Найти тему
4,7K подписчиков

А вы думали, именно Пётр I приобщил Россию к европейской цивилизации? (часть 1)

864 прочитали

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Так отзывался о Петре I Александр Сергеевич Пушкин.

Как я уже писал, этому российскому монарху необычайно повезло. Как бы круто не менялась политическая ситуация в стране, он неизменно оставался популярным при любой власти. Имя Петра обрастало легендами, постепенно превращаясь в культ, исключающий любую критику. А когда критика не допускается, неизбежно искажение исторического контекста, в котором существует культовая фигура.

Император Пётр I в колоде карт "Romanov" фирмы Piatnik (из коллекции автора)
Император Пётр I в колоде карт "Romanov" фирмы Piatnik (из коллекции автора)

Чаще всего такое искажение имеет два проявления. Либо всё, что происходило до деятельности культового персонажа, объявляется кромешным ужасом, от которого он нас всех благополучно избавил. Это позволяет любой чих объекта культа провозглашать неимоверным успехом, а любой его косяк считать чуть ли не достижением - до него-то вон вообще лаптями щи хлебали. Либо наоборот, все ошибки и преступления нашего героя списываются на его преемников.

Культ Петра в России имел такие масштабы, что писатели и историки окружили его кромешным мраком со всех сторон как остров морской пучиной. До него у нас имелось в наличие исключительно дикость и варварство, из которого "Великий преобразователь" нас вывел как Моисей из Египта. После него вплоть до матушки Екатерины как мёртвые с косами вдоль дороги стояли сплошные "ничтожные наследники северного исполина".

Памятник императору Петру I в Архангельске на купюре в 500 рублей (изображение из кошелька автора)
Памятник императору Петру I в Архангельске на купюре в 500 рублей (изображение из кошелька автора)

Тем не менее, в России были историки, не только осмелившиеся на критику первого русского императора, но и откровенно заявляющие, что реформы Петра делятся на бесполезные или даже вредные, и те, которые вполне могли обойтись и без него. Ведь предшественниками первого императора были такие крупные реформаторы как царь Фёдор Алексеевич и царевна Софья, Василий Голицын, Артамон Матвеев, Афанасий Ордин-Нащокин и даже Борис Годунов, деятельность которых надёжно предана забвению. Вопреки расхожим легендам, Пётр вовсе не поворачивал Россию на европейский путь развития. Она давно шла по этому пути. Пётр лишь схватил увесистую дубину и погнал Россию неизвестно куда, ломая её ноги.

Но ближе к фактам. Итак, что же сделал такого "Великий преобразователь", за что мы его любим и помним, и чем гордится коллектив? Ну, например, именно он создал в России регулярную армию! Да вот как-бы не так! Он лишь окончательно перевёл русскую армию на регулярную основу. И то не всю - нерегулярные казаки благополучно дожили до 1917 года и считались российским но-хау.

Бруно Фрейндлих в роли Патрика Гордона в фильме "Россия молодая" (источник - сайт kino-teatr.ru)
Бруно Фрейндлих в роли Патрика Гордона в фильме "Россия молодая" (источник - сайт kino-teatr.ru)

О том, что регулярная армия не является изобретением Петра, свидетельствует хотя бы тот факт, что в военной реформе главным помощником царя стал Патрик Гордон - командир Бутырского полка иноземного строя, получивший чин генерала ещё при царевне Софьи. Бутырский полк, кстати, даже не переформировывался - он так и влился в состав петровской армии.

Впервые регулярные воинские части европейского образца появились в Московском царстве при Василии Шуйском благодаря великому полководцу князю Михаилу Скопину-Шуйскому. Скопин подсмотрел эту идею у своих союзников-шведов. Однако свержение Шуйского и последовавшая Великая смута мысль о регулярной армии похоронила заживо.

Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (слева на заднем плане) на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)
Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (слева на заднем плане) на памятнике Тысячелетию Государства Российского в Новгороде (изображение из открытых источников)

Спустя 20 лет по поручению царя Михаила Романова полковник Александр Лесли (позднее он стал первым в русской истории генералом) вновь приступил к формированию в составе русской армии полков иноземного строя, которые понадобились для отражения вражеского нападения в ходе Русско-польской войны 1632-1634 годов. Тогда численность регулярных воинских подразделений довели до 17 000, однако после войны распустили из-за нехватки средств на их содержание. Но ненадолго...

В 1638 году идея регулярной армии пережила третью и на этот раз последнюю реинкарнацию. Полки, которые, кстати, уже называли не "иноземного", а "нового строя", стали готовить для охраны южных границ. Причём на этот раз к решению проблемы подошли комплексно. Сначала людей туда набирали только на определённое время, распуская по домам на зиму. Однако от этого страдало качество военной подготовки солдат. Тогда правительство национализировало ряд деревень и сёл, из крестьян которых и формировались регулярные полки.

Генерал Александр Ульянович Лесли (изображение из открытых источников)
Генерал Александр Ульянович Лесли (изображение из открытых источников)

Царь Алексей Михайлович придал новаторству своего отца невиданные прежде масштабы. Накануне очередной Русско-польской войны 1654-1667 годов численность регулярных частей в русской армии достигла 100 тысяч. Помимо пехоты началось формирование драгунской, рейтарской и гусарской кавалерии. Интересно, что дед Петра I по матери, Кирилл Полиектович Нарышкин, служил в рейтарском полку, а позднее командовал гусарским полком.

По окончанию войны полки нового строя пережили очередной ряд сокращений, но на этот раз не просто сохранились. К восшествию на престол Петра они составляли более половины русской армии мирного времени. Да, "Великий преобразователь" формировал свою победоносную армию по примеру своих так называемых потешных полков. Вот только потешные полки он формировал по примеру полков нового строя своего отца и старшего брата.

Солдат Бутырского полка генерала Патрика Гордона на рисунке Адольфа Шарлемана (изображение из открытых источников)
Солдат Бутырского полка генерала Патрика Гордона на рисунке Адольфа Шарлемана (изображение из открытых источников)

Так что никакой уникальной военной реформы Петра I, исключительно благодаря которой в России появилась боеспособная современная армия, не существовало в природе. Нет, русская армия пережила постепенную трансформацию, начатую ещё дедом "Великого преобразователя". И без этой трансформации никакие реформы его внука попросту не были бы возможны.

Собственно, и большинство остальных знаменитых Петровских реформ, якобы преобразивших "отсталую Россию", являлись лишь одним из этапов постепенной модернизации нашего государства. Но об этом я расскажу в следующий раз:

Читайте в этом цикле: