Найти в Дзене

Не дайте собой помыкать: как распознать манипуляцию

Оглавление

В идеальном мире люди открыто говорят о своих чувствах, потребностях и желаниях. А в реальном часто приходится иметь дело с манипуляциями. Рассказываем о 5 популярных приемах, как их распознать и противостоять им.

Манипуляция обидой

Может выглядеть как демонстративное молчание, драматический уход и хлопок дверью, плач, наигранная холодность в общении. Цель манипуляции — получить желаемое, не говоря об этом.

Пример. Женщина позвонила мужу, когда он был на работе. Мужчина был занят и поэтому сухо ответил: «Мне сейчас некогда, я перезвоню». Но позже он не смог дозвониться до жены, а дома вместо привычного вкусного ужина его ждал пустой стол и демонстративная холодность супруги.

-2

Как реагировать на обиду: попросите человека прямо сказать о его чувствах. Например: «Объясни, пожалуйста, что случилось. Скажи прямо о том, что тебя беспокоит, чего ты хочешь». Не поддавайтесь на манипуляцию, не пытайтесь угадать мысли и желания человека или загладить свою «вину».

Выбор без выбора

Манипуляция часто встречается в личном общении и в продажах. Ее цель — заставить человека принять решение, которое в любом случае устроит манипулятора.

Пример. Друг спрашивает вас: «Ты в выходной куда хочешь сходить — кино или кафе?» Такой формулировкой он словно не дает вам права отказаться. Еще пример: вы пришли купить кофту, но нужного размера нет. Продавец навязывает другой товар: «Смотрите, какие красивые штаны, и размер ваш есть. Какую модель примерите: эту или эту?»

-3

Как реагировать: спокойным голосом сказать о своих потребностях. Например:

  • Другу: «Подожди, ты не спросил хочу ли я и могу ли вообще пойти. У меня были другие планы».
  • Продавцу: «Спасибо, но мне не нужны штаны».

Важно в этот момент не позволить чувству вины завладеть вами. Нужно прислушаться к себе, вспомнить о своих потребностях и интересах. Вы можете вообще отказаться от «выбора» или предложить свой вариант.

Комплимент + команда

Цель этой манипуляции — вынудить вас что-то сделать. Сначала вы слышите приятные слова, а потом получаете требование, отказать в котором после похвалы неудобно.

Пример. На работе коллега говорит вам: «Ты так легко и быстро справился со своей задачей! Помоги мне тоже».

-4

Как реагировать: поблагодарить за комплимент или похвалу и уверенно, но спокойно заявить о своих интересах и потребностях. Например: «Спасибо за теплые слова, но я не могу тебе помочь. У меня сейчас есть другие свои задачи».

«Что ты в этом понимаешь!»

Цель манипуляции — дискредитировать человека, обесценить его мнение, чувства, опыт, знания. Принизить и самоутвердиться за его счет.

Пример. К психологу обратилась женщина, запрос — наладить отношения с ребенком. Специалист дал ей рекомендацию, но женщине это не понравилось, и она говорит: «Да что вы вообще можете знать о воспитании детей, если у вас их даже нет!»

-5

Как реагировать: согласиться, а потом добавить контраргументы. Например: «Вы правы, у меня нет детей. Но у меня есть профессиональное образование, я разбираюсь в детской и семейной психологии. Поэтому как мать я не могу дать вам личный совет, но как психолог могу поделиться эффективными рекомендациями».

Манипуляция чувствами

Эта манипуляция вынуждает нас делать незапланированное, чтобы соответствовать какому-то образу. Часто встречающиеся варианты в жизни: «Если ты меня любишь, то…», «Ты же мне друг? Сделай…», «Каждый уважающий себя и ответственный сотрудник…» Такая манипуляция часто встречается и в сфере услуг.

Пример. Реклама, которая содержит слова: «Ответственные родители выбирают…», «Если вы по-настоящему любите своего питомца, то…»

-6

Как реагировать: напомнить себе, что дружба, любовь, уважение — это прежде всего отношение к кому-то или чему-то. Это не товар, который можно чем-то измерить. Вы можете любить человека, но при этом отказать ему в просьбе. А в продажах важно не покупаться на маркетинговые формулировки и сохранять объективность.

Манипуляции часто встречаются в жизни. Иногда это можно спустить на тормозах, например, при возможности и желании помочь коллеге, даже если тот зашел с позиции «комплимент + команда». В других случаях, когда манипуляция грубо нарушает ваши психологические, материальные, физические или другие границы, важно четко отстоять их, защитить себя.