Найти в Дзене

Критика VS обратная связь: почему руководители критикуют?

В прошлой статье мы рассмотрели, почему критика не равно обратная связь. И почему критиковать сотрудников нельзя. Вот нельзя и точка. Если не читали, очень рекомендуем ознакомиться!

А сейчас продолжим тему: почему же тогда руководители критикуют?

Чаще всего всё просто: они не умеют давать обратную связь. Их поведение можно объяснить банальной некомпетентностью, а не какими-то злыми намерениями. Конечно, все мы люди, и периодически можем перейти на критику под действием эмоций. Но если в большинстве случаев руководитель критикует, а не дает обратную связь, – перед вами некомпетентный управленец. Он может быть прекрасным специалистом, но профессией руководитель он не владеет.

Вторая причина – психологическая незрелость. Профессия руководителя предполагает определенный уровень личностной зрелости. Это умение отделять личное от профессионального, высокая рефлексия, уверенность в себе, гибкость, демократичность в поведении и т.д. Незрелый психологически человек, чтобы почувствовать себя значимым, будет стремиться делать это за счет других: чем больше людей он унизит, тем более значимым будет сам. Проблема в том, что подпитывать уверенность в себе ему нужно постоянно. А значит, критиковать он не прекратит, даже если перечитает всю библиотеку по менеджменту.

Как оценить свою обратную связь

Чтобы понять, критикуете вы сотрудников или даете обратную связь, спросите их об этом! Проблема критикующих в том, что уровень рефлексии не позволяет им самостоятельно увидеть прорехи в собственном поведении. А значит, взгляд со стороны (если вы еще не запугали своих сотрудников критикой) поможет вам найти точки роста. Обратитесь к сотруднику: «Коллега, можешь дать мне обратную связь?» И далее задайте несколько вопросов:

– Расскажи, пожалуйста, как ты себя чувствуешь, когда я даю тебе обратную связь?

– Как тебе помогает или мешает обратная связь от меня?

– Когда я даю тебе обратную связь, становится ли понятно, что ты можешь делать лучше?

– Что мне нужно перестать делать или делать по-другому, когда я даю тебе обратную связь?

Когда сотрудник будет отвечать вам на эти вопросы, слушайте внимательно, записывайте и не пытайтесь ни в чем оправдаться. Иначе рискуете снова перейти на критику.

-2

Материал от школы "Я начальник" - это система обучения руководителей, основанная исключительно на практике.

Мы помогаем руководителям:
👉 повысить свою управленческую компетентность. Тем самым - управляемость
👉 научиться ставить задачи, контролировать сотрудников, давать им грамотную связь
👉 выстраивать системную работу подразделения
👉 выстраивать коммуникации с сотрудниками, коллегами, своим руководителем
👉 мотивировать сотрудников с помощью инструментов нематериальной мотивации