Найти тему

Про Гоенку: стоит/не стоит идти на ретрит, секта или нет, почему там всё именно так

Оглавление

Вкратце, посетить стОит, это абсолютно точно учение Будды, светская школа без мистики, исходящая из тхеравады. Это качественный, проработанный ретрит випассаны, в котором не допускается отклонений от канона, т.е. в любом месте это будет одна и та же техника, один и тот же путь.

Вместе с тем, есть подводные камни, но все их можно избежать. Расскажу, как.

Да, часто говорят, что школа Гоенки - это секта, и у таких слов есть основания. Но дело не в самом учении, а, в том, как к этому относятся ученики и что они себе надумывают.

С. Н. Гоенка - верный ученик Саяджи У Ба Кхина, ученика Сая Тхеджи, ученика Леди Саядо, и все из них относятся к прямой линии последователей оригинального учения Будды в рамках школы Тхеравада.

Как мы уже знаем, эта школа в целом соответствует механизмам работы мозга, поэтому каждый студент получает единообразный, эффективный опыт, т.е. на всех этапах может сказать себе "да, всё так, всё правильно", и нужды в сектах не появляется, в отличие от махаяны с ваджраяной.

Проблема возникла именно из-за излишнего стремления Гоенки к единообразию и формализации. Он всё чётко изложил в лекциях, детально проработал курсы и запретил что-либо менять. Первое время было зашибись, но постепенно с его учением стало происходить то, что всегда случается с любым догматическим знанием - схоластизация, следование букве в ущерб духу, превращение в секту.

Это происходит прямо сейчас, мы имеем возможность видеть весь процесс, но он далёк от завершения, и ретриты по Гоенке гораздо более полезны, чем опасны. Опасностей там две, одна выдуманная, другая легко обходится, если знать про нее.

Однажды где-то в Америке какая-то дама, страдавшая активной формой запущенной депрессии, обманом и хитростью пробралась на ретрит, после чего покончила с собой. Из этого и только из этого случая происходит растиражированный журналистами мем, что випассана, дескать, провоцирует суицид.

На самом деле, если равномерно перемешать пару сотен суицидников, половину отправить на випассану, а другую предоставить самой себе, то в медитирующей группе и сразу после, и через годы, число покончивших с собой будет значительно меньше. Это много раз исследовали под разными углами и теперь это подтвержденный доказательной медициной факт, благодаря которому, собственно, випассана и рекомендуется как наилучший способ лечения депрессии.

(Не один из лучших, а наилучший. В группе размещено много материалов на эту тему, ну а для специалистов есть пабмед, искать также по термину MBCT, MBSR)

Вторая опасность происходит от непонимания. Многие старые студенты, оказываются, приходят на ретрит в 5й, 10й, 20й раз и ведут себя как типичные сектанты: кайфуют, радуются, а в обычной жизни их ничего не интересует - они как наркоманы, живут от ретрита до ретрита. На расспросы отвечают непонятными словами типа "неконцептуальное переживание", "всё разворачивается", "ничего не нужно" и т.д.

Это ничто иное как привязанность, зависимость. Вместо того, чтобы формировать у себя понимание дхаммы, такие люди входят в зависимость от окружения: темного зала, медитирующей сангхи, голоса Гоенки. Не они направленным вниманием входят в высокие состояния самадхи и випассаны, а их насильно пробрасывает условным рефлексом. Конечно, если ты не контролируешь приятное, у тебя легко разовьется к нему зависимость.

Чтобы с вами этого не произошло, надо просто развить теоретическое и практическое понимание дхаммы. Для этого следует:

  1. Прочитать книгу Гоенки "Беседы по сатипаттхана-сутте". Там есть вся необходимая инфа, которой нет в лекциях десятидневки. Хорошей идеей будет пронести книгу с собой на ретрит в бумажном виде или на ридере (удалив из него предварительно Толле, Кастанеду и все остальное:)) Щелкающие кнопки заклейте изолентой.)
  2. Самостоятельно медитировать анапану хотя бы 2 недели до ретрита, как говорит Гоенка.
  3. Тащить каждое освоенное состояние с собой из зала дхаммы на обед, на прогулку и в сон. Непрерывность - ключ к эффективной практике! Что-то осознали - удерживаем и пытаемся сохранить или снова войти в него во время еды, пробежки, чистки зубов. А на десятый день - и во время разговоров.

Также, если вы уверены в себе, очень рекомендую потратить первый день на трэш и угар. Вы все равно не выспитесь, поэтому сидите до невыносимой боли и сверх нее (осознавайте каждый элемент боли и как он меняется). Не пытайтесь поспать днем - ходите овощем, страдайте и осознавайте это. Со второго дня будет гораздо проще и спать, и сидеть, и можно сделать себе послабление. Практика Будды - это вообще не про боль, это про радость.

Кстати, обязательно присутствовать в зале только три часа в день, остальное время можно себе не регламентировать (т.е. расписание - штука условная). Благодаря этому я имел возможность медитировать лежа в кровати по 6 часов непрерывно.

Топ ошибок

  1. Потеря эффекта от практики в течение месяцев после ретрита. Чтобы этого не было, нужно концептуализировать, фиксировать аналитическим умом каждое достижение, и пытаться продолжать достигать его за пределами зала для медитаций. В результате у вас может получиться своя практика, не связанная с сидением - это нормально. Нет нужды возвращаться к Гоенке, освоив то, что он дает.
  2. Принимают тонкую притупленность за состояние распада (бханга-ньяна). "На меня накатило блаженство, часы пролетели как минуты и я ничего не чувствовала" - типичное описание притупленности. Медитация осознанности потому так и называется, что нужно всё осознавать, в том числе и проведенное время. Притупленность нужно уметь преодолевать - как это сделать, лучше всего описано в книге Куладасы "Свет ума". Но и Гоенка тоже всё рассказывает. Настоящей бханге предшествует этап видения возникновения-исчезновения дхамм (объектов ума, связанных с объектами реальности), а ему - четкое разделение на ум и материю.
  3. Принимают тета-ритм за распад (возникновение-исчезновение). Монотонное сидение в темном зале позволяет иногда мозговому ритму сна прорваться в осознавание. Вам кажется, будто вас трясёт и всё вокруг вибрирует (но мышцы не трясутся). Отличие в том, что распад приходит из ума, из осознавания, а тета-ритм - откуда-то изнутри.
  4. Задавая вопрос учителю, ни в коем случае нельзя садиться на кресло рядом с ним!!! Это кресло традиционно предназначено для его жены/мужа.

Что совместимо и что не совместимо с випассаной (по Гоенке и не только, все это - одна и та же випассана)

В этом легко разобраться, если знать, что разграничительная линия проходит между осознаванием и воображением.

Совместима любая физическая активность, пока вы в состоянии осознавать положение тела, движения и дыхание, без влечения и отвращения, понимая изменчивость, наличие страдания и отсутствие субъекта. Ходьба, йога, бег трусцой, силовые упражнения, цигун, тайчи и т.д. - все это допустимо при выполнении вышеозначенных условий. насчет бега трусцой и физзарядки существует четкое разрешение в лекциях Гоенки, но тут важная оговорка: старайтесь не смущать других студентов - ваша активность не должна мешать их практике.

Несовместимы с випассаной практики, использующие воображение - потому что вместо того чтобы осознавать то, что есть, вы начинаете воображать то, чего нет, и перестаёте освобождаться от страдания.

Именно поэтому Гоенка выступал категорически против визуализаций и вербализаций: мысленное пение мантр - это воображение. Мандалы, бодхисатвы и тантры - это воображение. Когда в йоге и цигуне у вас появляются "чакры" и "энергоканалы" - это воображение того, чего нет и такая йога и такой цигун категорически несовместимы с випассаной!

(Сами подстроечные ощущения, конечно, есть - нет энергии mv^2, меридианов и каналов, за которые их принимают. На продвинутых курсах у Гоенки учат видеть те же самые потоки ощущений, в привязке к дыханию и без, но не строят вокруг них мистического представления)

Почему в сообществах, посвященных Гоенке, такая жесткая цензура?
Это и есть процесс превращения в секту. Ревнители всегда более строги, чем основатели. Пусть они не понимают принципы, но всегда готовы соблюдать букву, причем в сторону большей строгости. На всякий случай.

Почему учителя на все вопросы отвечают одно и то же - "продолжайте практику, аничча, аничча"?
Нормальный в принципе ответ. Вас он немного унижает, срабатывает эго и вы его (свое эго) обнаруживаете - анатта. Вы продолжаете практику, наблюдая все что меняется - аничча. Вообще, учителям Гоенки очень строго запрещено общение на большое количество тем, поэтому многие предпочитают отговорки. Также бывает, что учителю на вас пофиг. Поэтому в любом случае пронести с собой книгу - хорошее решение:)

Почему за ответом на любой вопрос (не только на ретрите) посылают к учителю?
Такая традиция. Когда я сам искал ответы, расспрашивал многих старых студентов, но оказалось, что они для объяснений в подавляющем большинстве случаев используют нью-эйджевую муть, а не буддийские источники.

Почему Гоенка игнорирует джханы?
Один учитель мне по секрету передал, что раньше у Гоенки были джханы, но три его лучших ученика увлеклись переживаниями счастья и предали випассану, из-за чего Гоенка обиделся и полностью исключил джханы из программы. Похоже на притчу, гхм. У вас нет никаких причин не откатываться к оригинальному учению Будды и практиковать джханы. Они - неотъемлемая часть Канона, а Гоенка принадлежит к школе, которая никак не может переиначивать Канон.

Почему запрещена любая сексуальная активность?
Это, видимо, одно из сектантских нововведений. В оригинале запрещен sexual misconduct, неправильное сексуальное поведение. Гоенка возводит это к Палийскому канону, как и запрет на сон на высоких кроватях. Если анализировать, то придем к тому, что запрещено только приставать к женщине другого человека и также запрещены сексуальные оскорбления (как и любые другие). Все остальное, следовательно, можно, если не смущает других студентов.

Почему там (у Гоенки) говорят: "мы не знаем, как это работает, но это работает"?
Значит, те, кто так говорит, действительно не знают. Бывает, гордыня мешает получать новые знания. Бывает, им кажется, что из-за попыток узнать слетит тонкий настрой на практику, но это, конечно же, чушь.


#випассана #Гоенка #осознанность #ретрит