Найти тему
Найди свой Дзен

Современное искусство — это всегда непонятно и дорого? Задаем неудобные вопросы галеристу

Сегодня в Москве открывается 10-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Дзен и Cosmoscow собрали цифровую энциклопедию «Арт-декодер», в которой авторы платформы помогают понять актуальное искусство. Чтобы лучше подготовиться к походу на выставку, мы решили задать несколько вопросов Антону Нечаеву, сооснователю маркетплейса современного искусства и дизайна Bizar.

Раньше были картины и скульптуры, а теперь перформансы, инсталляции и ничего не понятно! Как отличить современное искусство от простого хулиганства?

Нет простого ответа, потому что «раньше» закончилось уже больше 100 лет назад и многое из того, что современникам казалось хулиганством, теперь находится в музейных коллекциях. На все, что называет себя искусством, надо смотреть как на искусство. Главный критерий, на мой взгляд, в том, есть ли между зрителем и работой диалог, вызывает ли она новые чувства, мысли, ассоциации. Да и вообще, пространство вопроса «Искусство это или нет?» надо оставить кураторам, искусствоведам и времени. Чтобы получить свою порцию чувств и мыслей, зритель не должен отвечать на этот вопрос.

Раньше искусством считалось что-то красивое, а современное искусство какое-то странное и несуразное. Почему так?

Реалистичный канон и связанное с ним понятие «красивых» произведений в какой-то момент стало слишком серьезным ограничением для художников. Они искали новые формы выражения своих идей, поэтому пробовали новые медиа и нарушали границы общепринятой эстетики. Но за пределами реализма есть место необычным, но гармоничным и визуально привлекательным работам. А еще, когда не обязательно упаковывать свою мысль в «красивую» обертку, появляется возможность обращаться к совсем другим чувствам у зрителя, точнее и четче доносить свою идею.

Абстрактное искусство выглядит так, будто его рисовали тяп-ляп и не вкладывали много труда. Почему же оно стоит так дорого?

Хочется заступиться за абстракцию. Работа в этом направлении зачастую более трудоемка, чем работа в реалистическом ключе с прямой перспективой. В абстракции важно сохранить композицию и еще внимательнее относиться к цветовой гамме, при этом инструменты для передачи эмоций и идеи гораздо сложнее, ведь в таких работах нет узнаваемых объектов. Но когда абстрактная картина выполнена талантливо, она позволяет напрямую обращаться к мыслям и чувствам зрителя, исключая посредника в виде привычных образов.

На цену работы (любой — картины или графики, скульптуры или объекта, абстрактной или фигуративной) влияют пять основных факторов: провенанс (то есть история владения конкретной работой), цена предыдущей покупки этой работы и цена последней покупки других работ этого художника, популярность художника, в том числе частота медийных упоминаний, медиум, в котором выполнена работа (живопись почти всегда дороже графики, а скульптура дороже объектов), и размер работы.

Как понять и полюбить современное искусство, если совершенно в этом не разбираешься?

Не обязательно разбираться, чтобы полюбить. К фильму «Зеленая миля» написаны сотни страниц критических статей, разбирающих все отсылки и метафоры. Но разве нужно их прочитать, чтобы получить удовольствие от фильма? Задача произведения современного искусства — найти отзыв у зрителя, подтолкнуть к размышлениям, подарить чувства. Если у вас такой контакт случается часто, значит, вы полюбили современное искусство. Чтобы лучше понимать, что хотел сказать художник, на что опирался и чем вдохновлялся, можно познакомиться с историей искусства XX–XXI веков. Большинство идей — это эволюция опыта предшественников. И никогда не пропускайте экспликации и кураторские тексты на выставке: они хорошо помогают разобраться.

Подписывайтесь на @bizar и следите за тем, как меняется искусство!