Музыканты начали экспериментировать с шумовой музыкой ещё в начале XX века. В 50-е годы Джон Кейдж сформулировал музыкальные тенденции, которые мы можем наблюдать и сейчас – композиторы находят новые способы звукоизвлечения для привычных инструментов, а также «заставляют» разные материалы звучать. Грань между звуками и музыкой стирается.
Набор звуков, собранный саунд-артистом в один микс, уже представляет из себя отдельное произведение. Именно этот момент, где звук превращается в музыку, и является точкой непонимания.
Например, при озвучивании фильма звук шарканья ботинок – является саунд-дизайном, но, если современный художник соберёт целое облако из таких звучков, это уже будет называться экспериментальной музыкой.
В этом процессе слияния лежит целая философия. А суть её в том, что мы всегда окружены какими-то звуками. То есть, на самом деле всё вокруг – и природа, и город постоянно продуцируют свою музыку. И если собрать своё внимание из множества мыслей и направить его вовне, то можно узнать, как звучат привычные нам вещи.
Другой вопрос, почему это именно музыка? Кажется, что без сюжета, а тем более без мелодии, и музыка эта не существует. Будто мы видим точки на бумаге, которые не соединены линиями. И перед нами нет силуэтов, а равно и образов. Но что есть жизнь, как не бесконечный сюжет?
Хотела бы показать вам несколько примеров того, как музыка интегрируется в разные пространства, а так же в другие виды искусства.
1. «Фонема-хор» и Пушкинский музей
Все знают, что тишина должна быть в библиотеке, и в галерее тоже. Но сейчас двери галерей стали открыты для звуковых экспериментов (а не только для классической музыки). Так, в феврале 2021 года в Пушкинском музее на выставке Жан-Юбера Мартена состоялся перформанс шумового «Фонема-хора».
В основе звукового перформанса лежала определённая партитура, созданная специально для каждого из залов экспозиции. Под партитурой подразумевается набор звуков (аналог нот) для каждого участника и последовательность смены звукового сценария.
Участники хора перемешались с остальными посетителями экспозиции. Проходя мимо людей или останавливаясь напротив картин, участники «Фонема-хора» издавали разные звуки: это были то ли вокализации, то ли звуковые текстуры. За счёт масок (тогда еще действовал масочный режим) создавался эффект погружения в звуковое поле, где неясен источник звука. Таким образом, человек становился свидетелем звуковой инсталляции, которая сопровождала просмотр выставки и выявляла собой постоянное присутствие заловой акустики. Такой аудиальный опыт был бы невозможен без выходящих за рамки шепота и разговора полнотелых звуков.
2. Концерты в галерее «Бомба»
Любое выступление в пространстве галереи «Бомба» становится особенным. Атмосфера бомбоубежища, где нет окон, но есть темнота и давящий потолок со слоем земли сверху, создаёт очень особенные декорации для всего услышанного и увиденного.
Когда спускаешься под землю, отключаются привычные органы восприятия. Уходит внешняя суета, будто мысли попадают в космический вакуум. Привычный город перестает существовать, как и ты сам вместе со своей историей. И всё, что происходит после, выстраивает новый мир сенсорики.
В галерее «Бомба» было сыграно немало сетов саунд-артистов. Здесь будто становится проще отбросить привычное представление о музыке и словить новый звуковой код.
3. СБПЧ, ансамбль N'CAGED и детский хор Выксы
Вокальный саунд-дизайн и более привычный формат "песни со словами" могут звучать вместе, дополняя друг друга и создавая новое звуковое полотно.
В июле этого года в Нижегородской области проходил фестиваль современной культуры «Выкса-фестиваль» (бывший «Арт-Овраг»). Это мероприятие задействовало как артистов, так и самих жителей города, которые рассказывали про историю своего места и становились соавторами творческих проектов.
На одном из концертов выступила группа СБПЧ: инди-группа с электронной музыкой и наивными текстами. Она исполнила свои песни совместно с вокальным ансамблем N’CAGED в сопровождении детского хора Выксы:
Под куполом воздушных белых тканей образовалось облако обертонов, сплетенных из голосов солистов ансамбля, создавая собой особое пространство музыки, в которое встроилось звучание группы Самое большое простое число.
Ансамбль N’CAGED исполняет как академическую, так и музыку современных композиторов (В. Раннев, Д. Курляндский, А. Сысоев, В. Горлинский и др.), а также часто принимает участие в перформансах, создавая для них вокальный саунд-дизайн.
После прослушивания того, как органично встраиваются академические партии в инди-песню, можно уже попробовать охватить другой аудиовизуальный перформанс с участием ансамбля N’CAGED «Рабочий поселок.Детали». Проект был впервые реализован в Перми, в месте, спроектированном еще в 1920-е годы архитекторами Баухауса, под названием Рабочий посёлок. Интервью, взятые у людей разных поколений, проживавших в этом месте, были переработаны в пьесу.
Основная идея – дать рассказать местным жителям свои истории голосами профессиональных солистов.
Перформанс происходил в жилом доме, где солисты были размещены в окнах лестничных площадок, а композитор дирижировал музыкантами, отправляя им аудио-сигналы о вступлении в специальный наушник. Окна здания также использовались в качестве экранов, на которые проецировалось изображение.
4. «Аппарат.театр» под руководством Родиона Барышева
Лучшим фоном для высказывания сейчас становится либо «белый лист», либо шумы без тональности, темпа и размера, позволяющие ощутить бесконечность времени. Направление пластического театра успешно взаимодействует с экспериментальной шумовой музыкой, которая способна рисовать невидимые декорации.
Театр всё больше походит на бытовые откровения, нежели на создание выдуманных персонажей. В нас, людях, так много всего скрыто, что направив свое движение внутрь, можно создать свой самый настоящий живой сценарий.
В данной статье речь пойдёт о пластическом спектакле «Аппарат.театра» «Дневник телесной памяти». Это спектакль-диалог о человеческой телесности. В нём тела танцоров становятся квинтэссенцией переживаний самих перформеров и ряда исторических персонажей. Тело говорит, где у него болит.
«Разум забывает, чувства проходят, тело помнит все».
Действие на сцене сопровождается саунд-артом, который подсвечивает все самые неудобные эмоции такими же неудобными звуками. За музыкальное оформление отвечал режиссер спектакля Родион Барышев.
Музыка всегда отражала дух эпохи: тревоги и радости людей, их потребности.
Чего хочет человек сейчас? Он хочет быть таким, какой он есть. Быть откровенным.
Принятие разных форм музыкальности – это один из шагов принятия нас друг другом. У каждого свой мир и своя музыка. Давайте дополнять друг друга, как это делают художники из разных направлений искусства.
Творческие люди объединяются в своей странности и идейности, чтобы многомерно показать, как выглядит их воплощение в звуке, цвете и форме. Что касается музыки, то речь может идти не только о саунд-арте, но и современных поп-исполнителях, которые берут за ориентир тот принцип, что играть нужно там, где тебя могут услышать.
Для людей каких профессий можно устроить персональный мини-концерт? Какие технологии сейчас используются во время выступления для создания картинки в режиме реального времени? Может ли обложка предстоящего альбома создаваться прямо во время исполнения этого альбома? Вода и звёздное небо – как они "помогают" музыке звучать еще понятнее?
Переходите по ссылке и читайте продолжение этой статьи на канале NON-JOURNALISM ↘