Специальная военная операция, безусловно, существенно изменила структуру медиапотребления в России, что было вызвано как запросом населения на актуальные новости, так и внесением изменений в российское законодательство.
Среди ключевых трендов – резкий скачок в потреблении новостного контента в период с конца февраля по начало марта, однако уже в середине апреля аналитики стали говорить о падении интереса пользователей к новостям, что объясняется «усталостью» от военно-политической повестки.
Также существенные изменения в структуре медиапотребления были вызваны блокировкой социальных сетей компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории Российской Федерации – в числе которых Instagram, переживший четырехкратное уменьшение аудитории с конца февраля 2022 (с 38 млн пользователей до 10.6 млн), а также Facebook, который продолжают использовать более 5 минут за сеанс лишь 305 тысяч пользователей (в конце февраля таких было около 3 млн).
Всё это дало стимул для роста отечественной социальной сети ВКонтакте, аудитория которого за полгода с начала специальной военной операции выросла примерно на 10%, а также мессенджера Telegram, рост аудитории которого составил 66% с начала 2022 года.
Нельзя не отметить рост интереса Интернет-пользователей к видеоконтенту – специалисты объясняют увеличение количества среднесуточного времени на YouTube желанием дистанцироваться от негативной новостной повестки посредством просмотра онлайн-шоу, фильмов и клипов, а также снижением доли развлекательных передач на российских телеканалах.
Таким образом, СВО оказывает существенное влияние на медиапотребление в России, что в очередной раз подтвердилось существенными ростами рейтингов телеканалов вечером 20 сентября в преддверии обращения Президента России Владимира Путина о ходе специальной военной операции на Украине и частичной мобилизации.
Мария Дудко, колумнист Экспертного клуба "Дигория"