ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (06.01). «Критические дни»
Третий этап битвы (с 24 августа по 6 сентября 1940 г)
Продолжение: бои с 1 по 6 сентября
1 СЕНТЯБРЯ 18 бомбардировщиков Не.111 разбомбили доки в Тилбери. Их атаку прикрывала армада истребителей Bf.109, мобилизованных сразу из трех эскадр. Мессершмитты отразили все попытки британцев прорваться к бомбардировщикам, сбив при этом не менее 5 «Харрикейнов». В тот же день в воздушном бою над Кенли, над которым «Харрикейны» 85-й эскадрильи перехватили бомбардировщики Do.17Z из 9/KG-76, был сбит британский ас Патрик Вудс-Скавен (10 побед). Патрик успел выпрыгнуть из горящего истребителя, но парашют летчика не раскрылся… А его сослуживец сержант Эллард сбил Дорнье, на котором штурманом был Вильгельм-Фридрих Иллг, тот самый, что 18 августа здесь же, над Кенли, чудом спас свой самолет, заменив убитого пилота. За тот подвиг Иллг был удостоен высшей боевой награды Германии – Рыцарского креста. И хотя в этот раз Иллгу не удалось спасти свой самолет, он все же вновь выжил: выпрыгнув из погибавшей машины с парашютом, Иллг вместе со всем своим экипажем попал в плен.
2 СЕНТЯБРЯ едва не погиб ас 616-го FS RAF Дениз Джилам (6 побед). Он атаковал и сбил немецкий истребитель Bf.110, однако в ходе схватки его «Спитфайр» был так изрешечен стрелком «стодесятки», что и британцу пришлось прыгать из вспыхнувшего самолета с парашютом. Так же в тот день буквально чудом избежал гибели германский ас из 1/JG-51 Хайнц Бэр (14 побед). Сбитый над Ла-Маншем британцем Ричардом Хилларгом из 603-го FS RAF, Бэр спасся на парашюте и два часа плавал в холодной воде прежде, чем его подобрал германский спасательный катер. Любопытно, что на берегу потерпевший неудачу ас вступил в перепалку с самим Герингом. Увидев спускавшегося с катера на землю мокрого летчика, рейхсмаршал издевательски поинтересовался, хороша ли водичка в Канале. Взбешенный Бэр предложил «Борову», если тот сможет найти самолет, способный поднять его тушу, самому слетать на Англию - тогда рейхсмаршал наверняка узнает температуру воды в Ла-Манше! После этой стычки рост служебной карьеры Бэра надолго «затормозился»…
Возвращавшиеся после налета на Брукленд истребители-бомбардировщики Bf.110 подверглись атаке британских «Спитфайров», однако еще до открытия огня англичане были перехвачены «стодевятками» прикрытия из I(J)/LG-2. В завязавшейся «собачьей свалке» молодой пилот Ганс-Иоахим Марсейлль сбил свой первый «Спитфайр», открыв победный счет, который через два года станет одним из самых впечатляющих в Люфтваффе (он достигнет 158 побед). Но в этот раз Марсейллю пришлось торжествовать недолго: буквально через несколько минут у Чатхэма немцы вновь подверглись атаке «Спитфайров» 603-й эскадрильи, и Мессершмитт Марсейлля оказался изрешечен пулями британского пилота Хэйга. Ганс-Иоахим был вынужден пойти на экстренную посадку, еле-еле дотянув до французского побережья…
У Эшфорда обер-фельдфебель Эрих Рудорффер (9 побед во Франции) из 2/JG-2 в труднейшем бою сбил «Харрикейн» Чарльза Вудс-Скавена (7 побед) из 43-й эскадрильи. Это была первая победа Рудорффера в Битве за Англию. Чарльз Вудс-Скавен – брат погибшего накануне Патрика Вудс-Скавена; и обстоятельства гибели братьев были похожими: у Чарльза так же не раскрылся при прыжке парашют…
3 СЕНТЯБРЯ кавалер ордена DFC «кот с девятью жизнями» Алан Дир из 54-й эскадрильи уничтожил двухмоторный истребитель Bf.110, который стал его 14-й и последней в 1940 году победой. На следующий день летчика перевели на штабную работу, и больше этот ас в Битве за Британию не участвовал (к боевым вылетам Дир вернулся только в мае 1941; к концу войны на его счету оказалось 22 подтвержденные и 10 вероятных побед).
В этот день в Гааге Геринг с привычной для него помпой провел очередное совещание высших чинов Люфтваффе. На нем было принято роковое для немцев решение: перейти от попыток уничтожения британских аэродромов к дневным бомбардировкам Лондона. На этом с самого начала настаивал командующий 2-м Люфтфлотте генерал Кессельринг, теперь же с ним согласился и Геринг. Начать удары по Лондону планировалось с 7 сентября. Кроме того, для усиления давления на британцев было решено бомбить Англию и ночью; эта задача возлагалась на 300 бомбардировщиков 3-го Люфтфлотта генерала Шперля. Задание вполне устроило Шперле – он всегда скептически относился к идее разгрома истребительной авиации и ее аэродромов, предлагая бомбить корабли и порты Великобритании.
4 СЕНТЯБРЯ немецкая авиация ослабила удары по аэродромам британской истребительной авиации, бросив все свои силы против английских авиазаводов в Рочестере и Брукленде. Удары по авиазаводам сами по себе имели большое значение. Однако переход к бомбардировкам промышленных объектов в тот самый момент, когда до полного подавления британской авиации оставалось совсем немного, фактически обеспечил измотанным до предела и физически, и морально английским летчикам столь желанную для них передышку.
Очень удачный бой в этот день провели «Спитфайры» 234-й эскадрильи, уничтожившие в ходе одного боя 14 истребителей Bf.110 и 1 бомбардировщик Do.17 без потерь со своей стороны! Пилот этой эскадрильи Роберт Доу (6 побед) в том бою всего за несколько минут сбил подряд 3 Bf.110. В воздушном бою над Англией серьезное ранение получил командир III/JG-27, кавалер Рыцарского креста за Французскую кампанию, гауптман Вильгельм Балтазар, имевший к этому дню на своем счету 36 побед (29 побед во 2 мировой войне + 7 побед в Испании). Несмотря на ранение, Балтазар остался в строю, хотя на некоторое время рост его результативности остановился - до начала 1941 г. он руководил своим подразделением с земли, так как последствия ранения еще длительное время не давали ему возможности выдерживать перегрузки воздушного боя...
В тот же день над Гастингсом отличился пилот 6/ZG-76 Ганс Иоахим Ябс: на тяжелом двухмоторном истребителе Bf.110 он «умудрился» обыграть в маневренной схватке легкие британские истребители, сбив в одном бою подряд «Харрикейн» и «Спитфайр».
5 СЕНТЯБРЯ едва не погиб выдающийся немецкий бомбардировочный «эксперт» – командир 7/KG-30 обер-лейтенант Генрих Папке. С трудом вырвавшись из бешенной «собачьей свалки» на превращенном в сито самолете (его Ju.88 получил 180 пулевых пробоин, у бомбардировщика были почти полностью разрушены рули высоты), летчик еле «доковылял» до своего аэродрома и совершил фактически невозможную посадку. Папке руководил 7/KG-30 еще в Норвежской и Французской кампаниях; она тогда прославилась своей успешной борьбой с вражескими кораблями. Под руководством Папке 7-я эскадрилья еще до Битвы за Англию потопила 4 крейсера, 3 эсминца, минный заградитель, сторожевик и 5 транспортных судов (общим тоннажем 25.000 брт). Сам Папке лично потопил из этого числа крейсер и крупный транспорт на 10.000 брт. Возвращение и посадка летчика на самолете, который уже в принципе не должен был подчиняться управлению, стали последним аргументом для награждения Папке «знаком экспертов» - Рыцарским крестом.
В тот день в районе Сент-Ивела разыгралась «собачья свалка» между Bf.109 из JG-3 и «Спитфайрами» 234-го FS RAF, в ходе которой флаинг-офицер Хаджис сбил самолет обер-лейтенанта Франца фон Верра (8 побед). Фон Верра сумел посадить изрешеченный «Месс» на брюхо посреди английского поля и попал в плен. Но, находясь в плену, фон Верра постоянно пытался бежать. Однажды ему даже едва не удалось похитить английский самолет – летчика схватили, когда он уже запускал двигатель. В результате британцы решили убрать беспокойного пленника подальше, и отправили его в лагерь для военнопленных в Канаду. Там фон Верра и сбежал, при перевозке выпрыгнув из поезда. Добравшись до США, которые еще не вступили в войну, фон Верра при помощи немецкого посольства вернулся в Германию окружным путем через Тихий океан, минуя районы, подвластные англичанам. Так немецкий летчик против своей воли совершил кругосветное путешествие…
У англичан 5 сентября титула аса достиг пилот 41-го FS RAF Эрик Лок, имевший к утру этого дня всего 1 победу. Но за несколько часов он сжег в воздухе 2 Не.111 и 2 Bf.109, достигнув к вечеру счета в 5 воздушных побед, отделявшего асов от рядовых пилотов. Однако его 41-я эскадрилья потеряла в тот день аса Джона Вебстера (11 побед).
В схватках 5-го сентября принимала участие и 46-я эскадрилья, в которой проходил боевые испытания экспериментальный «четырехпушечный» вариант истребителя «Харрикейн» Mk.II. Новая модификация «Харрикейна» с более мощным мотором уже начала строиться серийно, и в первых числах сентября ей даже полностью вооружили всю 111-ю эскадрилью (до конца года «Харрикейнами» Mk.II вооружились еще две эскадрильи). Живучесть «двойки» улучшили по образцу «Спитфайра» Mk.II - увеличили толщину брони, защищавшей пилота, и запротектировали бензобаки. Правда, увеличившийся вес машины несколько ухудшил горизонтальную маневренность истребителя; зато «Харрикейн» Mk.II стал быстрее на 25 км/ч, и благодаря новому мотору перестал «задыхаться» на вертикалях. Проектом предусматривалось так же усиление вооружения «двойки» с 8 до 12 пулеметов, однако пока из-за нехватки оружия первые выпуски Mk.II поступали в части во все той же 8-пулеметной комплектации (12 пулеметов стали ставить только в 1941 году). Одновременно, вдохновленные успешными боевыми испытаниями двухпушечного экспериментального «Харрикейна» Mk.I (на котором «Блэки» Смит 13.08.1940 «завалил» бомбардировщик «Дорнье»), конструкторы попробовали еще больше увеличить огневую мощь своего «Урагана» (англ. Hurricane – ураган), установив на него не 2, а 4х20-мм авиапушки. Именно такую машину и получил в свое распоряжение пилот 46-й эскадрильи южноафриканец Александр «Ратбаг» Рабаглиати. И в бою 5 сентября Рабаглиати на своем «четырехпушечном монстре» сумел обыграть при маневрировании немецкий истребитель Bf.109, и сбить его, буквально развалив вражеский самолет на части лавиной разрывных снарядов, выпущенных одной короткой очередью из четырех стволов! За Битву за Англию «Ратбаг» сбил на пушечном «Харрикейне» 6 самолетов, а всего за время участия в войне он одержал 16 воздушных побед.
Еще одним английским летчиком, отличившимся 5 сентября, стал пилот из 25-й эскадрильи ночных истребителей Майкл Геррик. В дневном бою, в который «ночникам» пришлось вступить по приказу отчаявшегося командования, Майкл на своем тяжелом двухмоторном истребителе «Бленхейм» Mk.IF сбил подряд 2 немецких бомбардировщика – Do.17Z и He.111. Потрясенные таким результатом англичане, хорошо знавшие, что ночные «Бленхеймы» в дневных вылетах из-за своих низких летных и боевых качеств фактически превращаются в смертников, назвали результат Геррика фантастическим успехом, на который в таких условиях способен только настоящий ас!
6 СЕНТЯБРЯ командующий Королевскими ВВС лорд Даудинг, оценив поведение немецкой авиации 4 и 5 сентября, понял, что Геринг решил покончить с заводами, производящими «Харрикейны» и «Спитфайры». Чтобы не допустить этого, он отдал приказ обеспечить максимальное истребительное прикрытие авиационных заводов на юге. В результате правильного понимания дальнейших действий немецкой авиации и своевременной концентрации сил на направлении главного удара были успешно отражены налеты на Брукленд и пять авиабаз вокруг Лондона. В тех схватках с обеих сторон выбыли из строя еще несколько асов. Британцы потеряли в воздушных боях Карла Дэвиса из 601-й эскадрильи (10 побед), и Вильяма Родес-Муроуза (8 самолетов). А среди сбитых англичанами четырех пилотов JG-27 оказался командир III/JG-27 Иоахим Шлихтинг (8 побед: 3 во 2й мировой войне + 5 в Испании). Шлихтинг спасся на парашюте и попал в плен; о том, что германское командование наградило его Рыцарским Крестом, летчик узнал только после окончания войны. Победителем Шлихтинга стал командир звена 303-й Польской эскадрильи RAF Витольд Урбанович; это была его 5-я победа, давшая поляку право именовать себя асом.
ИТОГИ 3-го ПЕРИОДА: за две недели (с 24 августа по 6 сентября) английская авиация потеряла 295 истребителей; еще 171 истребитель получил серьезные повреждения. За этот же срок английская авиапромышленность выпустила и передала авиачастям 269 истребителей. У немцев потери истребителей Bf.109 оказались вдвое меньше, чем потери истребителей у англичан, однако немцы потеряли еще около 100 бомбардировщиков. Это значительно снизило напор Люфтваффе на врага: если в начале третьего периода немцы совершали по 1.500 самолето-вылетов в день, то уже в последние дни августа эта цифра снизилась до 1.300 самолето-вылетов, а в первой неделе сентября – не более 1.000 вылетов в день. Всего же за два первых месяца битвы, которая стала борьбой на истощение, Германия лишилась около 800 самолетов. Только в течение августа и только бомбардировщиков немцы потеряли 278 самолетов: 105 Ju.88, 98 Не.111 и 75 Do.17. Из их экипажей 206 летчиков погибли, пропали без вести, или попали в плен. В наиболее активно участвовавшем в боях 2-м Люфтфлотте генерала Кессельринга к 7 сентября оставалось всего 450 бомбардировщиков и 530 истребителей. Таким образом, к началу четвертого этапа сражения уже выявилось превосходство англичан.
НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой
ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хроника Битвы за Англию (07.01). Начало перелома