Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (07.01). Начало перелома

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (06.02). «Критические дни» продолжаются

Четвертый этап битвы (с 7 по 30 сентября 1940 г)

Основные усилия германской авиации в этот период были направлены на бомбардировку Лондона и наиболее важных объектов в глубине Англии как в дневных, так и в ночных налетах. На этот этап приходится кульминационный момент всей Битвы за Англию, когда судьба Великобритании буквально «висела на волоске». Если бы Люфтваффе удалось подавить ПВО Англии, ничто бы уже не смогло помешать вторжению немцев на острова. Практически, четвертый этап стал переломным в ходе всей битвы. Однако перенос немцами давления с аэродромов и других авиационных объектов на крупные города дал возможность переживавшей тяжелый кризис британской истребительной авиации в какой-то степени оправиться от понесенных потерь. Жертвы, понесенные столицей и ее жителями, оказались спасительными для обороны страны в целом.

Начало перелома (7 – 14 сентября)

Утром 7 СЕНТЯБРЯ правительство предупредило по радио британцев о возможной попытке противника в ближайшие дни вторгнуться в Англию - по сообщениям разведки о все увеличивавшемся количестве десантно-высадочных средств на французском побережье Ла-Манша. Выступление Черчилля привело к мобилизации всего населения Великобритании: в ополчение вступали даже старики и женщины. Для их вооружения в ход шло любое оружие, включая самое старое. Из-за нехватки огнестрельного оружия многим ополченцам выдавали… средневековые пики! Конечно, в случае высадки Вермахта на острова пики и охотничьи ружья были бы бессильны против немецких пулеметов и пушек. Однако они иллюстрировали слова Черчилля: «Британский лев встал на дыбы, и будет драться до конца!» Британцы готовы были сражаться до последней капли крови…

-2

А в 8 часов вечера над Лондоном появились 372 германских бомбардировщика и 648 истребителей; следом шла вторая волна из 255 бомбардировщиков. Но в этот раз Мессершмиттам не понадобилось вступать в бой: англичане решили, что германская армада нацелилась на авиабазы в глубине страны, и практически все истребители 11-й авиагруппы для отражения налета сосредоточились севернее Темзы. Из-за этой ошибки путь на Лондон оказался для немцев открытым. И немецкие самолеты буквально засыпали столицу Великобритании тысячами бомб. Это вызвало в густо населенных районах Ист-Энда огромные разрушения и жертвы среди населения: 300 лондонцев было убито и более 1.300 получили ранения…

-3

Ошибка в определении намеченной немцами цели обошлась британцам большими жертвами. И все же, хотя большинство английских истребителей прибыло к району налета с опозданием, им удалось в условиях низкой облачности и начинающихся сумерек уничтожить в яростных схватках 41 немецкий самолет - ценой потери 28 своих истребителей. Особенно эффективно действовала 303-я Польская эскадрилья. Полякам помогали бить врага более совершенная, чем у англичан тактика (поляки летали парами, а не тройками, как британцы) и боевой опыт, приобретенный еще в сентябре 1939 года при защите Польши. Примером проявленного в тот день польскими летчиками боевого искусства служит схватка, проведенная пилотом Яном Зумбахом. Обнаружив вынырнувший из облаков прямо под ним германский Дорнье-17Z, Ян спикировал на врага и точными очередями сбил противника. Выходя из атаки, он заметил над собой второй Do-17Z и, задрав нос «Харрикейна», с дистанции всего 20 метров поджег левый двигатель вражеской машины. Пламя с двигателя перекинулось на весь самолет и через несколько секунд взорвавшиеся бензобаки начисто оторвали немцу левое крыло...

-4

Бомбежка продолжалась до утра 8 СЕНТЯБРЯ. За ночь на столицу Англии обрушилось 300 тонн фугасных и 13.000 зажигательных бомб. Пожары, пылавшие в Ист-Энде, служили ориентиром для бомбардировщиков, выполнявших ночной налет. Противовоздушная оборона Лондона, состоявшая из 264-х зенитных орудий, оказалась неспособной отразить массированные атаки вражеской авиации. Так как британцы практически не оказали этому налету противодействия, немецкая разведка пришла к ошибочному выводу, что у Англии осталось не более 50 истребителей.

9 СЕНТЯБРЯ ночью германские бомбардировщики совершили еще один почти безнаказанный налет на Англию (британские ночные истребители все же сбили Ju.88 командира III/KG-30 майора Бакбарта). Вдохновленный слабым сопротивлением противника Геринг во второй половине дня решил предпринять новый крупный налет на Лондон. Но на этот раз 11-я британская истребительная группа была готова к отражению противника; ей помогали истребители находившихся западнее и севернее 10-й и 12-й групп. «Харрикейнам» и «Спитифайрам» удалось нарушить строй германской армады задолго до приближения к Лондону; к столице Великобритании удалось прорваться лишь половине участвовавших в налете бомбардировщиков, но и они не сумели выполнить своих задач. При отражении налета отличился шотландец Арчибальд Мак-Келлар (3 победы) из 605-го FS. Взлетев по тревоге на «Харрикейне» с авиабазы Дрэм в Шотландии, он над Лондоном уничтожил подряд 3 бомбардировщика Не.111 и истребитель Bf.109, став за несколько минут 7-победным асом. Чех Йозеф Франтишек из 303-й Польской эскадрильи увлекся погоней за подбитым Не.111, и подвергся внезапной атаке пары «109-х». Франтишека спасло появление двух «Спитфайров» - с разодранным крылом, разбитыми топливным баком и системой охлаждения чех совершил посадку на капустное поле у Брайтона. Бросив изрешеченную машину, Франтишек сел на пригородный поезд и вернулся в Лондон. Из немецких асов тот день стал удачным для командира III/JG-26 Герхарда Шопфеля, который довел счет своих побед до 20, после чего стал кавалером Рыцарского креста. Но в целом день 9 сентября подорвал веру немцев в скорый успех: их потери вынудили Гитлера отдать приказ об отсрочке вторжения в Англию до 24 сентября.

-5

В ночь с 9 на 10 СЕНТЯБРЯ «просачивавшиеся» в темноте небольшими группами Ju.88 из LG-1, KG-51 и KG-54 в течение 8 часов наносили удары по лондонским докам, превратив их к утру в сплошную зону пожаров. За ночь немецкими бомбами было убито 370 человек и еще около 1.400 ранено; немцы же потеряли всего 3 Юнкерса, сбитых зенитным огнем. К этому времени численность зенитной артиллерии в Лондоне увеличилась по сравнению с первоначальной вдвое, и превысила 500 стволов. Командующий зенитными частями генерал Пайл приказал своим подчиненным вести огонь по врагу, не жалея боеприпасов. И хотя число попаданий в немецкие самолеты было ничтожным, частота стрельбы поднимала дух населения, к тому же она оказала определенный эффект на моральное состояние немцев, вынудив их действовать на больших высотах. А это значительно уменьшило точность бомбометания…

-6

11 СЕНТЯБРЯ британская авиация действовала несколько неорганизованно, и германским бомбардировщикам удалось прорваться к Лондону; 150 He.111 из KG-1, -26, -55 обрушили свои бомбы на лондонские доки и морской арсенал Вулвич. Их атаку прикрывали 400 истребителей Bf.109 из JG-26, -27, -51, -53, -54, и 40 Bf.110 из ZG-26, -76, V(Z)LG-1. В результате удара над Лондоном поднялся огромный столб черного дыма – бомбами на территории доков были разбиты и подожжены цистерны с запасами топлива.

-7

Немцы в этом налете потеряли 10 Хейнкелей сбитыми и 1 - разбившимся на посадке. Прикрывавший бомберов от перехватчиков командир III/ZG-26 Йоханнес Шальк одержал 11-ю воздушную победу, получив за это Рыцарский крест. Юн стал первым кавалером этой высшей награды среди пилотов двухмоторных истребителей Bf.110.

Над Льюисом состоялся поединок между чехом Йозефом Франтишеком из 303-й Польской эскадрильи и немецким асом Гансом Виггерсом (13 побед) из I/JG-51. Хотя «Харрикейн» чеха по летным качествам несколько уступал Bf.109E-4, победа осталась за Франтишеком: его противник, пропоротый меткой очередью, превратился в факел и рухнул на землю; германский ас погиб. У немцев опять пострадал начинающий летчик обер-фенрих Марсейлль из I(J)/LG-2. В начале карьеры будущему лучшему асу немецкого Африканского корпуса постоянно не везло. Вот и 11 сентября он на изрешеченном Мессершмитте совершил уже свою вторую вынужденную посадку на французском берегу Ла-Манша…

К 13 СЕНТЯБРЯ Британское Истребительное Командование находилось на грани краха: в строю Королевских ВВС оставалось всего 80 «Харрикейнов» и 47 «Спитфайров», в то время, как у немцев было еще около 600 Bf.109! А ведь к началу августа в строю Королевских ВВС находилось 700 истребителей, да за август от промышленности в части поступило еще 470 машин...

-8

Истребительному Командованию не оставалось ничего другого, как бросить в дневные бои эскадрильи ночников. Но лишь немногие экипажи ночных самолетов смогли одержать в этой мясорубке победы - большинство просто погибли, не справившись с технически превосходящим их врагом: за последующие 2 недели сентября немцами было сбито 115 британских тяжелых истребителей...

В тот день во время налета на Лондон бомбардировщики Не.111 из III/KG-27 попытались прорваться к Букингемскому Дворцу, в котором жил король Великобритании. На цель вышли несколько машин, но когда головной самолет начал бомбометание, его уничтожил длинными очередями в упор «Харрикейн» пилота-сержанта 501-й эскадрильи Джеймса «Джинджера» Лейси (16 побед). Первые бомбы немца упали прямо на ограду королевской резиденции, и если бы не точный огонь Лейси, прекративший сброс бомб, дворец был бы разрушен.

У немцев 13 сентября командир эскадрильи 1(J)/LG-2 Герберт Илефельд довел счет побед во 2-й Мировой войне до 20 уничтоженных самолетов (+ еще 9 побед одержаны в Испании), и получил за это Рыцарский крест.

-9

14 СЕНТЯБРЯ группа Ju.88 из II/KG-76 вывела из строя сразу несколько РЛС в Южней Англии; после этого удара немецким бомбардировщикам вновь удалось прорваться к Лондону через образовавшееся «окно» в британской обороне, и нанести городу большие разрушения. Неорганизованные действия английских истребителей позволили Герингу в очередной раз объявить о разгроме англичан. Обрадованный Гитлер сократил срок подготовки к десантной высадке на побережье противника.

-10

В этот день к Рыцарскому кресту за 20-ю победу был представлен командир эскадрильи 7/JG-26 Иоахим Мюнхеберг (8 побед во Франции + 12 в Битве за Англию). Одновременно Рыцарский крест получил командир ZG-76 майор Вальтер Грабманн - как за умелое руководство Эскадрой «Разрушителей», так и за 12 личных воздушных побед (7 в Испании и 5 в Битве за Англию).

15 сентября – день кульминации перелома

День 15 СЕНТЯБРЯ многие английские историки считают переломным в ходе Битвы за Англию. Во время круглосуточного сражения 15 сентября немцы провели только бомбардировщиками Не.111 8 дневных и 14 ночных массированных налетов; всего же в тот день над Англией побывало более 1.000 германских самолетов. Активные бомбардировки Лондона начались еще на рассвете 15 сентября и продолжались по утро 16 сентября; но английская истребительная авиация и спешно стянутая к столице зенитная артиллерия оказали немцам упорное противодействие.

Утром Кессельринг предпринял очередной крупный налет на Лондон. На этот раз английские истребители действовали согласованно: немцы на всем пути от побережья постоянно подвергались атакам одной-двух эскадрилий попеременно (всего в этих атаках участвовало 22 эскадрильи). В результате в зону Лондона прорвалось только 148 бомбардировщиков, но и им английские истребители помешали прицельно отбомбиться. Это стало заслугой спешно созданного «Большого авиакрыла», которое возглавил известный безногий ас Даглас Бэйдер (об этом «английском Маресьеве» я уже публиковал статью Асы 2МВ: «Пинок фюреру»). Бэйдер бросил на врага сразу 135 истребителей из 12-й авиагруппы, которым удалось обратить немцев в бегство. Мнение Геринга о том, что у англичан осталось всего 50 истребителей, было опровергнуто; немецкие летчики, напуганные внезапным появлением множества истребителей «уничтоженной» британской авиации, отступили. Однако в полдень под прикрытием облачности к Лондону прорвались 25 бомбардировщиков Do.17 в сопровождении 150 Мессершмиттов-109. Их бомбардировка причинила большой ущерб: в густонаселенных кварталах Ист Энда были большие жертвы. При отражении этого налета совершил подвиг пилот 504-й эскадрильи Рей Холмс. Один из Дорнье пробился сквозь британский истребительный заслон к Букингемскому дворцу – резиденции короля Великобритании. Немец уже готовился сбросить бомбы на важную цель, когда на его пути появился Рэй на своем «Харрикейне». Спикировав сверху на врага, Холмс на встречном курсе пошел на таран: срубил своим крылом хвостовое оперение Дорнье! Но при таране и сам Холмс получил столь тяжелые повреждения своего самолета, что был вынужден спасаться на парашюте.

-11

В боях над Лондоном стал асом пилот 66-й Дюксфордской эскадрильи Крилайн Бади (к утру имел только 2 победы): отражая атаку на столицу, он сбил подряд 4 бомбардировщика Дорнье-17 из KG-76. Асом в этих боях стал и пилот 41-й эскадрильи Джордж Беннионс, одержавший свою 5-ю победу (над Bf.109). Причем Беннионс отправился в бой всего через 4 дня после ранения, полученного им 11 сентября! На «Спитфайре» аса Джеймса Мак-Артура (8 побед) из 609-го FS RAF во время боевого вылета лопнул топливный трубопровод и в кабину летчика хлынул бензин. От его паров Джеймс потерял сознание, и его неуправляемый самолет резко спикировал с высоты 7000 метров! Пилот пришел в себя уже над самой землей; буквально чудом он смог вывести машину из падения и посадить ее «на брюхо». Однако из-за резкой смены давления при пикировании у Джеймса лопнули барабанные перепонки, и Мак-Артур из-за катастрофического ухудшения слуха был демобилизован из авиации.

Пилот 501-го FS «Харрикейнов» Джеймс «Джинджер» Лейси (17 побед) при заходе в атаку на бомбардировщики Не.111 заметил спешащие им на помощь 12 Мессершмиттов. «Джинджер» тут же свернул с курса и пошел «Мессам» в лоб; перед самым столкновением со строем Bf.109 резко нырнул вниз, увлекая за собой большую часть истребителей противника, затем так же резко «взял вертикаль» и атаковал оставшуюся наверху четверку «Мессеров». Сбив один из них и тяжело повредив другой, Лейси проскочил над немцами, совершил боевой разворот и в упор расстрелял еще один Bf.109, после чего нырнул в облака, полностью дезориентировав растерявшихся немецких пилотов.

В схватках над Лондоном 15 сентября пополнили своим боевые счета многие британские асы. Только что ставший командиром 257-го FS RAF Роберт Роланд Стэнфорд Так на «Харрикейне» сбил в жесточайшей схватке германский истребитель Bf.109E, доведя свой счет до 13 побед. В той же схватке пилот 32-й эскадрильи Питер Бразерс «завалил» еще 2 Мессершмитта-109, доведя свой счет до 10 побед. До 10 побед поднялся и счет «Крылатого Шотландца» Арчибальда Мак-Келлара из 605-го FS, который уничтожил подряд 2 Bf.109 и 1 Do.17.

-12

Успешно в тот день дрались и многие немецкие асы. Так, командир Эскадры JG-26 майор Адольф Галланд одержал над Лондоном свою 33-ю воздушную победу. Командир эскадрильи 1/JG-51 обер-лейтенант Герман-Фридрих Йоппин сбил 21-й самолет, за что был представлен к Рыцарскому Кресту. 19-ю воздушную победу одержал пилот тяжелого двухмоторного истребителя Bf.110 Ханс-Иоахим Ябс из II/ZG-76 (7 во Франции, 12 в Битве за Англию). Самолет Bf.110 показал себя над Британией малоподходящей для воздушного боя машиной, и «стодесятки» несли особо тяжелые потери. Их не выводили из первой линии только потому, что катастрофически не хватало истребителей для завоевания господства в воздухе. Тем не менее, Ябс ухитрился сбить над Англией на этом тяжелом самолете, обладавшем явно недостаточными для истребителя маневренностью и скоростью, не только 4 «Харрикейна», но и 8 скоростных «Спитфайров». За этот успех летчик был награжден Рыцарским крестом.

-13

В 15.30 этого дня кроме Лондона досталось и Портленду. 26 бомбардировщиков He.111 из KG-55 под прикрытием 20 Bf.110 из ZG-26 атаковали доки в порту этого города. Пытавшиеся помешать бомбежке «Спитфайры» 152-й эскадрильи сбили один и повредили еще один Хейнкель.

Пока все немецкие истребители были заняты сопровождением бомбардировщиков и схватками с британскими перехватчиками, воспользовавшиеся этим британцы отважились «под шумок» нанести удар по германским десантным средствам, готовившимся к переброске сухопутных войск в Англию. Отряд бомбардировщиков «Хэмпден» из 83-й эскадрильи атаковал немецкие баржи на реке Шельда в районе Антверпена. При налете отличился радист-стрелок одного из самолетов - шотландец Джон Хэннэн. Его «Хэмпден» был поражен зенитным огнем и загорелся; штурман и хвостовой стрелок выпрыгнули с парашютами. Однако Хэннэн не покинул машину; он получил тяжелейшие ожоги, но смог потушить пожар, что позволило пилоту «Хэмпдена» благополучно дотянуть самолет до Англии. За проявленное мужество Джон Хэннэн был награжден высшей боевой наградой Великобритании - Крестом Виктории; 18-летний Хэннэн стал самым молодым среди летчиков кавалером этой награды.

-14

А с 20.00 этого длинного, тяжелого дня начались ночные налеты на Лондон – до утра 16 сентября 180 бомбардировщиков из KG-27, -51, -54, -55, LG-1 и KGr.806 сбросили на город 224 тонны бомб. Они нанесли серьезные повреждения заводу фирмы «Шелл» и морскому арсеналу Вулвич; было убито около 100 человек. Ночные атаки обошлись немцам потерей 2 He.111 и 2 Ju.88.

Всего же за день и ночь 15 сентября немцы потеряли 56 самолетов (из них 19 истребителей Bf.109), хотя англичане заявили в тот день 185 побед. Британцы в тех схватках лишились 26 истребителей (15 «Харрикейнов» и 11 «Спитфайров»), причем большинству их пилотов удалось спастись. В общем, итог дня был для англичан более благоприятным, чем в предыдущие недели. Во многих вернувшихся на базу германских экипажах были убитые и раненные, а это отрицательно сказалось на моральном духе личного состава Люфтваффе. И хотя Геринг, обвиняя в неудачах летчиков истребительной авиации, продолжал упрямо утверждать, что с английской авиацией будет покончено через четыре-пять дней, никто в Германии уже не разделял его оптимизма…

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хроника Битвы за Англию (07.02). Завершение перелома

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.