Найти в Дзене

Как разрешать конфликты между собственниками бизнеса

Организации состоят из людей, а любое взаимодействие между людьми неизбежно порождает те или иные конфликтные ситуации. Причем, конфликты могут возникать по самым разным поводам и причинам. Почему? Обычно конфликты возникают из-за противоречий между личными целями и интересами участников или как следствие соперничества и борьбы за власть. Но чаще всего они появляются буквально на ровном месте из-за взаимонепонимания, так как люди обычно по-разному расшифровывают смысл того, что было сказано им партнерами по общению. Если же говорить о конфликтах в организациях, то взаимонепонимание может привести к разрушению многолетних дружеских отношений между партнерами, увольнению ключевых сотрудников и даже стать причиной распада компании.

Мы знаем, что конфликты бывают конструктивными и деструктивными, открытыми и скрытыми, межличностными и межгрупповыми. Конструктивные конфликты – это открытые, управляемые конфликты, в основе которых лежит осознанность их причин и наличие правил соперничества между участниками конфликта. Наиболее опасными для организация всегда оказываются неосознанные и скрытые конфликты, которые из целенаправленного соперничества могут перерасти в открытую войну без правил за уничтожение неприятеля.

Вместе с тем, среди всего разнообразия организационных конфликтов наиболее сложными и опасными являются конфликты между учредителями, собственниками компании.

Не секрет, что бизнесы в России чаще всего создаются совместно с приятелями, друзьями, родственниками или другими близкими по духу людьми. Конфликты между партнерами возникают, конечно, с самого начала, но в условиях напряженной борьбы за выживание, когда все объединены одной общей целью, эти конфликты, как правило, быстро и конструктивно разрешаются. Опасные противоречия начинают проявляться после достижения первых успехов, когда проблемы создания и начала роста бизнеса уже решены, когда появились деньги и надо переходить к регулярному менеджменту и системному развитию организации. И важно понимать, что такие конфликты неизбежны. Почему? Потому, что у людей разные личные интересы, которые с течением времени меняются. То есть это, прежде всего, конфликты интересов. Кроме того, партнеры начинают осознавать, что они – разные люди, с разными представлениями о жизни и партнерстве и часто разочаровываются друг в друге. То есть, с другой стороны, это конфликты межличностные. И обычно это конфликты скрытые, так как предприниматели не осознают их истинных причин, начинают обвинять друг друга в непорядочности, предательстве и других смертных грехах. Как следствие, конфликт становится неуправляемым, и партнеры становятся противниками.

Что же делать? Очень часто в таких ситуациях не обойтись без помощи внешних консультантов и применения специальных процедур разрешения конфликтов. Но даже это не является панацеей. Помочь можно не всегда. Если конфликт дошел до уровня взаимной ненависти, то лучшее, что можно посоветовать, это продать компанию целиком или разделить активы. Кроме того, важно, чтобы все собственники признали наличие конфликта и согласились работать с консультантом. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы они гарантировали соблюдение решений, которые будут ими приняты в процессе разрешения конфликта.

Сама процедура управления конфликтом при участии внешних консультантов обычно включает в себя несколько этапов:

1. Заключение контракта, предполагающее достижение соглашения о конечных результатах работы, процедуре согласования и ответственности сторон.

2. Диагностика конфликтной ситуации, проводимая индивидуально с каждым из собственников с целью выявления всех оценочных суждений партнеров об истории компании, актуальном состоянии бизнеса и представлениях о своем личном будущем и будущем компании.

3. Процедура согласования, в ходе которой происходит выявление общих взглядов и противоречий между собственниками, обсуждение и сравнение их требований к организации, проектирование совместного видения желаемого будущего и планирование первых шагов необходимых изменений.

4. Оформление партнерского соглашения. Необходим документ, официально закрепляющий все достигнутые договоренности и гарантирующий их соблюдение. На этом этапе может потребоваться помощь юриста.

Если очень кратко, то примерно так. В общем, разрешение конфликтов между собственниками – это обычно длительный, сложный и часто болезненный процесс для всех участников. Однако осознанное управление конфликтом – это все-таки лучшее решение, чем стихийное и неосознанное развитие конфликта, способное привести к разрушению компании и краху личных целей и надежд ее владельцев и персонала.

-2

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ