Включение элементов картин различных именитых художников прошлого в свои собственные произведения было чем-то таким, что со временем сумел успешно освоить этот мастер-неоклассик. Жан-Огюст-Доминик Энгр (годы жизни 1780-1867) был французским живописцем, который родился примерно в ту пору, когда началась эпоха неоклассицизма, при этом он наотрез отказывался принимать зарождающийся стиль романтизма. На него сильно повлияли работы других творцов, черпавших своё вдохновение в классических сюжетах, среди прочих можно особо выделить Николя Пуссена (годы жизни 1594-1665) и Жака-Луи Давида (годы жизни 1748-1825).
Когда Энгр изучал художественное искусство в Париже – столице Франции, Давид стал его учителем. Энгр всячески стремился сохранить своё наследие, хотя за его долгую жизнь и профессиональную карьеру появилось множество новых стилей. Он также экспериментировал с ориентализмом, происходило это в последние годы творчества художника. В конечном итоге он оставил после себя сотни картин маслом и более 4 000 рисунков. Давайте же подробнее рассмотрим некоторые из самых известных картин в карьере Жана-Огюста-Доминика Энгра.
1 место. «Большая Одалиска»
- Дата создания: 1814 год
- Размеры: 88,9 х 162,56 сантиметра
«Большая Одалиска» – это одна из самых известных картин в творчестве Жана-Огюста-Доминика Энгра, а также одна из самых противоречивых. Она стала одной из первых его работ, в которых он экспериментировал с восточным сюжетом, поскольку на полотне мы можем увидеть одалиску (она же наложница) – служанку османского султана.
Основная критика картины была связана с вытянутой фигурой женщины, которая совершенно непропорциональна и абсолютно нереалистична. Это одно из многих творений Энгра, вдохновлённых другими работами прошлого, в особенности «Дрезденской Венерой» от Джорджоне (годы жизни 1477-1510) и «Венерой Урбинской» кисти Тициана (годы жизни 1488-1576).
2 место. «Портрет Наполеона I на Императорском Троне»
- Дата создания: 1806 год
- Размеры: 259 х 162 сантиметра
«Портрет Наполеона I на Императорском Троне» – это картина, на которой изображается французский император Наполеон I Бонапарт (годы жизни 1769-1821), сидящий на своём троне. На нём надет тот же костюм, что и во время коронации, состоявшейся в кафедральном соборе Нотр-Дам в Париже 2 декабря 1804 года.
Полотно было выставлено в Парижском салоне 1806 – в год, когда и было полностью завершено. Это случилось ровно за год до того, как Жак-Луи Давид завершил свою монументальную картину под названием «Коронация Наполеона». Кстати говоря, Давид стал одним из многих, кто раскритиковал произведение Энгра. Обилие деталей и своеобразный выбор цвета вызвали у публики весьма вялую реакцию.
3 место. «Послы Агамемнона в Шатре Ахилла»
- Дата создания: 1801 год
- Размеры: 110 х 155 сантиметров
«Послы Агамемнона в Шатре Ахилла» – это картина, которую Энгр представил на престижной премии Гран-При Рима – в столице Италии – вечном городе Риме. Этого он добился благодаря Школе Изящных Искусств в Париже, где Энгр и обучался в то время. Данная награда позволяла победителю последующие четыре года познавать искусство в итальянской столице.
В 1800 году он занял на соревновании второе место, но в 1801 и с этой картиной, Энгр попросту не мог не победить в конкурсе. На полотне изображается сцена из «Илиады» Гомера, в которой Ахиллес отказывается слушать людей, посланных к нему Агамемноном. Все они были направлены к Ахиллесу, дабы убедить его присоединиться к силам Агамемнона в период Троянской войны.
4 место. «Клятва Людовика XIII»
- Дата создания: 1824 год
- Размеры: 421 х 262 сантиметра
- Место нахождения: Монтобанский Кафедральный Собор (Монтобан, Франция)
«Клятва Людовика XIII» – это картина, полностью завершённая Энгром в 1824 году. На ней изображается король Франции – Людовик XIII (годы жизни 1601-1643), дающий клятву Деве Марии. Композиция данной работы была вдохновлена «Сикстинской Мадонной» – одной из самых известных картин Рафаэля Санти (годы жизни 1483-1520) – итальянского мастера, работавшего в эпоху Возрождения. Нынче Мадонна Санти выставляется в Галерее Старых Мастеров в Дрездене, Германия.
Это монументальное полотно было заказано Министерством Внутренних Дел Франции в августе месяце 1820 года. В ту пору художник проживал во Флоренции (Италия), где продолжительное время жил и работал сам Рафаэль. После множества критики, в Парижском салоне 1824, данная картина, наконец, возымела грандиозный успех и прочно утвердила его репутацию ведущего французского художника-неоклассика.
5 место. «Портрет Мсье Бертена»
- Дата создания: 1832 год
- Размеры: 116,2 х 94,9 сантиметра
«Портрет Мсье Бертена» – это один из многих портретов в творчестве Жана-Огюста-Доминика Энгра. Он преуспел и в этой области, хотя больше всего хотел прослыть ведущим художником-историком того времени. Именно поэтому в тот период своей весьма успешной карьеры он с большой неохотой принимал заказы на разного рода портреты.
На этом полотне изображается Луи-Франсуа Бертен (годы жизни 1766-1841) – известный французский писатель и коллекционер произведений искусства, который также был директором газеты под названием «Journal des Débats». Данное печатное издание выходило в период между 1789 и 1944 годами, оно было яростно пророялистским. Бертен считался близким другом живописца и видной фигурой французского высшего общества.
6 место. «Источник»
- Дата создания: 1856 год
- Размеры: 163 х 80 сантиметров
«Источник» – это очень даже замечательное произведение искусства в творчестве Жана-Огюста-Доминика Энгра. Он начал трудиться над ним в ту пору, когда ещё в 1820 году проживал во Флоренции, но завершил эту картину мастер лишь к 1856, когда ему было уже 76 лет.
В те времена Энгр уже слыл авторитетной фигурой в мире искусства Франции, став в итоге ещё и президентом Школы Изящных Искусств Парижа, в которой почти шестьдесят лет назад обучался и сам. Картина приняла участие в выставке 1856, и ровно год спустя была продана за солидную сумму в 25 000 французских франков.
7 место. «Рафаэль и Ла Форнарина»
- Дата создания: 1813 год
- Размеры: 63,8 х 53,3 сантиметра
- Место нахождения: Музей Фогга в Гарвардском Университете (Кембридж, штат Массачусетс, США)
«Рафаэль и Ла Форнарина» – это картина, лишний раз подчёркивающая огромное восхищение, которое Жан-Огюст-Доминик Энгр испытывал к Рафаэлло Санцио да Урбино – итальянскому живописцу, более известному под именем Рафаэль Санти. На полотне изображается сам художник и его девушка, в то время известная как «Ла Форнарина» или же «Дочь Пекаря».
Вполне возможно, что по сюжету произведения Рафаэль работает над одним из своих самых известных изображений любовницы, которое носило название «Форнарина» (1518-1519 годы) и было закончено ровно за год до смерти мастера эпохи Возрождения. Энгр полностью завершил первую версию данного произведения в 1813, а в 1814 году она была выставлена в Парижском салоне. В период между 1813 и 1867 художник создал ещё сразу пять версий на тему данного предмета.
8 место. «Турецкая Баня»
- Дата создания: 1852-1862 годы
- Размеры: 108 х 110 сантиметров
«Турецкая Баня» – ещё одна весьма известная картина Энгра, на создание которой тоже ушло довольно много времени. Он работал над ней в период между 1852 и 1859 годами, а в 1862 ещё и переделал несколько её частей. Это одна из многих работ в творчестве мастера, на которых отображается восточная сцена. В данном конкретном случае группа полностью обнажённых женщин находится у бассейна внутри гарема, а некоторые из них даже плескаются в нём.
Главное изменение, которое он внёс в произведение в начале 1860-ых годов, уже, будучи 82-летним стариком, заключалось в том, чтобы поменять первоначальную прямоугольную композицию на круглую. Чрезмерно эротические чувства – это абсолютно не точное представление полотна, а, скорее всего, ощущение экзотического идеализма стран Ближнего Востока.
9 место. «Портрет Мадам Муатесье»
- Дата создания: 1856 год
- Размеры: 121,3 х 90,9 сантиметров
«Портрет Мадам Муатесье» – это портрет, на котором изображается Мария-Клотильда-Инес Муатесье (годы жизни 1821-1897) – женщина, вышедшая замуж за богатого банкира, звали которого Сигисбер Муатесье. Когда Энгр впервые получил заказ на данный портрет, он отказался его писать, потому как в ту пору считал себя в основе своей историческим живописцем.
Но это было ещё до того, как он лично повстречал эту женщину. После очной встречи он не только взялся за работу над портретом, которая продолжалась долгих двенадцать лет – в период с 1844 по 1856 годы, но и в 1851 завершил её портрет в полный рост. Последнее произведение нынче является частью коллекции Национальной Галереи Искусства в Вашингтоне, округ Колумбия, США.
10 место. «Жанна д’Арк на Коронации Карла VII»
- Дата создания: 1854 год
- Размеры: 240 х 178 сантиметров
«Жанна д’Арк на Коронации Карла VII» – это одна из самых неоднозначных картин в творчестве Жана-Огюста-Доминика Энгра. На полотне изображается Жанна д’Арк (годы жизни около 1412-1431) – одна из святых покровительниц Франции. Работа была заказана директором Школы Изящных Искусств города Парижа, Энгру было позволено самому выбрать для неё сюжет.
Для завершения данного произведения художник решил объединить две работы, над которыми в ту пору трудился. Образ Жанны д’Арк был вдохновлён обнажённой моделью, доспехи к святой он добавил несколько позднее. Замечательный выбор цветов и освещения в купе со стилем трубадуров, идеализировавшим средневековье, делает данную картину одним из самых замечательных произведений искусства в карьере французского живописца.
#стопочки #интересное #интересные факты #художники #картины #искусство #живопись #энгр