – наследственные нарушения обмена и спинальная мышечная атрофия. Важно, что диагноз можно установить на ранней стадии и начать терапию как можно раньше. Например, при спинальной мышечной атрофии вовремя начатое специфическое лечение позволяет улучшить качество жизни вплоть до полного отсутствия симптомов болезни.

Также мы можем диагностировать множество обменных нарушений, при которых тоже возможна специфическая терапия. Её важно начинать как можно раньше. Например, при галактоземии терапию следует начинать уже в первые сутки жизни, иначе у ребёнка могут развиться тяжёлые полиорганные нарушения, из которых потом практически невозможно выйти. Всё это стало доступным в рамках проекта расширенного неонатального скрининга в нашей стране с 2023 года (в Москве этот проект стартовал в 2018 году, то есть на 5 лет раньше, чем в регионах).

В периоде новорождённости проводится скрининг на врождённые пороки сердца. Они не всегда проявляются в первые минуты жизни. Иногда порок даёт о себе знать в возрасте двух-трёх недель, когда ребёнок уже выписан из родильного дома. До критического ухудшения состояния здоровья симптомы могут отсутствовать, и тогда исправить ситуацию бывает сложно.

Также проводится аудиологический скрининг, который важен не только для подтверждения нормального слуха у новорождённого, но и для развития его речи. Ведь ребёнок учится говорить, повторяя услышанное. Если аудиологический скрининг в родильном доме показывает, что ребёнок находится в группе риска по тугоухости, специалисты могут начать работу с ним. Существует технология кохлеарной имплантации, при которой младенцу до конца первого года жизни устанавливают специальный речевой процессор. Это позволяет ему не отставать в развитии речи и успешно социализироваться.

Детям, которые родились прежде-временно или были оперированы из-за врождённых пороков сердца, необходима иммунизация от РС-вирусной инфекции, так как они находятся в группе риска. Москва – это, пожалуй, единственный регион, который в полном объёме обес-печивает вакциной пациентов из группы риска тяжёлых форм РС-вирусной инфекции. Эта инфекция стоит на первом месте среди причин ОРВИ на первом году жизни ребёнка. Для взрослых эта инфекция может быть неопасной и протекать незаметно, но для недоношенных детей и детей с пороками сердца она может стать причиной госпитализации в реанимацию и даже летального исхода в первый год жизни. Поэтому уже перед выпиской из стационара мы думаем о пассивной иммунизации ребёнка, чтобы снизить риски последующих заболеваний, и на сегодняшний день ежегодно в программу включается более 2,5 тысячи новорождённых.

Забота о самых маленьких

Несмотря на десятилетия исследований, не существует универсального решения для того, чтобы экстремально недоношенный ребёнок, родившийся в 23–25 недель, мгновенно стал здоровым. Это всегда длительный и сложный процесс. Сейчас удалось добиться показателя выживаемости таких детей до конца первого года жизни около 80 %, а для детей со сроком гестации более 26 недель – 95 %. Такие дети биологически незрелы и плохо адаптированы к окружающей среде. Все их системы, включая дыхательную, незрелы. Например, лёгкие недоношенного ребёнка не просто меньше по размеру, они отличаются по клеточной архитектуре и развиваются по другой траектории, нежели у доношенных детей. Поэтому у недоношенных детей риски остаются высокими.

Работа неонатолога интересна тем, что специалист не исправляет уже имеющиеся проблемы, а помогает ребёнку на пути к здоровью. Этот путь не всегда связан с медикаментами – часто он заключается в правильном уходе: размещении, кормлении, соблюдении температурного режима и влажности, рациональном подходе к исследованиям, внимательном наблюдении за инфекциями и инвазивными манипуляциями, и, бесспорно, важнейшим фактором является вовлечение родителей в данный процесс, именно поэтому все неонатальные отделения, включая реанимации, уже много лет работают в открытом и доступном для родителей режиме.