Найти тему
Гаражбатя

Бензиновый мотор на "горячую" тарахтит, как дизель. Показываю, в чем причина стука и как ее устранить

Многие автолюбители сознательно выбирают себе автомобиль с бензиновым мотором, потому как от "дизеля" вечно соляркой пахнет, да и работает он заметно громче, чем "бензинки". Спорить о плюсах и минусах можно бесконечно.

Куда более неприятно, если бензиновый двигатель вдруг начинает тарахтеть, да еще и похлеще какого-нибудь старого "дизелька". Вот тут хозяева своих авто напрягаются, ведь многие современные "бензинки" работают практически бесшумно. Даже если стоять рядом с каким-нибудь заведенным "Солярисом", работающем на холостом ходу, слышен только стрекот форсунок.

Но если вдруг бензиновый мотор начинает в прямом смысле слова "дизелить", иначе это никак и не опишешь, то в нем явно есть неисправность. Зачастую происходит это на горячем, прогретом моторе, а слышно это тарахтение на холостом ходу.

В этот раз наглядно покажу, в чем причина "дизеления" бензинового мотора и как от этой проблемы избавиться.

Очень часто эта проблема достает владельцев немецких моторов, о чем заполнен весь интернет. И даже если у вас далеко не немецкий автомобиль, то по запросу "дизелит двигатель на горячую" вы, наверняка, наткнетесь именно на обсуждение типичной неисправности TSI двигателей.

Рассуждения на эту тему часто упираются в неисправность системы привода ГРМ - кто-то грешит на растянутую цепь, которая, якобы, так гремит, у кого-то неисправный гидронатяжитель этой самой цепи. Однако на деле причина в другом.

-2

И виновник этого "дизельного концерта" под капотом - фазорегулятор. На примере не раз разобранных немецких двигателей я и покажу, почему мотор начинает громко работать на холостых после прогрева. При неисправности в этом узле можно встретить ошибку несоответствия фаз - распредвала и коленвала. Двигатель будет работать с провалами на низких оборотах, машина будет "клевать носом" при попытке резко набрать скорость с холостых.

Принцип работы фазорегулятора построен на изменении давления масла в этот самом фазике. И любой треск, грохот, дизеление и прочие звуки зачастую идут именно от него, все это начинается от нехватки давления смазки в этом довольно простом устройстве.
Проблема решается довольно просто, если денег у вас "куры не клюют" - заменой тарахтящего фазика. Но если вы автовладелец сознательный и выкидывать лишние деньги на ветер не очень то хочется, а наоборот, есть желание подойти к решению проблемы грамотно, то фазорегулятор легко поддается ремонту.

Например, все тот же TSI мотор, фазорегулятор здесь - часть распредвала. Естественно, распредвал в сборе стоит несусветных денег от 15-20 тысяч за б/у деталь.

Фазорегулятор установлен непосредственно на впускном распредвале
Фазорегулятор установлен непосредственно на впускном распредвале

Но внутри, под крышкой фазорегулятора есть так называемые "лопатки", которые меняются на раз-два, в официальной продаже их не встретишь, они изготавливаются "Кулибиными" по всей стране. После их замены наступает тишина.

Лопатки фазорегулятора, которые начинают "стучать" при появлении выработки на их концах
Лопатки фазорегулятора, которые начинают "стучать" при появлении выработки на их концах

И все же это довольно кардинальная мера решения проблемы. Для начала к этому вопросу стоит подойти с другой стороны.

Прежде, чем лезть в сам фазорегулятор, стоит проверить и клапан, им управляющий, и другие составные части этой системы изменения фаз газораспределения.
Вот, например, клапан фазорегулятора. Он может легко засориться и перестать полностью открываться, отчего поток масла не будет в полной мере проникать в фазик. И его можно не покупать новым, разбирается он легко, после чего промывается, собирается и ставится обратно. Ходит не хуже нового.

Клапан управления давлением масла в фазорегуляторе, имеет обратную резьбу и устанавливается с определенным моментом затяжки в 35 Нм на двигателе 1.8 TSI
Клапан управления давлением масла в фазорегуляторе, имеет обратную резьбу и устанавливается с определенным моментом затяжки в 35 Нм на двигателе 1.8 TSI

А вот и самое простое, что можно проверить - магнит управления клапаном фазорегулятора. Стоит он дешевле клапана и, конечно же, самого фазорегулятора, однако и старый можно промыть очистителем карбюратора, он вновь заработает. От износа в него проникает масло и контакт с ЭБУ пропадает, отсюда и все вышеописанные проблемы.

Магнит управления клапаном фазорегулятора 1.8 TSI
Магнит управления клапаном фазорегулятора 1.8 TSI

Но может случиться и так, что заменив все эти элементы фазорегулятор все равно продолжит стучать. И проблема здесь выходит на другой уровень - нехватка давления масла в фазорегуляторе.
Причиной тому может быть неправильно подобранная вязкость смазочного материала или, что более распространено на авто с приличным пробегом - износ пар трения.

Вот пример - масло к фазорегулятору на моторе 1.8 TSI поступает через ГБЦ. И типичная проблема на этих моторах масляное голодание и повышенный износ распредвалов, их постелей и кронштейна опры распредвалов.
Последний из них напрямую связан с подачей масла на фазорегулятор. Если на его опорах, сопряженных с распредвалами, имеются задиры - мотор гарантированно начнет греметь фазорегулятором. При этом что на холодную (когда масло еще не успело прокачаться по системе), что на горячую, когда масло становится жиже и утекает через образовавшиеся от задиров отверстия.

Решение здесь, конечно, неоднозначное и простым переходом на более вязкие масла не обойтись. Скорее всего, замена кронштейна даст результат всего на несколько тысяч километров, ведь проблему в моторе кроется куда глубже и она в низком рабочем давлении масла.

Проверка давления масла осуществляется на полностью прогретом двигателе на холостых оборотах
Проверка давления масла осуществляется на полностью прогретом двигателе на холостых оборотах

Если не решить эту проблему, фазик все равно застучит через какое-то время, какое масло ни выбирай и какие детали не меняй. Износ пар трения неизбежно приведет к более дорогостоящему ремонту двигателя.

Само собой, на других двигателях система изменения фаз газораспределения устроена иначе и ни о каких катастрофических задирах в ГБЦ, выработке валов и прочем не идет и речи. Однако если мотор ни с того ни с сего начинает греметь и дизелить на горячую - это явный повод проверить не только фазорегулятор, но и все остальные детали двигателя, в том числе замерить давление масла. Лишними эти действия точно не станут.

Какие у вас есть мысли на этот счет, обязательно оставляйте их во комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.

Спасибо за внимание.