Несколько месяцев назад у меня вышла вот эта публикация:
В ней я пообещал развеять миф об исключительной роли императора Петра I в приобщении России к европейской цивилизации. Если в наше время в школьных учебниках хотя бы мельком упоминают великих реформаторов XVII века, то в мою молодость в школах учили: в допетровской России "нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю". Это, конечно, не из школьного курса, это из знаменитой в своё время рекламы "Банк империал". Но смысл примерно тот же - не было у нас ничего в России, а потом пришёл Пётр и облагодетельствовал нас по самый Иркутск.
О том, что знаменитая петровская армия возникла не на ровном месте по щелчку пальцев великого преобразователя, а вследствие длительной кропотливой работы его предшественников, мы уже поговорили. Сегодня же предлагаю коснуться другого сакрального мифа о Петре - о страшной дремучести и необразованности Московского царства, которое первый император вывел к знаниям и прогрессу.
На самом деле население Киевской Руси в целом было довольно грамотным. Среди многочисленных берестяных грамот, обнаруженных археологами, есть и те, что написаны ремесленниками, крестьянами и даже женщинами. Что являлось следствием целенаправленной политики, проводимой князьями Владимиром Святым и Ярославом Мудрым. Школы открывались при церквях и монастырях, а первыми учителями стали священники.
Однако Татаро-монгольское нашествие эту кропотливую работу перечеркнуло. В качестве одного из примеров ужасающего состояния образования в ту эпоху приводят следующий факт: тверской князь Михаил Святой обучался... в Новгороде. В Твери учить было уже некому. Ещё более страшная картина вскрылась при Иване Грозном на Церковном соборе 1551 года. Этот Собор впервые в истории Московского царства поднял вопрос об острой необходимости развития школьного образования, поскольку обнаружилась повальная неграмотность среди... дьяконов и попов. Можете себе представить, что означало подобное в эпоху, когда Церковь являлась главным, а порою и единственным хранителем знаний?
Ну вот! И тогда-то на Русь-матушку явился царь-батюшка Пётр I. Он основал Академию наук, первым додумался отправить русских студентов обучаться заграницу... Нет, не первым. Хотя этот миф и был возведён в ранг исторической истины, но это всего лишь миф. Идея отправить нашу молодёжь обучаться уму-разуму в Европу впервые пришла в голову... Борису Годунову. В 1600 году он послал в Германию некоего Иоанна Крамера с целью привезти в Россию учёных и возможно даже открыть Университет. Когда же эта затея провались, Годунов отправил молодых россиян на обучение в Германию, Англию, Францию, Швецию.
Увы, дальше грянула Великая Смута. Взойдя на престол, новый царь, Михаил Романов, первым делом попытался вернуть студентов обратно на родину. Но из этого ничего не вышло. Студенты возвращаться домой наотрез отказались. Так что когда французский наёмник Жак Маржерет писал: "невежество русского народа есть мать его благочестия; он не знает ни школ, ни университетов", он был не так уж и неправ.
Ну а потом появился Петр I и... И снова нет. Человека, открывшего в Москве первую школу, звали Фёдор Михайлович Ртищев. Произошло это вскоре после того, как на престол взошёл следующий государь - Алексей Михайлович. Ртищев служил у Тишайшего царя постельничим и, пользуясь его дружеским расположением, открывал то школу, то больницу, то ночлежку, то... вытрезвитель. В общем, много полезного и нужного впервые появилось в России благодаря Фёдору Михайлович.
Постепенно вопрос о школьном образовании вышел на новый уровень. К нему подключился сам патриарх Иосиф. В Москву выписывались учёные монахи и священники из-за рубежа. Постепенно столица превращалась в культурно-просветительский центр царства. Одному из таких монахов, уроженцу Литвы Симеону Полоцкому, Алексей Михайлович поручил заняться обучением его детей. Так что старшие царевичи и царевны, включая будущего царя Фёдора и будущую регентшу царевну Софью, по тем временам получили прекрасное образование. В отличие от младшего, Петра, которого обучал дьячок Никита Зотов.
Симеон Полоцкий и его ученик Сильвестр выступили с инициативой открытия первого в России высшего учебного заведения - Славяно-греко-латинской академии. Царь Фёдор утвердил "Академическую привилегию" незадолго до своей смерти, а функционировать она начала уже во время регентства царевны Софьи. В Википедии написано, что Сильвестр работал над проектом первого русского университета, но вероятно имеется в виду всё та же Славяно-греко-латинская академия, имевшая статус равный университетскому.
Да, конечно, вы можете возразить мне, что академия Симеона Полоцкого давала гуманитарное и прежде всего богословское образование, в то время как Академия наук Петра была заточена на естественные науки - математику, физику, астрономию. Да вот только Российской эта академия числилась разве что по названию. Долгое время в ней заседали исключительно иностранцы, многие из которых не спешили делиться своими знаниями с местными варварами. Пока страна не вырастила своих Ломоносовых. Кстати, Михаил Васильевич закончил Славяно-греко-латинскую академию. Что неудивительно, ведь именно с изучения языков и философии и начиналось европейское образование.
Так что и в части образования Пётр был вовсе не новатором, а лишь одним из звеньев цепочки постепенной трансформации России в развитое современное государство. Великий преобразователь лишь продолжил дело, начатое его отцом, братом и сестрой. Почему же все лавры приписали именно ему? Думаю по двум причинам. Первая - чтобы хоть как-то оправдать его приход к власти. Ведь одержавший победу над сестрой Пётр не имел никаких прав быть даже соправителем своего старшего брата, ни то что претендовать на трон в обход его. Вторая - апологеты первого императора видимо таким образом пытались оправдать его жестокие выходки и откровенные глупости, вроде бритья бород. Дескать, а что вы хотели? Ради образования и прогресса надо потерпеть...
PS: Симеон Полоцкий не пережил своего ученика - царя Фёдора. А вот Сильвестр после падения Софьи как её ближайший сторонник был арестован, подвергнут страшным пыткам, а затем казнён.
Читайте в этом цикле: