Бессел Ван Дер Колк в молодости работал психиатром в больнице.
Первым его пациентом стал парень по имени Том. Том - ветеран войны во Вьетнаме.
Он, на первый взгляд, жил обычную жизнь - у него и работа, и семья, и дом - и всё вроде хорошо.
Но это было не так. Том не мог спать из-за страшных воспоминаний - в бою у него на глазах погибли его сослуживцы, в том числе и лучший друг. Том не мог справиться с этим сам.
Тогда врач выписал ему таблетки, которые наверняка помогли бы Тому заснуть и притупить тревожность.
Но на следующем сеансе выяснилось, что Том таблетки принципиально не пьёт.
- Почему? - расстроился и даже разозлился врач.
- Если я стану пить таблетки, и кошмары пройдут, то я как бы брошу своих друзей, и их смерть окажется напрасной...
То есть Том сознательно выбирал застрять в прошлом, в том месте памяти, из которого он отчаянно хочет выбраться много лет, но не разрешает себе. И вернувшись с той войны, он взял её с собой, в своём рюкзаке, и принес в мирную жизнь (существует ли она на нашей планете вообще, мирная жизнь? Если читать новости, то кажется, что нет)
Бессел Ван Дер Колк написал книгу о психологических травмах.
Мне нравился Том сначала, в первой главе этой книги. Я, как читатель, истово ему сочувствовала: он был жертвой, заложником обстоятельств, человеком, который не может справиться со своими чувствами.
Но во второй главе выяснилось, что после того, как погибли его товарищи у него на глазах, Том не справился с эмоциями, пошел мстить, и... отомстил. А под руку ему попались невинные люди. И отомстил он именно им. А не тем, кто убил его товарищей.
Это очень страшно, ибо в тот момент прежний Том умер. Точнее в нем умерла его хорошая, благородная, справедливая часть... Остался только растерянный, потерявший ориентиры человек. Неспящий и не прощающий.
Травма - это боль. А ещё стыд за то, что ты сделал или не сделал в той страшной ситуации.
Учитель Бессела Ван Дер Колка говорил ему: "Твои пациенты - твои главные учебники". Бессел всю жизнь работал с травмированными людьми.
Люди, пережившие какой-то сильно травмирающий опыт (например, насилие, в том числе, и бытовое, природные катастрофы, войны, несчастные случаи, нападения и т.д.), как правило, хотят вытеснить его из памяти.
Это логично: ведь любое воспоминание о кошмаре как бы топит их в болоте уязвимости и бессилия. А работа рациональной части нашего мозга - обеспечить нам выживание.
И чтобы не сойти с ума, мозг "придумывает" всё отрицать, как бы говорит: "Милая/дорогой, всё ок, ничего не было, а точнее это всё было давно и неправда".
В итоге травмированные люди живут и отчаянно делают вид, будто ничего не случилось.
Как бы играют каждый день в невидимом театре, в котором ты и актёр и зритель. Что там сегодня в репертуаре? Беззаботная суббота?
Тем не менее воспоминания о страшном иногда выбираются на свет и нападают на человека. Как бы напрыгивают сзади. И он испытывает гамму чувств: от ярости до полной эмоциональной отрешенности.
Ещё травма нарушает работу мозга, как бы смещает с условной нормы физические ощущения, в частности понимание, что ты жив и ты в порядке. Поэтому часто люди, пережившие травму, становятся сверхбдительными к угрозам и очень замкнутыми.
Мы с моими детьми часто играем в игры-ходилки. Ну, когда бросаешь кубик - и ходишь по полю. На поле - тропинка из бусинок, ведущая к победе. Но по пути там много препятствий. Например, бусинка "пропусти ход". Или "начни игру сначала".
Вот психологическая травма - это когда либо жизнь идёт, а ты замер, и пропускаешь ход за ходом. Либо она настолько обнуляет твою личность, что приходится "начинать жить сначала".
Психиатр - это обычный человек.
Он, как и другие, нуждается в безопасности.
Мы на самом деле не хотим знать, что там происходит, на войнах, в семьях, где люди бьют друг друга, в странах, где только что произошло цунами или извержение вулкана. Мы хотим жить в иллюзии, что наша страна очень цивилизованная, и всегда найдет возможность дипломатически решить все проблемы, наша семья - островок безопасности, а вулканов, землетрясений и цунами в нашей местности не будет . А весь ад и жестокость происходит где-то очень далеко на планете, и нас это не касается.
А планета-то малюсенькая у нас...
Я писатель, и издаюсь в прекрасном издательстве, где наряду с моими выходит много невероятных книг (нескромно написала, но не стану переписывать).
Я подумала, что хочу иногда писать о книгах моих коллег, которые в тот или иной момент помогли мне справиться с чем-то сложным или просто понравились.
Сейчас читаю очень сильную и очень страшную книгу Бессела Ван Дер Колка "ТЕЛО ПОМНИТ ВСЁ". Автор - психиатр, как вы поняли.
Это книга о том, какую роль психологическая травма играет в жизни человека и как её преодолеть.
Наверное, не буду объяснять, чем обусловлен выбор этой книги.
Я в себе сейчас диагностирую много психологических патологий: тревожность, неврозы, расстройство сна, даже элементы
ПТСР (постравматическое стрессовое расстройство), и ищу возможности помочь себе. Книга очень тяжелая, но очень целебная. Я даже не знаю, рекомендую ли я её.
Я читаю по пять страниц, а потом долго зависаю, потому что случается шквал эмоций с преобладанием ужаса и боли. Но многое становится понятнее, а мне от этого.. спокойнее. Ну, от понимания причин.
Я как-то смотрела фильм "Глотай" (очень скучный, не смотрите) про женщину, которая глотала предметы. Все подряд, острые, круглые, мелкие, большие...
На первый взгляд она была счастливая и беспроблемная, удачно вышла замуж за обеспеченного человека, живёт в своё удовольствие: цветочки сажает, шторки меняет, ужин готовит, пока муж на работе. Потом вот забеременела. Просто зарисовка счастливой семьи.
И совершенно не понятно, что это за развлечение такое - глотать предметы. Откуда взялось такое... Но она не может остановиться. На одном из узи эту её пагубную привычку обнаружили вместе со скрепками, кнопками и еще много чем внутри.
Все в шоке, мол, перестань, зачем ты творишь такое?
А она не может перестать и продолжает глотать.
В итоге ей нанимают охранника-помощника. Ну, "помощник" - это прикрытие, по факту он должен следить, чтобы она ничего не глотала. И он следит, и сильно ее напрягает этим.
Она спрашивает его, откуда он. Охранник отвечает, что из Сирии.
- А тут как оказались?
- Ну... там война... - ответил он уклончиво.
И потом как бы между делом говорит: "На войне бы у вас таких проблем не было".
Намекает, что на войне проблемы совсем другие. Но девушка эта пережила травму, и эти её глотания - они не от безделия и пресыщенности, на самом деле, и не "с жиру бесится". Это тоже последствия.
Иногда войны - внутри, а не снаружи.
Я вот думаю, что жизнь - дико сложная штука. И все наши вторники - это последствия понедельников, а пятницы - последствия четвергов. Потому что "тело помнит всё".
Я живу и отчаянно ищу возможность справиться с этим всем вокруг...
Странная получилась рекомендация. Но честная.
На фото два моих антидепрессанта: книга и кошка Дося. Досе почти 14 лет, она старенькая, но самая любимая кошка.
Мой врач, подружка и витаминка.