Найти тему
Cordiant

Переобуться — не промахнуться! Олег Растегаев рассказывает, когда менять шины

Каждую осень (равно как и весну) водители ищут ответ на вопрос — уже пора или стоит еще подождать? Речь, понятно, о сезонной смене шин. Устав давать развернутые объяснения про разные типы зимних шин, про конкретные погодные и эксплуатационные условия, шинники давно решили, что проще назвать какую-то конкретную цифру «на отвяжись». И такой цифрой стала семерка — дескать, следите — как только среднесуточная температура опустится ниже +7 С, пора устанавливать зимние шины. То есть колебания от -3 до +17 или от +4 до + 10 — ставь зимние шины! При этом одним из бытующих в среде автомобилистов аргументов является то, что летние шины при температурах, близких к нулю «дубеют» и работают на асфальте хуже зимних. Как бы не так!

Ряд натурных экспериментов доказывает обратное — даже при минус десяти градусах по Цельсию на сухом асфальте летние шины обеспечивают лучшее сцепление, нежели зимние шипованные или фрикционные нордические. А на мокром? При минус десяти, понятно, вода на асфальте превратится в лед, а вот при плюс двух на мокром асфальте, опять же, предпочтительнее летние шины. Их более жесткий протектор лучше реализует повышенные нагрузки в пятне контакта. Зимние шины однозначно предпочтительнее лишь тогда, когда на асфальте появляется снежный налет или корочка льда. А это, согласно законам физики, происходит только в том случае, если температура опускается ниже 00С. Это значит, что менять летние шины на зимние стоит лишь тогда, когда в прогнозе погоды появятся отрицательные температуры или близкие к нулю (0…+2), но с обильными осадками, которые при таких температурах могут выпадать в виде снега. Особенно внимательно следует быть тем, кто выезжает из дома рано утром — на мостах и эстакадах возможны наледи. Если же по каким-то причинам не удалось сменить шины на зимние, то лучше перенести поездки на дневное время, когда температура еще устойчиво положительная.

Хорошо, вы вовремя поменяли шины на зимние — новые шипованные. Как ездить, нужна ли обкатка, чтобы сохранить шипы? Может, стоит изменить давление? Нет, давление в зимних шинах такое же, как и в летних. Единственное, если машина стоит в теплом боксе, то лучше выставлять рекомендованное для вашего автомобиля давление на открытом воздухе, где при нулевой температуре давление в шинах будет на пару десятых бара ниже, чем в гараже. Опять же, чистая физика — с понижением температуры давление газа снижается.

Какая-то специальная обкатка зимним шинам сегодня не требуется. Даже шипованным. Современные технологии ошиповки обеспечивают прочную посадку шипов в отверстиях. Да и сами шипы сегодня — это уже не простейшие «гвоздики» советской эпохи, а фигурные двух-, а то и трехфланцевые «якорной» формы. Впрочем, производители шин по-прежнему рекомендуют первые 200-300 км воздерживаться от резких ускорений, торможений, агрессивной езды в поворотах. Это скорее перестраховка — если пара-тройка шипов установлены с каким-то перекосом, то во время обкатки они займут правильное положение, а не будут вывернуты при резком торможении.

Практика показывает, что первые дни после установки зимних шин машины преимущественно ездят по чистому асфальту. Особенно в крупных городах. И тут, выезжая из шиномонтажа, нужно сразу переключиться на зимний режим вождения. Речь не о кнопке Snow, которая есть во многих современных автомобилях, а о более осторожном движении. Дело в том, что шипованные шины, равно как и фрикционные, предназначенные для суровых условий, заметно хуже работают на асфальте в аварийных ситуациях. Если на летних шинах тормозной путь вашего автомобиля со скорости 100 км/ч составлял 37-40 метров (даже в холодные осенние дни!), то на зимних он легко может увеличиться до 50! И не думайте, что речь о каких-то дешевых китайских моделях — «породистые» зимние шины на асфальте не блещут своими показателями. Что делать? Прежде всего, увеличить дистанцию. Двигаясь в потоке, где осенью вперемешку едут машины на летних и зимних шинах, нужно учитывать ситуацию, что впереди едет машина как раз на летних шинах и в случае аварийного торможения она остановится куда быстрее, чем вы на своих новеньких зимних.

А любителям активной езды придется умерить пыл в поворотах — на зимних шинах управляемость автомобиля на асфальте становится более «жидкой», раньше начинаются скольжения, хуже курсовая устойчивость. И тут как раз встает вопрос правильного выбора зимних шин. Если большую часть времени зимой вы проводите на городских улицах, а под колесами асфальт, можно выбрать зимние шины центральноевропейского типа, которые заметно лучше ведут себя на асфальте, нежели шипованные или фрикционные, так называемого скандинавского типа. Тогда и в зимний период вы будете наслаждаться скоростью и управляемостью своего мощного авто с минимальными поправками на шины.