Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (07.02). Завершение перелома

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (07.01). Начало перелома

Окончание четвертого этапа: завершение перелома (16-30 сентября)

16 СЕНТЯБРЯ из-за подорванного упорством англичан морального духа немцев активность германской авиации начала спадать, количество появлявшихся в небе Англии немецких самолетов явно пошло на убыль… А на следующий день, 17 СЕНТЯБРЯ, и Гитлер фактически признал, что английскую авиацию не удалось победить. В тот день он выразил свое согласие с мнением штаба ВМС, что десантная операция пока просто невозможна. И, сославшись на ухудшение погоды, фюрер отложил вторжение «на неопределенный срок». Штабом же был издан приказ о прекращении накапливания десантно-высадочных средств в проливе и об их рассредоточении. Ведь концентрация десантных судов в местах приема войск приводила к массированным штурмовкам этих скоплений британскими самолетами, из-за чего к 17 сентября уже были уничтожен 21 транспорт из имевшихся 170, и 214 десантных барж - из 1.918-ти...

-2

Несмотря на то, что высадка Вермахта на британские острова была отложена «на неопределенный срок» германская авиация продолжала совершать налеты на Англию, хотя и с меньшей напряженностью. Геринг все еще надеялся реабилитироваться в глазах фюрера, да и престиж, слава непобедимости, заработанные немцами в предыдущих кампаниях, не позволяли им отступить. Фактически каждый день над Ла-Маншем или Южной Англией происходили воздушные схватки, стоившие противникам все новых и новых потерь. В этих боях немецкие асы Вернер Мёльдерс и Адольф Галланд довели счета своих побед во 2-й мировой войне до 40 (Мельдерс – 20-го, а Галланд – 24-го сентября). За это оба получили Дубовые листья к имевшимся у них Рыцарским крестам. Рыцарским крестом за 20-й самолет, сбитый 23 сентября, был награжден командир эскадрильи 4/JG-2 обер-лейтенант Ханс «Асси» Хан.

-3

18 СЕНТЯБРЯ около 17.00 30 Ju.88 из III/KG-77 атаковали доки в Тилбуре. Сопровождавшие их Bf.109 еще на подходе к цели вступили в схватку с первой группой британских перехватчиков и, связанные боем, не смогли последовать за бомбардировщиками. А над Тилбуром Юнкерсов перехватила вторая группа «Харрикейнов», которую вел безногий ас Даглас Бэйдер. В результате британскими истребителями были сбиты 8 Ju.88, еще 1 Юнкерс уничтожили зенитчики. В числе погибших оказался и командир III/KG-77 майор Макс Клесс. Отставший в хаосе боя от своих товарищей и оставшийся в одиночестве пилот Дитрих Пельц по пути домой не раз встречался с группами британских истребителей, но успешно отрывался от их преследования - каждый раз поспешно нырял в облака. Там он некоторое время вел свой Ju.88 обратным курсом – на Англию; дав время британцам разочароваться в поисках его самолета на французском направлении и удалиться, Пельц снова возвращался на путь, ведущий к Франции. В результате, хоть и с большим опозданием, Пельц вернулся на свой аэродром, где его уже посчитали сбитым и погибшим. Не пройдет и месяца, как выживший в этой сложнейшей передряге «хитрец» Пельц станет кавалером Рыцарского креста…

-4

21 СЕНТЯБРЯ над авиазаводом в Брукленде, где проходила окончательная сборка истребителей «Харрикейн», появился одиночный Ju.88 командира 4/LG-1 Иоахима Хелбига. Хелбиг после гибели своей эскадрильи пришел к выводу: так как британские РЛС направляют перехватчиков на самые крупные формации Люфтваффе, гораздо больше шансов прорваться к цели появляется у небольших групп и даже у отдельных самолетов, на которые операторы локаторов просто не обращают внимания. По его предложению для уничтожения точечных целей таким способом в Эскадре отобрали несколько самых опытных экипажей, которые письменно подтвердили свое добровольное согласие участвовать в одиночных вылетах; одним из таких добровольцев стал сам Хелбиг. И вот 21 сентября Хелбиг в одиночку «просочился» сквозь английские заслоны к Брукленду и сбросил четыре 250-кг бомбы на завод, производивший «Харрикейны». Три бомбы упали на территорию завода, и вред от них оказался относительно небольшой, а вот четвертая угодила точно в главный сборочный цех. Однако сразу бомба не взорвалась – ее взрыватель был установлен на замедление, чтобы бомба смогла до взрыва пробить бетонное перекрытие. К бомбе тут же бросился сапер – канадец лейтенант Паттон. Пока рабочие покидали цех, Паттон смог уложить бомбу на импровизированные салазки и оттащить в одну из воронок, оставшихся от других бомб. Там она вскоре и взорвалась – взрыватель сработал в назначенное время. Но никакого вреда заводу этот взрыв уже не причинил. За свои смелые и решительные действия лейтенант Паттон был награжден Крестом Георга.

-5

24 СЕНТЯБРЯ, как уже говорилось ранее, германский «эксперт» Адольф Галланд одержал свою 40-ю победу, принесшую летчику Дубовые листья к Рыцарскому кресту. В этот раз Галланд сбил британского аса, кавалера орденов DSOи DFC Ховарда Бирд-Уилсона, ветерана Французской кампании, имевшего на счету 5 личных и 3 неподтвержденные победы. Бирд-Уилсону удалось спастись из костра, в который превратился его «Харрикейн» - он сумел выбраться из пламени и выпрыгнуть с парашютом, однако при этом получил столь тяжелые ожоги, что больше уже не участвовал в боевых действиях.

-6

25 СЕНТЯБРЯ около 11.00 британские РЛС засекли приближение 64 бомбардировщиков He.111 из KG-55, и 11 истребителей-бомбардировщиков Bf.110 из E.Gr.210, которых прикрывали 50 тяжелых истребителей Bf.110 из ZG-26. Кроме того, параллельным маршрутом шли еще 50 Bf.109 из JG-2 и JG-53, находившиеся в режиме «свободной охоты». Решив, что немцы идут к авиазаводу фирмы «Вестланд», англичане направили свои перехватчики в тот район; однако Хейнкели внезапно повернули к Филтону, и беспрепятственно отбомбились по заводу фирмы «Бристоль». Около 100 тонн бомб разрушили несколько заводских цехов, уничтожили 20 новеньких «Бленхеймов» и «Бофортов», а заодно разнесли расположенную рядом железнодорожную станцию Саут Вэлс и пути вокруг нее. Над объектом зенитками был сбит один Хейнкель; но на обратном пути нагнавшие немцев «Спитфайры» 152-й и 609-й эскадрилий «завалили» еще три He.111, два из которых принадлежали командирам 6-й и 7-й эскадрилий KG-55. Руководивший этим налетом командир II/KG-55 майор Фридрих Клесс за успешную бомбежку был награжден Рыцарским крестом.

26 СЕНТЯБРЯ король Великобритании Джордж VI в Нортхолте посетил особо отличившуюся в боях 303-ю Польскую эскадрилью. Во время его визита была объявлена воздушная тревога, и поляки стремительно взлетели на перехват 60-ти немецких бомбардировщиков, шедших на Англию под прикрытием Мессершмиттов. В завязавшейся над морем «собачьей свалке» польские истребители сбили 13 немецких машин. В этом бою звания аса добился Ян Зумбах, отправивший в воду свой 5-й самолет. Пока поляки били одну группу бомберов, в стороне другая немецкая группа прорвалась к Саутгемптону. Эти 59 He.111 из KG-55 под прикрытием 70 Bf.110 из ZG-26 атаковали авиазавод «Супермарин» в Вулстоне. Несмотря на то, что над целью немцев все же перехватили 66 британских истребителей, германские бомбардировщики удачно отбомбились, разрушив несколько цехов, в которых изготавливали истребители «Спитфайр». В результате завод на время оказался полностью выведен из строя. KG-55 при этом отделалась потерей только одного Не.111 (еще один Хейнкель получил тяжелые повреждения, но «дотянул» до своего аэродрома).

При отражении этого налета совершил подвиг пилот 249-й эскадрильи Джеймс Николсон. В ходе схватки над Саутгемптоном его «Харрикейн» был подбит и загорелся. Однако пилот не вышел из боя, продолжая на превратившемся в костер самолете атаковать врага. Только после того, как Джеймс сбил Bf.110, а его истребитель полностью вышел из повиновения, получивший тяжелые ожоги герой спасся на парашюте. При приземлении Николсона обстреляли солдаты «домашней гвардии», принявшие парашютиста за вражеского летчика. Тем не менее, Джеймс Николсон выжил, и был награжден за свой подвиг Крестом Виктории. Он стал единственным за всю войну летчиком английской истребительной авиации, награжденным этим высшим боевым орденом Великобритании.

-7

К 27 СЕНТЯБРЯ немцы настолько ослабили нажим на противовоздушную оборону Англии, что британцы поняли: силы противника подорваны, и победа в битве практически осталась за Англией. Тем не менее, в этот день произошло несколько очень напряженных воздушных схваток. Достаточно тяжелый бой состоялся над устьем Темзы, в котором британские 242-я и 310-я эскадрильи противостояли бомбардировщикам Не.111 и прикрывавшим их истребителям. Чуть позже над побережьем Ла-Манша возвращавшиеся с бомбежки Ju.88 из III(K)/LG-1 были атакованы «Харрикейнами» 46-й эскадрильи, но перед самым открытием огня британцев перехватили Мессершмитты-109 из I/JG-51, сорвавшие англичанам атаку. А ближе к вечеру к Лондону все же прорвались 50 Ju.88 из KG-77 в сопровождении 150 Bf.109; однако уже над городом их перехватили британские истребители, которым удалось сбить 8 Юнкерсов (в том числе самолет командира II/KG-77).

-8

В этот день отличился британский летчик Альберт Льюис из 85-го FS RAF, уже имевший 12 побед. За 27 сентября он сбил на своем «Харрикейне» 6 немецких самолетов: 1 Ju.88, 2 Bf.110 и 3 Bf.109! Еще 4 немецких самолета уничтожил командир 303-й Польской эскадрильи Витольд Урбанович, имевший к началу того дня 9 побед. Однако и британская авиация потеряла 27 сентября несколько асов: в боях погибли пилот 303-й эскадрильи Людвиг Паскевич (6 побед), летчик 249-й эскадрильи Джеймс Микер (6 побед), и ас 222-й эскадрильи Эрнест Скотт (6 побед).

28 СЕНТЯБРЯ отличившийся накануне пилот 85-й эскадрильи Альберт Льюис (имел 18 побед и орден DFC) был сбит в «собачьей свалке» над Фейвешем. Альберт спасся из горящего самолета на парашюте, однако из-за ранений он на полгода попал в госпиталь, и больше в Битве за Англию не участвовал.

В схватке над Ла-Маншем «Харрикейнами» 238-го FS RAF был сбит командир I/JG-26 Рольф Пингель (18 побед во 2-й мировой войне + 6 побед в Испании). Пингель выпрыгнул из горящего «Месса» с парашютом и через несколько часов был подобран из воды германской службой спасения.

-9

30 СЕНТЯБРЯ немцы вновь предприняли крупный дневной налет на Лондон. Однако лишь немногим германским бомбардировщикам удалось в тот день достичь английской столицы – основные силы немцев были отражены британскими истребителями. В этих боях на подступах к Лондону вновь отличился командир 303-й Польской Витольд Урбанович (13 побед), уничтоживший за день еще 4 немецких самолета. А его подчиненный чех Йозеф Франтишек в схватке «один против шести» сбил 2 Мессершмитта, доведя свой счет до 17 побед.

Вечером в районе Портленда 50 «Харрикейнов» и 25 «Спитфайров» атаковали отряд возвращавшихся от разбомбленного Шернборна немцев (43 бомбардировщика He.111 из KG-55 в сопровождении 40 Bf.110 из ZG-76 и 52 Bf.109 из JG-52 и JG-53). В результате боя было сбито 3 Хейнкеля, в том числе Не.111 начальника штаба 55-й Эскадры майора Эрнста Кюля. Кюль и три члена его экипажа успели спастись из погибавшей машины, после чего несколько часов их носило в надувной шлюпке по Ла-Маншу, прежде, чем летчиков нашел и подобрал спасательный гидросамолет. Любопытно, что сразу по возвращении Кюль предложил командованию модернизировать авиационные надувные шлюпки, снабдив их специальными веревочными лесенками, облегчившими посадку в нее (ветеран 1-й мировой войны 53-летний Кюль едва из-за этого не погиб - даже при помощи товарищей он еле-еле смог забраться в шлюпку). Несмотря на свой преклонный возраст, Эрнст Кюль еще не раз участвовал в опасных боевых вылетах и дожил до конца войны, став в 1942 кавалером Рыцарского креста, а в 1943 - Дубовых листьев к этому кресту.

-10

Всего за 30 сентября немцы потеряли 47 самолетов. Германские истребители в этот день понесли самые тяжелые потери за все время Битвы за Англию - на базы не вернулось 28 Bf.109. Потери англичан в тот день составили 20 истребителей. Налет на Лондон 30 сентября стал последним крупным дневным налетом Люфтваффе на столицу Великобритании. После этого поражения немцы совершали на Лондон только ночные налеты.

Всего же с 1 июля по 1 октября 1940 г. в боях над Ла-Маншем и Англией Люфтваффе лишились 1.927 самолетов (873 истребителя Bf.109 и Bf.110, и 1.054 бомбардировщика и пикировщика); потери среди летного состава достигли 2.662 человек.

-11

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хроника Битвы за Англию (08). Накал битвы идет на спад

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.