«И смех, и грех» - так можно коротко охарактеризовать действия деревенских повитух в случае трудных родов крестьянок в конце XIX века.
Почему именно «конец позапрошлого века»? Потому что сохранились записи врачей, а вот какие методы использовали в середине XIX века или 200-300 лет назад в деревнях Российской империи – сие мне неведомо.
Так что делюсь с читателями канала имеющимся.
Кто помогал ребенку появиться на свет? Врачи в сельской местности имелись. Но, во-первых, им нужно было платить деньги. Во-вторых, к врачу бабу нужно отвезти, а что делать, если ребенок прямо в дороге захочет явить себя миру? В-третьих, стыд. «Бабе свое нутро перед людьми выворачивать зазорно», а в Российской империи до 1918 года женщин в университеты не принимали, так что женщины-врачи - редкость.
Максимум девушки Российской империи могли окончить курсы с громким названием, дающим им право работать, но диплом об окончании таких курсов не приравнивался к высшему медицинскому, которое получали мужчины.
Я уже пару раз упоминала, что дворянки, мечтавшие стать врачами, уезжали за границу. Если, конечно, глава семьи разрешал. Одной из первых женщин-врачей стала родная племянница Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской.
Екатерина Дмитриевна Гончарова и работала сельским врачом. Но это одно из исключений, которое лишь подтверждает правило.
Итак, крестьянки стыдились нутро свое показывать постороннему. Поэтому к человеку в белом халате обращались, если совсем было туго.
Тогда кто помогал появляться очередному крестьянскому ребенку? Или опытные родственницы, соседки или «профессионалы» - повитухи.
И тут, как и в любом деле: попадались мастера, которым требовалось платить побольше. И встречались варвары, у которых всё равно находились подопечные, чьи мужья любили экономить. Потому что с плохой «помощницей» и расплачивались не деньгами или платками и отрезами на сарафан, а продуктами.
Итак, грустный и смешной одновременно список манипуляций, если крестьянский ребенок не торопится в этот мир.
В каждом регионе – свои «проверенные методы».
Парили в бане – это во многих губерниях России.
Катали на бочке. В чем логика – неясно, но, видимо, кому-то помогало.
Мяли живот, а в поясницу колотили. Руками или чем-нибудь потяжелее – это у кого какая фантазия.
Совсем не укладывается в голове, как может подвешивание за руки на петлю помочь в процессе. Но использовали и такой метод.
Разумеется, давали напитки, например, из спорыньи. В питье добавляли порох или сажу.
Врачи конца XIX – начала XX века знали об этих методах. В своих докладах и статьях в научных журналах описывали ужа-сы и анекдотичные ситуации.
Кому интересны детали, можете обратиться к первому произведению Михаила Булгакова. Писателю в достоверности можно доверять, потому что в 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом лекаря и год проработал в сельской местности.
Увиденное им и легло в основу его первой книги.👇👇👇
В рассказе «Тьма египетская» описывается, что приехавшая а к у ш е р к а обнаружила – догадайтесь с трех раз где? – кусочек сахара-рафинада.
Как сие могло помочь русской крестьянке стать матерью?
Логика простая: не желающего выходить ребенка нужно выманить тем, что нравится детям – сладким.
Еще один «проверенный» способ: дать пожевать волосы, чтобы ро-ды прошли легче. Примета такая.
Сейчас кое-кто ратует за возвращение к истокам, за традиции и чего-то там еще. Приступайте, девочки: сели на бочку, пожевали волос, прикупили рафинад и в ба-ню или в поле. 👇👇👇Кому как посконней.
Другие надежные (проверенные веками!) способы побыстрее и полегче стать матерью найдете в книге Михаила Афанасьевича.
Бог в помощь, бабоньки! Надежный способ регулировки количества детей я уже описала в статье по ссылке ниже 👇👇👇:
Данный способ нужно обязательно использовать после появления 4-5 ребенка:👇👇👇
Завещание княгини Е.Д. Голицыной, у которой за 10 лет брака так и не появились дети: