Английский летчик-истребитель Даглас Бэйдер (Douglas Bader; 1910 – 1982 гг.) был одним из лучших асов Великобритании времен Второй мировой войны. Его достижения тем более удивительны, что этот пилот летал без ног, и все свои победы одержал, управляя самолетом при помощи протезов…
Даглас Бэйдер родился в Лондоне 21 февраля 1910 г.; но детство будущий летчик провел в Индии, где работал его отец. После возвращения в Англию подросший Даглас окончил среднюю школу в Темпль Гроув, а в 1928 г юноша стал кадетом авиационного колледжа RAF в Крэнвилле. После окончания учебы молодой пилот получил назначение в 23-ю эскадрилью, базировавшуюся на Кенли. В 1931 г.. Даглас представлял свою часть на соревнованиях по высшему пилотажу в Гендоне, и занял первое место по воздушной акробатике.
Но затем произошло несчастье, полностью изменившее жизнь подававшего большие надежды летчика. Демонстрируя в аэроклубе 14 декабря 1931 г. случайным зевакам свое искусство управления самолетом, Бэйдер во время выполнения «бочки» на малой высоте допустил ошибку, и его истребители Бристоль «Бульдог» рухнул на землю. Покалеченного летчика извлекли из-под обломков, и врачи спасли Бэйдеру жизнь, буквально «собрав его по частям». Но вот раздробленные ноги летчика им сохранить не удалось. Ноги пришлось ампутировать: правую выше колена, а левую - ниже. Это было шоком; крушением всех планов и надежд. Казалось, летная карьера молодого британского пилота бесповоротно окончена.
Однако сам Даглас так не считал. Мечтая вернуться в небо, Бейдер освоил протезы; причем научился не только ходить на них, но и играть на протезах в гольф, в теннис, плавать и танцевать! А потом под присмотром друзей-сослуживцев он даже вновь совершил несколько самостоятельных полетов на тренировочном двухместном самолете. Но медкомиссия и командование Королевских ВВС были неумолимы: калеку к самолету подпускать нельзя! И в апреле 1933 Дагласа списали - «подчистую»! Однако 23-летний инвалид не унывал: теперь он точно знал, что рано или поздно вновь полетит. Бэйдер не стал раскисать, и приступил к работе в нефтяной фирме «АРС», которая чуть позднее влилась в нефтяной концерн «Шелл».
Но вот началась Вторая мировая война, и бывший военный летчик обратился к командованию RAF с предложением вновь принять его на службу. А так как с началом боевых действий численность авиации англичане стали быстро наращивать, и очень скоро возникла проблема острой нехватки хорошо обученных пилотов, инвалиду дали шанс. В октябре 1939 Бэйдер сдал экзамены по управлению боевым самолетом, и вновь стал офицером авиации. Сначала «Дагги» Бэйдер был определен пилотом в 19-ю эскадрилью, а в марте 1940 его перевели на должность командира звена (флайт-лейтенанта) в 222-ю Дюксфордскую эскадрилью, вооруженную новейшими «Спитфайрами». Боевое крещение безногий летчик принял в мае - во время эвакуации разбитых немцами английских и французских войск из Дюнкерка. Здесь он и одержал свою первую воздушную победу: сбил 1 июня над Дюнкерком немецкий истребитель Мессершмитт-109.
Спасение окруженной в Дюнкерке союзнической группировки закончилось более-менее успешно: британским морякам удалось вывезти в Англию около 300 тысяч солдат из разрушенного до основания порта прежде, чем танки Гудериана появились среди руин, когда-то бывших улицами. А затем немцы взяли Париж, и вскоре Франция капитулировала. Англия осталась одна; Гитлер уже считал, что война почти закончена. Но король Великобритании и премьер-министр Уинстон Черчилль заявили, что Англия не сдастся, и будет сражаться. Готовясь к отпору германского наступления, которое впоследствии получит наименование «Битва за Англию», авиачасти Королевских военно-воздушных сил спешили восполнить потери, понесенные в ходе французской кампании. Эскадрильи пополнялись новыми самолетами и летчиками, переведенными в истребители с бомбардировщиков.
Но восстановить все разбитые в Битве за Францию части не успевали. Одной из таких эскадрилий была 242-я Канадская, добровольцы которой сражались во Франции на устаревших бипланах Глостер «Гладиатор». Она понесла в боях огромные потери (половину пилотов и все имевшиеся самолеты), и хотя в Англии ее снабдили истребителями «Харрикейн», эскадрилья оставалась небоеспособной – не хватало техников, запчастей для ремонта самолетов, и даже инструмента, утерянного при бегстве из Франции. Вот в эту эскадрилью и назначили командиром Бэйдера (видимо, чтобы примером оставшегося в строю калеки «возродить угасший боевой дух канадцев», не тратясь на техническое восстановление эскадрильи). Но получилось все наоборот. Канадцы восприняли нового, к тому же безного командира, как нелетающего офисного работника, как простое «парадное украшение», подчиняться которому им, фронтовым ветеранам, просто неприлично. Пришлось понявшему это Бэйдеру сначала продемонстрировать канадским «анархистам» свое умение выполнять фигуры высшего пилотажа на «Харрикейне». А затем показать им твердость своего характера, наводя дисциплину в разболтанном «воинстве». Но окончательно Бэйдер завоевал уважение канадцев тем, что в короткий срок вернул техническую боеспособность эскадрильи, начав настоящую войну со штабной бюрократией. На все отписки снабженцев о невозможности выделить 242-й эскадрилье требуемые инструменты и запчасти Бэйдер тут же посылал командованию рапорты о неготовности эскадрильи к бою. Вскоре «битва» приняла такой накал, что Бэйдера вызвали «на ковер» к самому командующему RAF маршалу Хью Даудингу.
«Очная ставка» между Бэйдером и начальником службы снабжения RAF прямо перед лицом командующего закончилась увольнением снабженца, после чего 242-я эскадрилья получила все требуемое, и обрела готовность к бою. Бэйдер завершил свою войну с бюрократией вовремя: вскоре началась «Битва за Англию», и британское небо заполонили армады немецких бомбардировщиков, на встречу которым взлетали отдельные британские эскадрильи. Геринг, обещавший Гитлеру «выбомбить Англию из войны», торопился уничтожить британскую авиацию к середине сентября, так как на конец сентября у немцев была запланирована высадка на английское побережье 20 германских дивизий. И над Англией каждый день взвихривались десятки воздушных боев. Несущие страшные потери, но продолжавшие сражаться британские летчики горели желанием выстоять, несмотря ни на что: речь шла о судьбе их страны... Потери же были ужасающи: за несколько дней от полнокровных эскадрилий оставались жалкие крохи. Но из глубин Британии на прибрежные аэродромы поступали все новые и новые самолеты. Из летных училищ на смену погибшим приходили недоучившиеся курсанты - имея налет всего в 4-6 часов, умея совершать только взлет и посадку… Великобритания мобилизовала на борьбу все, что только могла: за штурвалы истребителей садилась до этого тщательно хранимая элита - летчики-испытатели; в истребители шли совершенно не обученные этому делу пилоты бомбардировщиков и гражданской авиации. И в защите своей страны активное участие принимал безногий летчик Даглас Бэйдер. Первую победу в этой битве Даглас одержал 11 июля 1940 г.: уничтожил над Кромером бомбардировщик Дорнье-17. А до конца октября Бэйдер сбил еще 9 немецких самолетов; канадская же эскадрилья под его командованием за это время записала на свой счет около 70 подтвержденных воздушных побед.
Командование ценило Бэйдера как аса и успешного командира эскадрильи. Но оказалось, что он способен на большее. В разгар битвы, разбираясь в причинах частых поражений и больших потерь, Бэйдер предложил командованию создать новое тактическое соединение - Истребительное Крыло («Файтер Винг»), состоящее из нескольких эскадрилий. И согласно армейскому принципу «инициатива наказуема исполнением» ему же пришлось доказывать рациональность своего предложения проверкой в бою. Для отражения очередного налета германской бомбардировочной армады командующий 12-й авиагруппой Ли-Меллори доверил Бэйдеру руководить действиями сразу трех истребительных эскадрилий. Одновременный взлет таких больших сил и единое руководство ими во время боя значительно повысили эффективность британских истребителей. Ценой потери всего четырех «Харрикейнов» (два из них столкнулись друг с другом при заходе на одну цель) и гибели только двух пилотов, «Крыло» Бэйдера одержало в той схватке 20 подтвержденных побед. После этого боя на капотах канадских «Харрикейнов» появилась только что придуманная эскадрильная эмблема – фигура Гитлера, получающая пинок под зад сапогом с номером «242». Вообще-то в британской авиации разрисовывать самолеты эмблемами запрещалось; но канадцы, не считавшие себя англичанами, это правило просто игнорировали…
А 15 сентября «Дагги» повел в бой уже пять истребительных эскадрилий, соединение которых вдохновленный первым успехом Ли-Меллори назвал «Большим Крылом». В тот день «Большое Крыло» дважды поднималось в небо для отражения налетов, заявив к вечеру 52 подтвержденных и 8 вероятных побед!
Так теоретические расчеты Бэйдера были доказаны результатами, и весной 1941 британцы полностью изменили структуру «Файтер Комманд», основой которой теперь стали Истребительные Крылья, состоявшие из 3-х эскадрилий (ПРИМЕЧАНИЕ: т.е. только весной 1941-го британцы создали истребительные полки, которые немцы имели еще до начала войны…).
Британцы выстояли в жестокой битве, и весной 1941-го Королевские ВВС перешли в наступление: английские самолеты начали пересекать Ла-Манш и наносить удары по немецким аэродромам, расположенным в Голландии, Бельгии, Северной Франции. И в этих налетах ставший в марте командиром Тангмерского Крыла майор Бэйдер руководил действиями своих эскадрилий, одновременно сбивая на персональном «Спитфайре» все новые и новые самолеты врага. В промежутке между 21 апреля и 23 июля он уничтожил еще 10 немецких истребителей лично, и стал одним из лучших на тот момент асов RAF со счетом в 20 личных, 4 групповых и 6 вероятных побед. Но на этом успехи аса и прекратились...
Утром 9 августа 1941 года Бэйдер возглавил группу прикрытия бомбардировщиков, отправившихся в Северную Францию бомбить немецкие объекты близ Бетюна. Атака удалась: британцы появились над целью неожиданно для немцев и с первого же захода точно накрыли ее бомбами. Однако потом спохватившиеся немцы организовали преследование британских самолетов, и повели погоню, как опытные охотники: ведь группой преследования руководил один из лучших немецких асов и командиров – Адольф Галланд. Прикрывая отход «Бленхеймов», «Спитфайры» вступили с «Мессерами» в схватку. В разгар завязавшейся круговерти самолет Бэйдера столкнулся с одним из Мессершмиттов, и потерял весь хвост. (Правда, в некоторых книгах пишут, будто Бэйдер был сбит зенитками; но вряд ли немцы вели зенитный огонь по дерущимся, с риском сбить свои самолеты). Поспешно выбираясь из падающей бесхвостой машины, Бейдер оставил в кабине застрявший правый протез; а при приземлении под парашютом от сильного удара о землю потерял сознание…
Немцы были настолько поражены попавшим к ним в плен безногим летчиком, что тут же сообщили англичанам по радио открытым текстом, что их герой жив, и что германские солдаты относятся к Бэйдеру с должным уважением. А так же передали просьбу Дагласа прислать ему запасной протез взамен утерянного. И англичане «прислали»… Над аэродромом JG-26 неожиданно появились британские бомбардировщики, и вниз полетели десятки авиабомб. Удар был удачен: бомбы перепахали всю взлетную полосу, приковав германские самолеты к земле на несколько дней. После чего британцы по радио посоветовали немцам поискать среди воронок посылку для Бэйдера. Обалдевшие от такого практицизма немцы бросились на «взлетку», и действительно обнаружили среди перерытой вдоль и поперек полосы прицепленный к парашютику от сигнальной ракеты фанерный ящик с надписью на крышке: «Сэру Дагласу Роберту Стюарту Бэйдеру, эсквайру»...
Поначалу немцы отнеслись к Бэйдеру очень почтительно. Адольф Галланд после выздоровления британца даже пригласил его посетить свою эскадру JG-26: он хотел показать немецким летчикам пример героизма и преданности своей стране. И «Дагги» показал: оставленный «в гостях» переночевать, он свил веревку из выданных ему немцами простыней, тихо спустился из окна второго этажа здания штаба, где его разместил Галланд, обошел всех замеченных им еще днем часовых, и исчез в лесу…
Однако Дагласа поймали - на третий день, когда он голодный и оборванный, весь в лесной паутине вышел из леса на окраину бельгийской деревушки, чтобы добыть себе еду. Поймали, слегка - из уважения к его протезам - побили, и направили в штаб Люфтваффе. Но по дороге «Дагги» снова сбежал! Теперь его ловили уже с собаками, и били всерьез. А непокорный Бэйдер бежал вновь и вновь, и его тяга к свободе была равна только его предвоенной жажде летать...
В конце концов, чтобы у непоседливого британца больше не было шансов на бегство, Бэйдера посадили в лагерь, организованный в средневековом замке Колдиц. Этот небольшой лагерь хорошо охранялся, и сбежать оттуда было невозможно – замок стоял на высокой скале. И пришлось Бэйдеру жить в этом лагере целых 4 года - вплоть до того, как в апреле 1945-го его освободили американские войска...
Колдиц не был «лагерем смерти», жуткая правда о которых стала известна после войны. Колдиц был показательным лагерем - для посещения представителей Красного Креста. Здесь нацисты демонстрировали мировой общественности свою «верность» решениям Женевской конвенции. Военнопленные Колдица относительно неплохо питались, переписывались с родными, получали из дома посылки. Их не гоняли на каторжные работы в каменоломни, как советских военнопленных. И уж тем более на них не проводили медицинских экспериментов и не сжигали в печах. Пленные жили достаточно сносно; заключенные Колдица не были изнурены до предела, как заключенные других лагерей; поэтому вернувшийся в Англию Даглас Бэйдер практически сразу смог вновь приступить к службе.
После короткого отпуска, проведенного среди родных, получивший звание полковника «Дагги» стал начальником авиашколы в Тангмере. Эту должность Бэйдер занимал год - пока летом 1946 года не вышел в отставку. Но еще до отставки Даглас принял участие в организации первого воздушного парада в честь победы в «Битве за Англию» - праздника, который с тех пор отмечается в Великобритании ежегодно как национальный. И открывал тот первый парад именно он, Даглас Бэйдер. Его «Спитфайр» во главе показательной группы истребителей стремительно пронесся над крышами лондонских домов, выписывая в воздухе прощальные фигуры высшего пилотажа, а следовавшие за «Дагги» строем самолеты четко и слаженно повторяли все его маневры...
После демобилизации из RAF Даглас Бэйдер вернулся на работу в нефтяной концерн «Шелл». С 1952 г.он занимал пост директора, а в 1976 г. Бэйдеру за заслуги был пожалован дворянский титул. Даглас никогда не забывал о своем юношеском увлечении, и занимался спортивным пилотажем на легких самолетах вплоть до 1979 года. Знаменитый британский ас скончался от инфаркта 5 апреля 1982 г., находясь за рулем своего автомобиля…
Информацию о других асах стран, участвовавших во 2-й мировой войне, можно найти в списке статей канала «АВИАЦИЯ 2-й МИРОВОЙ ВОЙНЫ»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.