Почему кроме тишины, деньги любят еще и безопасность
По мере успешного развития цифровизации в Казахстане, о чем говорилось на недавнем ежегодном форуме «Digital Bridge», все большее внимание уделяется борьбе с кибер-мошенничеством в финансовой сфере и повышению грамотности банковских клиентов в вопросах защиты их денежных средств.
НАША ПОЛИЦИЯ НАС БЕРЕЖЕТ
Как отметил в своем выступлении на форуме президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, сегодня наша республика входит в топ-30 рейтинга самых оцифрованных государств ООН, опережая многие развитые страны.
По мнению президента, «цифровые технологии нужны государству, прежде всего, для обеспечения конкурентоспособности экономики, освоения новых видов товаров и услуг, внедрения Финтеха и Индустрии 4.0».
Большую роль сегодня здесь играет банковский сектор, о чем говорило участие руководителей ведущих банков страны в панельной сессии форума «Развитие GovTech в Казахстане: коллаборация с бизнесом».
Направление GovTech (цифровизация государственных сервисов) быстро развивается сейчас путем демонополизации рынка электронных государственных услуг за счет других внешних платформ – банковских мобильных приложений, интернет-ресурсов компаний финтеха и других при условии соблюдения надлежащих правил информационной безопасности пользователей.
На форуме также состоялась панельная сессия «Защита персональных данных в эпоху развития цифровых технологий», в которой приняли участие представители Парламента, профильного Комитета по информационной безопасности Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, специалисты по кибербезопасности, юристы и правозащитники.
Это и неудивительно, поскольку наносимый интернет-мошенниками ущерб растет ежегодно. По данным, приведенным недавно министром внутренних дел Маратом Ахметжановым, сейчас величина этого ущерба оценивается в 10 млрд. тенге в год, а число таких зарегистрированных преступлений с 4 тысяч в 2018 году перевалило за 15 тысяч с начала текущего года.
В общей сложности было задержано более 570 интернет-мошенников, пресечена деятельность 17 преступных групп в Астане, Алматы, Павлодаре, Таразе и других регионах Казахстана.
«Дропперов» (лиц, причастных к обналичиванию денег) и организаторов схем обналичивания средств, полученных преступным путем, полицейские устанавливают и задерживают. При этом выясняется, что они вовлекаются в преступную деятельность через объявления в соцсетях и мессенджерах. Главные же организаторы преступной деятельности обычно находятся за границей и руководят ею в онлайн-режиме.
Как пояснил министр, сейчас, как правило, мошенники представляются сотрудниками банков, либо правоохранительных органов, используя сервисы по подмене абонентских номеров. Они убеждают граждан оформить кредит или перевести деньги на так называемый «безопасный» счет, после чего похищенные деньги выводятся через сервисы международных переводов, переводятся в криптовалюту либо переправляются через границу в виде наличности.
Другой вариант – звонки мошенников по интернет-объявлениям с предложением продавцу произвести оплату с помощью его банковских реквизитов, после получения которых средства со счетов похищаются.
Для профилактики таких преступлений МВД начало рассылку СМС предупредительного характера.
ПРЕДУПРЕЖДЕН – ЗНАЧИТ, ВООРУЖЕН
В отличие от МВД и других правоохранительных органов, непосредственно борющихся с мошенниками в соответствии с предоставленными им законом полномочиями, Национальный банк и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) делают ставку на разъяснительную работу и повышение финансовой грамотности населения.
Минувшим летом Нацбанк не раз предупреждал об активизации телефонных мошенников, представлявшихся его работниками и под предлогом разбирательства по возможным фактам мошеннических действий пытавшихся получить персональные данные казахстанцев.
Да, мошенники могут подделать документы, подтверждающие личности работников Нацбанка, письма или справки по денежным операциям со средствами граждан. Поэтому Нацбанк напоминает казахстанцам, что не обслуживает счета физических лиц, не проводит денежных расчетов и сделок с такими клиентами, не осуществляет звонки в их адрес по поводу мошеннических действий со счетами граждан, компрометации персональных данных и попыток оформления кредитов в банках второго уровня.
Счета же в центральном банке открываются исключительно для учета его операций, банков второго уровня и ограниченного числа юридических лиц.
Также необходимо отметить и то, что сами по себе приложения коммерческих банков второго уровня безопасны, их можно безбоязненно скачивать. К тому же, после того как человек скачает приложение, он должен физически пойти в банк, открыть счет, положить на него деньги. Поэтому мошенники никогда не убеждают граждан скачивать приложения банков. Они пытаются обмануть тех, у кого эти приложения уже есть.
В АРРФР также констатировали увеличение случаев телефонного мошенничества, отметив в своем официальном пресс-релизе, что злоумышленники могут представляться сотрудниками государственных органов, в том числе МВД и Генпрокуратуры.
Финрегулятор подчеркнул, что мошенники не дают потенциальной жертве время на раздумья и получение консультации у профессионалов. Работать может целая группа мошенников, которые могут представляться работниками различных государственных органов и службы безопасности банка, ловко подделывая любые номера, с которых отправляются различные сведения, включая фиктивные удостоверения сотрудников правоохранительных органов, реквизиты «безопасного счета» и прочие инструкции.
При этом может быть подменен даже короткий номер колл-центра банка. В случае поступления таких звонков АРРФР рекомендует сразу же прервать разговор и сообщить о факте мошенничества по телефонам горячей линии местного департамента полиции.
Неоднократно предупреждали своих клиентов и банки второго уровня, распространяя информацию о схемах, используемых мошенниками, и о том, как обезопасить себя от них.
Продолжение следует
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»