Какие упражнения могут помочь детям с расстройствами аутистического спектра, которым трудно контактировать с окружающими, освоить бытовые навыки, догнать сверстников в речевом развитии и т.п.? Давайте разбираться.
Сенсомоторная коррекция задействует разные зоны мозга, подходит детям любого возраста, позволяет заниматься пассивно и формирует связь между сенсорными и исполнительными звеньями. Это помогает нам получать правильную информацию о том, что происходит с телом и что нужно делать дальше.
Поэтому качественная коррекционная работа должна:
- опираться на функцию, реализация которой задействует как можно больше зон мозга;
- быть доступной и естественной для детей разного возраста, с различными нарушениями в развитии и поведении;
- реализовываться как при активном, так и пассивном участии ребёнка;
- формировать обратную связь между афферентными (сенсорными) и эфферентными (исполнительными) звеньями. Эта связь нужна, чтобы при движении мозг постоянно получал актуальную информацию от наших сенсорных систем и при необходимости корректировал движение.
Поэтому – движение!
На чём основан метод сенсомоторной коррекции?
В основе метода – сочетание Теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна и структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р. Лурией.
Методика сенсомоторной коррекции позволяет работать с неречевыми детьми, когда мы не только стимулируем ребёнка на движение, но и показываем, как должно строиться движение.
Почему детей с РАС становится всё больше?
Раньше специалисты имели дело с ранним детским аутизмом, но в последнее время понятие значительно расширилось. Теперь диагноз «расстройство аутистического спектра» включает более широкий спектр нарушений.
Механизмы формирования аутистического синдрома:
- частичный органический характер мозговых нарушений: атрофия лобно-теменных отделов и разрастание затылочных отделов головного мозга;
- функциональные нарушения в подкорково- стволовых отделах головного мозга, что приводит к отсутствию интегративных связей между его структурами;
- нарушение интегративных связей между структурами головного мозга свидетельствует о нарушении более ранних (внутриутробных) кризисов развития. Внутриутробная гипоксия часто нарушает двигательную деятельность – базовые уровни А и В по Н.А. Бернштейну. У детей с РАС это очень заметно;
- общемозговая разбалансированность: неотрегулированность процессов возбуждения и торможения, грубые нарушения произвольного внимания;
- вторичные эмоциональные нарушения при расстройствах аутистического спектра.
Особенности моторики детей с РАС:
- стереотипность движений;
- трудность формирования бытовых навыков;
- хождение на цыпочках;
- расторможенность или вялость движений;
- нарушение мелкой моторики;
- трудности при выполнении произвольных движений;
- нарушение координации движений.
Главные принципы сенсомоторного подхода к коррекционной работе:
- системность в организации высших психических функций;
- переход функции из внешней деятельности во внутреннюю (закон интериоризации);
- уровневая, иерархическая организация движений;
- учёт закономерностей развития головного мозга и высших психических функций ребенка.
Как правильно подбирать упражнения, чтобы решать задачи конкретного ребёнка?
Подбор проб и упражнений зависит от уровня развития психики, ведь это влияет на способность ребёнка двигаться, играть, коммуницировать, контролировать движения, поведение и т.д. Специалист определяет ведущий уровень, строит коррекционную программу и подбирает соответствующие упражнения.
Уровни развития психики (по теории деятельности А.Н. Леонтьева) для диагностики дисфункций и подбора коррекционных упражнений:
- Сенсорный уровень
- Развитие базовых функций направлено на поддержание внутреннего гомеостаза. Самые «тяжелые» дети остаются на этом уровне. Обычно у них снижен интеллект, сенсорика, моторные функции и вся психическая деятельность.
- Речи нет, часто ребёнок всё нюхает, пробует на вкус.
- Проявляются крайние формы активности и пассивности, наблюдается гипотонус или гипертонус, возможна дистония, спонтанная активность, отсутствие эмоционально- волевого уровня.
- Взгляд не фиксирован, развито периферическое зрение, не реагирует на исчезновение из поля зрения объекта.
- Ребёнок испытывает дискомфорт при прикосновении, но может любить тактильные игры и повторять слова или фразы значимого лица
С ребёнком на этом уровне развития психики работают с мышечным тонусом, проприоцептивной чувствительностью.
2. Перцептивный уровень
- Сформирован оптимальный набор штампов и автоматизмов.
- В речи присутствуют отдельные слова, лепет, эхолалии с коммуникативной и смысловой нагрузкой.
- Двигательная активность носит стереотипный характер.
- Поведение хаотично, ребёнок плохо ориентируется в пространстве, при движении часто игнорирует левую сторону, двигается по кругу.
- Ребёнок предпочитает определённые предметы в окружающей среде по какому-то признаку (с удовольствием трогает железное, резиновое и др.), разглядывает вертикальные изображения, яркие картинки и своё отражение в зеркале. Может строить рожицы, но себя не выделяет.
- Ребёнок помнит, что ему нравится, может предвосхищать некоторые события, проявлять радость. Испытывает дискомфорт при прикосновении незнакомых взрослых, тяжело привыкает в новому – людям, местам, обстановке.
- Исчезновение значимого объекта приводит к буре эмоций, вызывает поисковую активность.
Упражнения для занятий — работа с тонусом, моторными движениями + работа с предметами и пространством через движение.
3. Уровень телесно-пространственного анализа
- Речь в виде фраз, ребёнок бедно использует развернутые эхолалии для коммуникации (малыш может приходить и говорить одну и ту же фразу).
- Ребёнок ведёт себя активно, настойчив в достижении целей, инициирует контакт со взрослым, смотрит в глаза, проявляет познавательный интерес; хорошо считывает невербальную реакцию взрослых.
- При положительном подкреплении дети могут усвоить простые правила и запреты.
- Дети проявляют протест, если уходит значимое лицо, эмоционально выделяют мать, узнают себя в зеркале, называют своё имя, но о себе говорят в третьем лице. Появляются познавательные интересы.
- Дети овладевают двуручной деятельностью, осмысленно имитируют действия взрослого, используют функциональную игру. Рисунки на уровне 3-летнего ребёнка независимо от возраста ребёнка.
- Ребёнок плохо переносит непредсказуемость, у него отсутствует социальная мотивация. Попытки активного воздействия, требующие от ребёнка поиска самостоятельных решений, вызывают фрустрацию.
Чтобы разбить сложившийся стереотип, мы встраиваемся в него, даём новые базовые движения, которым придаём новый смысл.
4. Эмоционально-волевой уровень
- Нет очевидных трудностей, речь развернутая, носит псевдовзрослый характер.
- Есть сюжетная и символическая игра, часто агрессивная.
- Выражен познавательный интерес, часто дети зациклены на изучении отдельной темы (история, динозавры, рыбы и т.д.).
- Ребёнок не может держать дистанцию, при трудностях ведёт себя неадекватно возрасту – как более младший. Реакция на активное воздействие — застенчивость, суетливость, беспокойство.
- Самооценка неустойчива, ориентирован на оценку своей деятельности со стороны значимых взрослых.
На этом уровне важно стимулировать развитие игры, расширять круг интересов, активно подключать родителей.
Противопоказания и ограничения к сенсомоторной коррекции
С осторожностью:
- при очень высокой тревожности. Дети с РАС, особенно 1 и 2 уровня, могут получить повышение тревоги и страхов вместо коррекции. Иногда время на установление контакта занимает 1 месяц и больше, при этом незначительные события могут его разрушить;
- при чрезмерной тактильной чувствительности;
- при повышенной судорожной готовности (часто связано с генетикой) заниматься нужно под контролем медицинских работников.
Противопоказаны занятия сенсомоторной коррекцией при РАС, сопровождающимся эпилепсией, которая часто бывают при генетических формах.
Помощь и обучение родителей
- Важно состояние матери и её настрой.
- Присутствие матери/ родителей на занятиях и обучение технике постановки движений обязательно, чтобы родители могли повторять упражнения дома.
- Идеально – систематические занятия дома с родителями.
Рекомендуемая литература:
Бернштейн Н.А. О ловкости, 2006
Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции. М, Генезис, 2018
Глен Доман Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга, 2007
Ханнафорд К. Мудрое движение, 1999
Статья написана по материалам выступления Горячевой Т.Г. «Метод сенсомоторной коррекции у детей с расстройствами аутистического спектра» на конференции «PRO двигательную коррекцию в обучении»
*****
Если Вы готовы узнать больше о работе сенсорных систем и сразу применять знания в работе с детьми с различными трудностями - регистрируйтесь на бесплатный вебинар израильского эрготерапевта Светы Ревич: