Найти тему
PROШКОЛА Онлайн

РАС: причины, основные принципы работы и понятный алгоритм для подбора упражнений

Оглавление
Какие упражнения могут помочь детям с расстройствами аутистического спектра, которым трудно контактировать с окружающими, освоить бытовые навыки, догнать сверстников в речевом развитии и т.п.? Давайте разбираться.

Сенсомоторная коррекция задействует разные зоны мозга, подходит детям любого возраста, позволяет заниматься пассивно и формирует связь между сенсорными и исполнительными звеньями. Это помогает нам получать правильную информацию о том, что происходит с телом и что нужно делать дальше.

Поэтому качественная коррекционная работа должна:

  • опираться на функцию, реализация которой задействует как можно больше зон мозга;
  • быть доступной и естественной для детей разного возраста, с различными нарушениями в развитии и поведении;
  • реализовываться как при активном, так и пассивном участии ребёнка;
  • формировать обратную связь между афферентными (сенсорными) и эфферентными (исполнительными) звеньями. Эта связь нужна, чтобы при движении мозг постоянно получал актуальную информацию от наших сенсорных систем и при необходимости корректировал движение.

Поэтому – движение!

На чём основан метод сенсомоторной коррекции?

В основе метода – сочетание Теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна и структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р. Лурией.

Методика сенсомоторной коррекции позволяет работать с неречевыми детьми, когда мы не только стимулируем ребёнка на движение, но и показываем, как должно строиться движение.

Почему детей с РАС становится всё больше?

Раньше специалисты имели дело с ранним детским аутизмом, но в последнее время понятие значительно расширилось. Теперь диагноз «расстройство аутистического спектра» включает более широкий спектр нарушений.

-2

Механизмы формирования аутистического синдрома:

  • частичный органический характер мозговых нарушений: атрофия лобно-теменных отделов и разрастание затылочных отделов головного мозга;
  • функциональные нарушения в подкорково- стволовых отделах головного мозга, что приводит к отсутствию интегративных связей между его структурами;
  • нарушение интегративных связей между структурами головного мозга свидетельствует о нарушении более ранних (внутриутробных) кризисов развития. Внутриутробная гипоксия часто нарушает двигательную деятельность – базовые уровни А и В по Н.А. Бернштейну. У детей с РАС это очень заметно;
  • общемозговая разбалансированность: неотрегулированность процессов возбуждения и торможения, грубые нарушения произвольного внимания;
  • вторичные эмоциональные нарушения при расстройствах аутистического спектра.

Особенности моторики детей с РАС:

  • стереотипность движений;
  • трудность формирования бытовых навыков;
  • хождение на цыпочках;
  • расторможенность или вялость движений;
  • нарушение мелкой моторики;
  • трудности при выполнении произвольных движений;
  • нарушение координации движений.

Главные принципы сенсомоторного подхода к коррекционной работе:

  • системность в организации высших психических функций;
  • переход функции из внешней деятельности во внутреннюю (закон интериоризации);
  • уровневая, иерархическая организация движений;
  • учёт закономерностей развития головного мозга и высших психических функций ребенка.
-3

Как правильно подбирать упражнения, чтобы решать задачи конкретного ребёнка?

Подбор проб и упражнений зависит от уровня развития психики, ведь это влияет на способность ребёнка двигаться, играть, коммуницировать, контролировать движения, поведение и т.д. Специалист определяет ведущий уровень, строит коррекционную программу и подбирает соответствующие упражнения.

Уровни развития психики (по теории деятельности А.Н. Леонтьева) для диагностики дисфункций и подбора коррекционных упражнений:

  1. Сенсорный уровень
  • Развитие базовых функций направлено на поддержание внутреннего гомеостаза. Самые «тяжелые» дети остаются на этом уровне. Обычно у них снижен интеллект, сенсорика, моторные функции и вся психическая деятельность.
  • Речи нет, часто ребёнок всё нюхает, пробует на вкус.
  • Проявляются крайние формы активности и пассивности, наблюдается гипотонус или гипертонус, возможна дистония, спонтанная активность, отсутствие эмоционально- волевого уровня.
  • Взгляд не фиксирован, развито периферическое зрение, не реагирует на исчезновение из поля зрения объекта.
  • Ребёнок испытывает дискомфорт при прикосновении, но может любить тактильные игры и повторять слова или фразы значимого лица

С ребёнком на этом уровне развития психики работают с мышечным тонусом, проприоцептивной чувствительностью.

2. Перцептивный уровень

  • Сформирован оптимальный набор штампов и автоматизмов.
  • В речи присутствуют отдельные слова, лепет, эхолалии с коммуникативной и смысловой нагрузкой.
  • Двигательная активность носит стереотипный характер.
  • Поведение хаотично, ребёнок плохо ориентируется в пространстве, при движении часто игнорирует левую сторону, двигается по кругу.
  • Ребёнок предпочитает определённые предметы в окружающей среде по какому-то признаку (с удовольствием трогает железное, резиновое и др.), разглядывает вертикальные изображения, яркие картинки и своё отражение в зеркале. Может строить рожицы, но себя не выделяет.
  • Ребёнок помнит, что ему нравится, может предвосхищать некоторые события, проявлять радость. Испытывает дискомфорт при прикосновении незнакомых взрослых, тяжело привыкает в новому – людям, местам, обстановке.
  • Исчезновение значимого объекта приводит к буре эмоций, вызывает поисковую активность.

Упражнения для занятий — работа с тонусом, моторными движениями + работа с предметами и пространством через движение.

3. Уровень телесно-пространственного анализа

  • Речь в виде фраз, ребёнок бедно использует развернутые эхолалии для коммуникации (малыш может приходить и говорить одну и ту же фразу).
  • Ребёнок ведёт себя активно, настойчив в достижении целей, инициирует контакт со взрослым, смотрит в глаза, проявляет познавательный интерес; хорошо считывает невербальную реакцию взрослых.
  • При положительном подкреплении дети могут усвоить простые правила и запреты.
  • Дети проявляют протест, если уходит значимое лицо, эмоционально выделяют мать, узнают себя в зеркале, называют своё имя, но о себе говорят в третьем лице. Появляются познавательные интересы.
  • Дети овладевают двуручной деятельностью, осмысленно имитируют действия взрослого, используют функциональную игру. Рисунки на уровне 3-летнего ребёнка независимо от возраста ребёнка.
  • Ребёнок плохо переносит непредсказуемость, у него отсутствует социальная мотивация. Попытки активного воздействия, требующие от ребёнка поиска самостоятельных решений, вызывают фрустрацию.

Чтобы разбить сложившийся стереотип, мы встраиваемся в него, даём новые базовые движения, которым придаём новый смысл.

4. Эмоционально-волевой уровень

  • Нет очевидных трудностей, речь развернутая, носит псевдовзрослый характер.
  • Есть сюжетная и символическая игра, часто агрессивная.
  • Выражен познавательный интерес, часто дети зациклены на изучении отдельной темы (история, динозавры, рыбы и т.д.).
  • Ребёнок не может держать дистанцию, при трудностях ведёт себя неадекватно возрасту – как более младший. Реакция на активное воздействие — застенчивость, суетливость, беспокойство.
  • Самооценка неустойчива, ориентирован на оценку своей деятельности со стороны значимых взрослых.

На этом уровне важно стимулировать развитие игры, расширять круг интересов, активно подключать родителей.

Противопоказания и ограничения к сенсомоторной коррекции

С осторожностью:

  • при очень высокой тревожности. Дети с РАС, особенно 1 и 2 уровня, могут получить повышение тревоги и страхов вместо коррекции. Иногда время на установление контакта занимает 1 месяц и больше, при этом незначительные события могут его разрушить;
  • при чрезмерной тактильной чувствительности;
  • при повышенной судорожной готовности (часто связано с генетикой) заниматься нужно под контролем медицинских работников.

Противопоказаны занятия сенсомоторной коррекцией при РАС, сопровождающимся эпилепсией, которая часто бывают при генетических формах.

Помощь и обучение родителей

  • Важно состояние матери и её настрой.
  • Присутствие матери/ родителей на занятиях и обучение технике постановки движений обязательно, чтобы родители могли повторять упражнения дома.
  • Идеально – систематические занятия дома с родителями.

Рекомендуемая литература:

Бернштейн Н.А. О ловкости, 2006

Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции. М, Генезис, 2018

Глен Доман Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга, 2007

Ханнафорд К. Мудрое движение, 1999

Статья написана по материалам выступления Горячевой Т.Г. «Метод сенсомоторной коррекции у детей с расстройствами аутистического спектра» на конференции «PRO двигательную коррекцию в обучении»

*****

Если Вы готовы узнать больше о работе сенсорных систем и сразу применять знания в работе с детьми с различными трудностями - регистрируйтесь на бесплатный вебинар израильского эрготерапевта Светы Ревич:

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ