Как в XVIII – XIX веках муж и жена решали вопрос с количеством детей? О самом приемлемом и распространенном способе не ходить «тяжелой» - в данной статье.
В 1798 году английские газеты активно писали о миссис Бантинг из Глостера. Редкий случай: стала матерью 32 раза. Сколько лет было миссис Бантинг– неясно, как и непонятно: был ли мистер Бантинг счастлив при 32-м прибавлении в семействе.
Разумеется, такое количество детей возможно при появлении двойняшек и тройняшек. А еще у многодетной матери должно быть отменное здоровье. А это уже редкость, из-за которой миссис Бантинг и попала на страницы английских газет.
Большое количество «цветов жизни» в одной семье приводит к проблемам материального и бытового плана: их нужно кормить, одевать, обувать, у некоторых сословий – учить или давать профессию.
Чем больше детей, тем выше риск распрощаться с белым светом, производя на свет очередное чадо. В этом случае дети остаются без матери.
Существовали ли способы контроля количества детей в семьях в XVIII-XIX веках? Изделие, которое в СССР принято было называть №2 (потому что №1 – противогаз), придумали давно. Варианты были разные и натуральные, использовались внутренности разных животных, к которым пришивались разные тесемочки.
Почему-то в XXI веке некоторые думают, что раз сам предмет уже был, значит, его использовали все и везде. Я уже упоминала, что моя прабабушка в 1914 году родила в 50 лет 19-го ребенка. Так что точно знаю, что в крестьянской среде изделиями не пользовались.
Если бы существовал в те века надежный метод, то не было удручающей статистики бастардов и подкидышей. Цифры я упоминала здесь:
Одним из самых надежных способов считалось кормление малыша как можно дольше. Моя бабушка 1914 г.р. считала именно его эффективным. Поэтому детей у нее было только 8. В прошлом веке, в деревне без помощи людей в белых халатах, выжили все дети.
В предыдущие века статистика была печальнее. В 1750-1799 годы женщина в среднем становилась мамой 7 раз. Но в это число не входили потери на ранних сроках и дети, которым не суждено вдохнуть воздух.
Жена императора Николая I крепким здоровьем не отличалась, она стала матерью 4 сыновей и 3 дочерей. Редко упоминают, что у нее были и потери детей на разных сроках из девяти месяцев, отведенных по законам природы.
Если здоровье было, то к 40 годам количество отпрысков у замужней женщины исчислялось двузначной цифрой. У Павла I и его второй жены, Марии Федоровны, детей было 10. О судьбе первой супруги и ее ребенка, думаю, напоминать не нужно.
Так как ограничивали количество детей не очень чадолюбивые родители?
Использование пузырей с тесемками, о которых я упоминала выше, считалось грехом в семейной жизни: детей Господь дает, а еще была заповедь "Плодитесь".
Всем известные изделия использовали моряки с другой целью: не подцепить что-нибудь «веселое» в порту, из-за чего потом нос провалится не только у моряка, но и его окружения.
Помните сцену из «Покровских ворот»?
«Воздержание», - читает чуть ли не нотацию своей пассии Костик Ромин, после того, как она уже побывала энное время в его комнате.
Режиссер Михаил Козаков признавался позднее: в этом эпизоде решил пошалить. Снял кадр, в котором стоящий на вешалке в прихожей глобус начинает шататься, когда к Костику дама зашла. Шалость вырезала из телефильма советская цензура.
В XVIII – XIX веках с воздержанностью в данном вопросе не шутили. И решали «достаточно детей!» не только супруги.
Родственник Джейн Остин и семейства Найт, Томас Папиллон, стал счастливым отцом 14-го чада. Обеспеченные Найты, которые в силу своего материального благополучия пеклись о менее богатой родне, написали прямое указание:
«Теперь вам не худо бы отказать себе в праве на дальнейшее воспроизводство. Вы оба потрудились успешно и достаточно».
Джейн Остин и ее сестра Кассандра – старые девы, но они знали, как правильно ограничивать количество ртов в доме.
Ее знакомая носила детей под сердцем 18 раз. Заботливая Джейн упомянула в письме:
«Я бы посоветовала ей и мистеру Дидзу соблюдать нехитрый режим спанья порознь».
О своей подруге Джейн Остин вообще написала в таких словах, что внучатый племянник вымарал эти строки, когда готовил публикацию писем родственницы. В прямом смысле вымарал: взял чернила и зачеркнул. В наши дни исследователи смогли разобрать «крамольные строки» Джейн Остин:
«Бедняжка! Как ее угораздило опять з а б р ю х а т е т ь?»
Исследователи жизни Джейн Остин считают, что одна из причин, почему она осталась старой девой – страх отправиться к праотцам во время р о д о в. А такие случаи – не редкость. Когда Остин было 22 года, именно так не стало сразу двух ее знакомых.
Средняя дочь Николая I с детства не отличалась отменным здоровьем. За несколько месяцев 1844 года не стало сразу двух ближайших родственниц: сестры Александры и кузины Елизаветы. Их малютки тоже отправились в лучший мир.
Оставить Ольгу Николаевну в положении старой девы – дать повод для пересудов: идеальная красавица, дочь императора, приданое миллион рублей и не замужем?
Выход нашелся в лице родственника, принца Карла Вюртембергского, который прекрасными дамами интересовался только для соблюдения великосветских приличий:
О двух родственниках Джейн Остин, о которых родные молчали: