Найти тему

Ездили в судмедэкспертизу

На этой неделе мы смогли попасть в судмедэкспертизу, чтобы узнать, числится ли в списках погибших брат моего мужа и наша знакомая, которые без вести пропали.

О нашей знакомой я уже писала - эта та женщина, которая не так давно купила квартиру в Мариуполе и почти закончила в ней делать ремонт.

Так вот, брата в списках нет. А знакомую мы нашли. Все, что мы смогли узнать о ней - это то, что она погибла от осколочного ранения в живот. Напомню, что ее дом сгорел. И я, не смотря на то, что надеялась найти ее живой, допускала в своем сознании, что она могла погибнуть. Так как до этого нам уже говорили, что МЧС выносили из подъезда ее дома обгоревшую женщину, очень похожую по описанию на нашу знакомую.

Поэтому, честно говоря, я даже слегка выдохнула, когда узнала, что она умерла от ранения. Это говорит о том, что она не заживо сгорела. Я очень боялась думать, что она могла заживо сгореть.

Мою знакомую зовут Ковалевская Людмила и она являлась другом нашей семьи.

Может, кто-то из москвичей узнает ее. Людмила много лет жила и работала в Москве и всегда была неразлучна с маленькой собачкой, Тимкой. Кстати, Тимка погиб вместе с ней.
Может, кто-то из москвичей узнает ее. Людмила много лет жила и работала в Москве и всегда была неразлучна с маленькой собачкой, Тимкой. Кстати, Тимка погиб вместе с ней.

Изначально она была подругой моей свекрови. Но так получилось, что в Мариуполе у нее кроме нас никого нет. Она была одинокой, без мужа и детей. Замужества у нее были, но все закончились неудачно. Поэтому она очень к нам прикипела, как, впрочем, и мы к ней. Хорошая была женщина, оптимистичная и очень живая, не смотря на свой пенсионный возраст.

Она очень радовалась появлению Даринки, говорила: "хоть один ребенок вырастет у меня на глазах". И я ей постоянно отправляла фотографии Дарины с самого первого дня ее рождения. Она всегда очень благодарила меня за это. Да и приглашали мы ее на все праздники. Последние Новый Год и Рождество мы тоже с ней отмечали. Так как она была одинокой, то для нее имело огромное значение то, что мы считали ее своей.

Не могу себе простить один случай, который теперь навсегда останется в моей памяти.

Однажды, после новогодних праздников (примерно за месяц до начала СВО) она очень хотела к нам приехать в гости. Мы приготовили ужин и ждали ее. От ее дома до нас можно было доехать на трамвае минут за 10. Трамвайная остановка в двух минутах ходьбы от нашего дома. Поэтому она всегда ездила к нам сама. Хотя иногда мы все же ездили за ней на машине. Но чаще всего она отказывалась, не хотела нас обременять.

В этот вечер мы ее долго ждали. Но тетя Люда - не самый пунктуальный человек. И мы не сильно удивились, что она опять задерживается. Через некоторое время она позвонила и сказала, что трамваи, по-видимому, не ходят, так как она уже долго ждет. На часах на тот момент было уже почти 9 часов. Не смотря на уже позднее время, она почему-то очень хотела всё-таки доехать до нас в этот день. И сказала, что постоит ещё немного, вдруг приедет.

Мы с мужем подумали, что надо съездить и забрать ее на машине. Но, глядя на время, решили, что уже и поздновато как-то для посиделок. Ребенка уже пора спать укладывать. Да и мужу на следующий день на работу рано вставать. Как-то уже не очень хотелось гостей встречать. И мы решили подождать - приедет, значит, будем встречать гостя, а нет, значит, перенесем встречу на следующий день.

В этот вечер она так и не смогла приехать, причем очень сожалела об этом. Мне было даже не понятно, почему для нее было так важно приехать именно сегодня. Ведь можно было встретиться в другой день, в более раннее время, и спокойно пообщаться.

Но так получилось, что это и был тот самый последний день, когда мы могли с ней увидеться. Видимо, она как-то почувствовала, что ей очень нужно нас повидать, и даже сама себе не могла объяснить, почему именно сегодня.

На следующий день у нее не получилось, а дальше жизнь завертелась, закружилась, как это обычно и бывает. И теперь меня мучает совесть, что мы не забрали ее в тот день. Мы просто не хотели нарушить свой привычный распорядок и поэтому сделали вывод, что сейчас не самое лучшее время для приема гостей. И разве это оправдание? Очень стыдно. Стыдно за то, что не умеем ещё мы любить ближнего. Не умеем интересы и желания близкого человека поставить не то, что выше, но хотя бы в один ряд со своими.

Я часто думаю, если бы это была моя мама, разве позволила бы я ей стоять долго на остановке в попытках добраться ко мне в гости? - Нет, конечно. Я бы прилетела и забрала ее в ту же минуту, как она мне позвонила. И мне было бы все равно, сколько времени на часах. А почему же я не поступила так с другим человеком? - Из-за отсутствия любви - той самой христианской любви к ближнему, о которой я так много читала, но не смогла проявить на практике.

И все, что мне остаётся теперь - это попросить прощения у нее, когда мы приедем искать ее могилу на кладбище. И, конечно, постоянно поминать ее в своих молитвах, до последнего дня.

Казалось бы, может в этом случае ничего вопиющего нет. Но это только на первый взгляд. Христианин не имеет права рассуждать поверхностно. Наш долг - докапываться до самой глубины всех наших поступков. Ведь только тогда мы сможем хоть что-то понять о самих себе и, возможно, стать хоть капельку лучше...

В судмедэкспертизе нам дали номер её могилы на кладбище. Слава Богу, что это не братская могила. Хотя в том районе, где она жила, были такие интенсивные бои, что по всему бульвару находились братские могилы с табличками: "здесь похоронены люди". Этот район (Морской бульвар) находился в непосредственной близости от завода Азовсталь. И в радиусе 3 километров от него - это просто выжженная земля.

После того, как я узнала о ее гибели, я все же решила поехать в этот район и просто посмотреть, где же тетя Люда провела последние дни своей жизни. Скажу прямо, до этого я даже не хотела смотреть во что превратился ее дом, хотя муж мне предлагал неоднократно. Не знаю почему. Наверное потому, что увидеть этот район в живую - нелегкое испытание для психики.

Это дом Людмилы со двора. Отсутствующая середина дома - это дело рук МЧС. Они полностью разобрали эту часть, чтобы освободить доступ к подвалу, в котором могли ещё остаться живые люди.
Это дом Людмилы со двора. Отсутствующая середина дома - это дело рук МЧС. Они полностью разобрали эту часть, чтобы освободить доступ к подвалу, в котором могли ещё остаться живые люди.

Очень тяжело попасть в зону, где нет ни единой живой души. Только разрушенные и сгоревшие дома, дырки в дороге от танковых боёв и воронки от снарядов. Ни единой кошки и собаки. Ни одного голубя. Гнетущая тишина. И эхо... Такое чувство, что крикнув в голос: "Кто-нибудь есть?" - ты услышишь раскатистое эхо, как-будто находишься где-нибудь в горах. И что самое страшное - тебе никто не ответит. Этих домов, этих улиц, этих беседок и аллеек больше не существует. Этот район будет полностью снесён с лица земли, потому что восстанавливать здесь просто нечего.

Вот так выглядят почти все дома на морском бульваре.
Вот так выглядят почти все дома на морском бульваре.

Страшно представить, что пережили люди, которые находились здесь во время войны.

А это осталась детская обувь возле подъезда. Видно, что люди вместе с детьми прятались в подъезде, так как валяется очень много вещей. Это фото я делала дрожащими руками. Очень тяжёлая картина. Хотелось прижать к себе каждый ботиночек - сколько же страхов натерпелись эти маленькие ножки, ходившие в них!
А это осталась детская обувь возле подъезда. Видно, что люди вместе с детьми прятались в подъезде, так как валяется очень много вещей. Это фото я делала дрожащими руками. Очень тяжёлая картина. Хотелось прижать к себе каждый ботиночек - сколько же страхов натерпелись эти маленькие ножки, ходившие в них!

Здесь даже в бомбоубежище выжить было почти невозможно. Спаслись только те, кто смогли выбраться в другие районы города. Или те, кто ушли в бомбоубежище Азовстали.

Виталика брата, Василия, в списках погибших нет. Но, увы, это совершенно не означает, что он жив. Нам сказали, что есть ещё огромный список неопознанных погибших, которые на момент гибели были без документов. Чтобы найти своего родственника в этой базе, нужно сдать тест ДНК. По результатам теста будут искать в этом списке нашего родственника. Виталик, как родной брат по крови, подходит для этой процедуры. Он записался и на следующий день сдал тест ДНК. Но, к сожалению, результаты будут через полгода-год. Тест бесплатный, а желающих найти своих родных - безумно много.

Не очень радостная получилась статья. Но я считаю, что каждая история погибшего мариупольца - это и есть история нашего города.

Запомните, Ковалевская Людмила Даниловна - русский человек, веривший в победу России и презиравший нацизм.

Ради этих погибших русских, мы просто обязаны победить. Есть такое выражение в православии: "кровь невинно убиенных вопиет к Богу". Я верю, что убийцы (как и заказчики) будут с позором повержены. Потому что за невинно убиенных мстит сам Господь.

***

Всем желающим помочь нам: карта Сбербанка России - 2202 2025 1917 5750