Найти тему

ЖИЗНЬ СОЗНАНИЯ.5. Проблема бытия мысли в неклассической философии

Оглавление
Вторая глава моей монографии начинается параграфом о современной философии и проблеме бытия сознания.
Вторая глава моей монографии начинается параграфом о современной философии и проблеме бытия сознания.

Мир, с которым человек столкнулся в X X веке, все более становился странным, непонятным. И место человека в мире стало выглядеть как-то иначе. Человек сам стал для себя проблемой, утратил свои корни (Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. М., 1995. С. 111).

Фактически я обо­ значил две темы, с помощью которых и попытаюсь прояснить проблему онто­логии сознания в неклассической философии: тему новой ситуации в культуреи духе начала XX века (об этом шла речь в разделе 1.3) и тему философствова­ ния в этой измененной реальности.

О нерефлексивном основании рационального

Часто воспроизводится одно недоразумение. Утверждается, что классиче-екая философия была философией разума, просвещения, рациональности , то­гда как современная неклассическая философия тяготеет к иррационализму и даже мистицизму, критикуя рационалистическую традицию.

Тем самым, если считается, что философия является рационалистическим мировоззрением, то критика рационализма неклассической философией воспринимается во многом как отказ от самой философии. Обосновываемый мной тезис звучит так: совре­менная неклассическая философия оппонирует не рационализму как таковому.

«Классики буквально одержимы идеей простого, рационального устройства мира, вытекающего (или подобно вытекающему) из некоторых очевидностей ума, вовлеченного в деятельность создания предметов и порядков». — Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современ­ность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. С. 40. «Классическая буржуазная философия живет и умирает вместе с понятием ра­зума». — Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М., 1978. С. 6.
Разум как проблема и как нечто непроблематизируемое, вероятнее всего, чередующиеся моменты в истории западной философии. Если по­нимать разум не как ментальное содержание в голове человека, а как некую упорядоченность и ин­ституцию, некую мыслительную конструкцию, то в рамках существующей традиции (длящейся тра­диции) разум не является проблемой. Классическая философия исходит из разума как из данности, с которой она себя отождествляет.
Иное дело — ситуация прерывания традиции, когда как бы почва те­ряется под ногами и человек перестает понимать, теряется смысл жизни. И прежними средствами невосстановить ни понимания, ни смысла. Человек же может жить только в мире, который он понимает. Мир абсурда и симулякров (подделок) выталкивает человека, для него просто не находится места. Тогда и предпринимаются попытки неклассическими средствами создать условия для нового созна­тельного опыта и опыта разума,

а тому, как этот рационализм усвоен в культуре'.

Сами же критики «старого», «высокого», классического рационализма чаще всего воспринимают свою критику как отрицание разума вообще. B.C. Библер резонно замечает, что «новое определение «вне-рационального» - всегда исходный пункт нового понимания «рационального». — Библер В. С. Из «заметок впрок» // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 23.
Он считает, что кризис старого рациона­лизма и становление «нового разума» в X X веке связаны с тем, что предметом теоретизирования ста­новится субъект, но, в отличие от средних веков, субъект личностный, «всеобще-личностный субъ­ект».
«Новый предмет логики — «всеобщий личностный субъект».. .обращенный всем своим бытием к другому всеобще-личностному субъекту, ~ мог быть воспринят и моделирован как всеобщее только в тождестве теоретизирующего и - для начала - эстетического субъекта (субъекта конструирующего и общающегося, субъекта, для которого мышление — воображение, а воображение должно быть поня­то как мышление).
Выдвижение на первый план этого — эстетического — субъекта, то есть, в конечном счете, введение в логику диалогики - для начала понималось и не могло не пониматься, как победа иррационализма». — Там же. С. 24.

Сражаются, по сути, не про­тив рационализма как такового, но оспаривают его эквиваленты, живущие в культуре. Дело в том, что одновременно с утверждениями того или иного мыс­лителя возникают дубли, эквиваленты, похожие на оригинал. Они представля­ют собой «копии» оригинала, которыми усваиваются тексты мыслителей, по­мещая их в контекст существующей культуры.

В культуре же всегда есть некое «вербальное пространство» (пометим его так), внутри которого все находит словесное объяснение. И тогда уже невозможно отличить копию от оригинала.

Вместе с тем в истории философии возникают периоды, когда проделывается работа по возвращению к первоначальному смыслу понятий и терминов (смысложизненному истоку), который утратился, формализовавшись на каком-то этапе функционирования в культуре. Подобная процедура является неотъемле­ мым моментом философской работы как таковой и называется редукцией.

Ре­дукция это «заключение в скобки», срезание всего того, что вошло в тебя, но помимо тебя, без твоего усилия понимания, срезание готовых значений «вер­бального пространства» культуры.

Вспомним трагедию Шекспира «Гамлет»:

Я с памятной доски сотру все знаки

Чувствительности, все слова из книг.

Все образы, всех былей отпечатки.

Что с детства наблюденье занесло,

И лишь твоим единственным веленьем

Весь том, всю книгу мозга испишу .

Шекспир В. Гамлет, принц датский // Шекспир В. Трагедии. М., 1993. С. 385-386.

Художественными средствами здесь эксплицирован философский акт, включающий редукцию (как необходимый момент понимания). Поскольку классический разум есть рефлексия познающего разума, осуществляемого пре­жде всего в науке (последняя рационалистична по определению), то некласси­ческие философы критикуют прежде всего философию рационализма.

Новая рациональность

Не случайно понятие «рациональное» первоначально рассматривалось как характеристика исклю­чительно научного знания. Одновременно известны попытки превращения философии в науку в фи­лософии Гегеля до полного поглощения наукой философии в позитивизме, когда вера в науку, как выражается Г. Рейхенбах, заменила веру в Бога. - Цит по: Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 91.
В отечественной литературе начиная с 70-х годов проблему рациональности стали рассматривать в более широком культурно-историческом контексте.
Еще A.C. Богомолов предлагал различать «научность» и «рациональность», выделяя следующие мо­менты: а) понятие «рациональность» может отличаться от формальной рассудочной рациональностии быть приписано к ненаучным формам сознания; б) объективная структурированность оказалась возможной и в религии, и в мифе, и в морали; в) обнаруживается неуниверсальность логического языка.
Наличие разных «языков» с неоднородной структурой позволило включить в их число «язы­ки» и своеобразные логики религии, мифа, морали и т.д. наряду с логикой науки. - Богомолов A.C. Наука и иные формы рациональности // Вопросы философии. 1979. № 4. С. 106.
Ганс Ленк считает, что ошибкой было «установление слишком тесной связи рационального и рациональности с наукой европейского происхождения». — Цит. по: Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 4. По мнению Ленка, нужно разводить понятия «рацио­нальность» и «научность». В философии науки утвердилось представление о различных формах и типах рациональности. Уместно говорить и о философской рациональности.

Но весь парадокс ситуации состоит в том, что критика рационализма осуществляется в целях обоснования рациональности «иного типа», «нового идеала» рациональ­ности. Формирование нового идеала рациональности, неклассической рацио­нальности, думается, во многом представляет собой экспликацию (восстанов­ление!) того, как действительно понимали и обосновывали рациональность фи­лософы классики (прежде всего Декарт, Лейбниц, Спиноза, Мальбранш, Кант, Гегель), которые четко различали рациональность как характеристику научного знания и основания рациональности, имеющие другую, вненаучную природу.

Понятие «рациональность» в современной философии науки определяется «как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методоло­гией науки». — Современная западная философия: Словарь. М.,1991. С. 261.

Часто «новую рациональность» связывают с расширенной, «открытой» рациональностью, включающей цели, ценности и смыслы человеческой дея­тельности" Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6; Степин В.С.Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 18.

Тогда рациональное рассматривается не только как логически обоснованное, теоретически систематизированное и универсальное знание, но и как соответствующее, в конечном счете, идеалам и эталонам разума.

Рациональным будет знание и деятельность, которые обусловлены разумом, доступны разумному пониманию, логически непротиворечивы и соответствз'ют принятым каким-либо сообществом пра­вилам и нормам. — Современный философский словарь. М., Бишкек; Екатеринбург, 1996. С. 399.
Не­которые исследователи сетуют, что «разум перестает быть определяющей характеристикой рацио­нального... особая «организованность», «логичность» противостоит уже бесструктурности, хаотич­ности, принципиальной невыразимости». — Гуревич П.С. Поиск новой рациональности // Рациональ­ность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 210.
Обсуждение проблемы рациональ­ности во второй половине XX в. все более смещается в сферу философии науки как особого направ­ления в философии (неопозитивизм, неорационализм, критический рационализм, историческая школа в философии науки), хотя в феноменологии, неотомизме, структурализме, герменевтике и др. также затрагивается проблема рациональности в связи с темой социо-культурной обусловленности науки.
В философии науки научная рациональность чаще всего понимается как высший тип сознания и уни­версальный тип организации деятельности (рациональность отождествляется с целесообразностью).

Более то­го, ставится задача истолкования рациональности как разума. «Только в том случае, если мы вернем рациональности ее изначальное значение, если поймем ее как разум, как смысл, мы сможем положить в основу как наук о природе, так и наук о культуре единое начало, единый принцип целесообразности, преодо­лев, наконец, их застарелый дуализм. Ибо частичное спасение начал целесооб­разности и соответственно смыслового начала, как его мыслили представители неокантианства (учение о ценностях), Дильтей (учение о понимании), совре­менная герменевтика, не освобождает нас от субъективизма и связанного с ним культур-релятивизма» — Гайденко ПЛ. Проблема рациональности на исходе X X века // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 14.

Раздаются и скептические суждения по адресу «новой рациональности», ибо расширенная, открытая рациональность приводит к тому, что «критерии рациональности размываются, ослабляются, лиша­ются сколько-нибудь строгого смысла.
В общем мыслительном пространстве возникают тогда очень неоднородные, а порой и вовсе несоизмеримые участки, существующие под общим названием «ра­циональное». При этом ослабленными и размытыми оказываются едва ли не все параметры рацио­нальности в традиционном ее понимании системность, обоснованность, доказательность, общеобя­зательность (всеобщность)». Автонолюва Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. С. 56.

Вместе с тем сохраняется тенденция ограничения ра­циональности прежде всего сферой науки (критический рационализм).

Следовательно, в понимании рациональности четко обозначились две противоречивые тенденции (два крайних полюса с промежуточными концеп­циями): существует тенденция расширения рациональности введением пробле­ мы целесообразности (целерациональность) и ценностно-смысловой нагруженности человеческой деятельности и сознания.

Ценностно-смысловое и целерациональное могут противоречить друг другу. Более того, М. Вебер в своей работе «Основные социологические понятия» считает, что с целерациональной «точки зрения — ценностная рациональность всегда иррациональна и тем иррациональнее, чем больше она абсолюти­зирует ценность, на которую ориентируется поведение, ибо она тем в меньшей принимает во внима­ние последствия совершаемых действий, тем безусловнее для нее самодовлеющая ценность поведе­ния как такового (чистота убеждений, красота, долг и т.д.)». Вебер М. Избранные произведения. М.,1990. С. 630

Иначе говоря, акцент переносит­ся на разумные истоки рациональности. Вместе с тем остается сильной тенден­ция ограничения рациональности научной сферой (критический рационализм,французская «эпистемологическая школа»).

Таким образом, мы имеем экстерналистское представление о рациональности и точку зрения имманентной ра­циональности (возможно, истина как всегда находится посередине).

Дело в том, что в период обоснования научного разума (ХVII XVIII вв.) само определение рационального включало нечто, что составляет его нереф­лексивную, невыразимую основу. Вспомним, в философии Декарта очевидным основанием научных утверждений о мире выступает сознание как такое со­стояние, в котором я знаю, что мыслю, или я знаю, что переживаю, что испытываю волевое намерение, где «ум и предмет его - одно и то же» — Аристотель. Соч. в 4 томах. М., 1976. Т. 1. С. 310. Ум (сознание) направлен сам на себя, «мыслит сам себя». Там же.

Это сознание сознания (сознание, направленное в процессе редукции и сомнения на себя), открывающее такой направленностью на себя (неестественной направленно­стью, ибо, как затем покажет Гуссерль, интенция сознания естественно направ­лена на предметы и вещи мира) глубинное основание сознания (наиболее четко артикулированное Декартом). Затем над этим онтологическим основанием надстраиваются структуры сознания иного уровня и как бы прикрывают его.

Традиционное деление на «рациональное» и «иррациональное» является ут­верждением вторичного уровня (рефлексивным утверждением. Вместе с тем существует, как считает Г. Марсель, рефлексия второй ступени, восстанавли­вающая, возвратная рефлексия, восполняющая все то, что было расчленено, уп­рощено в первичном акте познания, в рефлексии первой ступени). Философы двадцатого века. М., 1999. С. 118.

Для класси­ки разум — данность, отсутствие (неслучание!) которой и было зафиксировано в культуре конца XIX начала XX вв. Мы всегда после со-бытия данности созна­ния, которую нельзя понимать как самодлящуюся вещь среди вещей.

Шаг к натурализации разума сделал уже Гегель. Э. Гуссерль четко осознавал и критиковал опас­ность натурализации мышления и сознания в XX веке.
В наши дни возникла «эволюционная эписте­мология» (или эволюционная теория познания, представленная именами К. Лоренца и Г. Фолльмера). Ее представители считают, что «наш мозг с его функциями, в особенности с его когнитивными спо­собностями, представляет собой результат биологической эволюции». — Фолльмер Г. По разные сто­роны мезокосмоса // Человек. 1993. № 2. С. 7.

Речь идет о каком-то неэмпирическом сознании, возникающем в притяжении символов, которое называется Кантом первичным синтезом и содержит независимое до­полнение.

Таким образом, сознание сознания, или онтологическое сознание, вклю­чает символический элемент, поэтому мы можем его не определять (но можем описать). Пытаясь дать его дефиницию, мы каждый раз будем находиться в си­туации его иреднаходимости (прежде всего в форме независимого добавления пространства и времени как форм созерцания и «нижней» части онтологическо­го сознания).

Затрудненность опыта сознания

Неклассические философы разными средствами выражали от­сутствие опыта сознания (включающего онтологическую часть и свое вопло­щение в «телосе» понимательных структур, в том числе и психики).

Вспомним знаменитую формулу Ф. Ницше «Бог умер». Нужно иметь в виду, что Бог в фи­лософии является символом предельных возможностей человека, в том числе и ума (разума), символом универсальной структуры жизни сознания. Ими были предприняты отчаянные попытки вернуть «свет разума».

К бытию и сознанию, а точнее континууму «бытие сознание», как оказалось, надо прорываться.

Сартр чеканно формулирует: «Познавать - это прорываться»" к сознанию, ра­зуму и бытию. — Сартр Ж.П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. С. 319.

Прорыв на пределе возможного, когда не до спокойных, безмя­ тежных умственных изысканий, ведь это вопрос жизни и смерти. Вот другое наименование этому трансцендентному прорыву — жить. Чувствовать себя жи­вым, быть высшая философская задача. «Я есмь» в том, что делаю, о чем ду­маю, что люблю и т.д. Иначе — оживлять вещи своим присутствием в них.

О. Мандельштам в своем манифесте акмеизма «Утро акмеизма» говорит о высшем честолюбии художника - существовать, любить «существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь ак­меизма». — Мандельштам О. Избранное. М., 1991. С. 22.

Неклассическая философия вырастает из отчаянного усилия в куль­туре, откуда ушла музыка бытия (А. Блок). Она и есть это усилие к сознанию, бытию и экзистенции (Jaspers К. Philosophie. Bd. 1. В., Р. 53), к тому непостижимому дару, без которого человека нет. Необходимым моментом этого усилия и являются необычные тексты не­классических философов. Ими не идеи и мысли передаются, а с помощью них пытаются индуцировать в себе и передать нам некие состояния состояния на­пряженного чувства сознания, внутри которого вспыхивает новый опыт созна­ния, имеющий структуру.

М.К. Мамардашвили назвал такие тексты современных философов косвенными текстами, текста­ми-проповедями. С помощью этих текстов нас хотят заразить некими духовными состояниями, рас­считывая на то, что мы обладаем тем минимумом символов, которые артикулированы и «живут» в культуре Европы.
Когда этих символов недостает, приходится обращаться к процедуре распаковки, расшифровывания символов и экспликации, восстановлению мыслей философов.

Бытийственное сознание

Давайте присмотримся к сознанию, которое философская классика поме­щает в основание рациональности. Оно вводится как такое сознание, внутри ко­торого мы схватьшаем познавательную операцию и благодаря которму мы по­знаем мир. Иначе говоря, она является основанием того, почему знаешь то, что знаешь. Знание вещи содержит в себе и знание той конструкции, с помощью ко­торой это знание о вещи получено. Вот так и вводится это сознание: сознание сознания как очевидное основание.

«В целом всю классическую философию можно охарактеризовать как философию самосознания или рефлексии». — Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпо­хи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М.,1972. С. 46.

В процедуре радикального сомнения мы до него доходим, упираемся в него как очевидное основание, которое мы уже мо­жем поэтому не определять. Оно определяется иначе: как фактическое событие.

Когда схватывается (в осознании) та познавательная процедура, с помощью ко­торой знание о мире было получено, то уже есть основание, являющееся и онто­логическим представлением, внутри которого возможна рефлексия человеческой деятельности.

Иначе говоря, это «чистое, универсальное» сознание классики вводится (задается) процедурой самосознания и рефлексии. Считается, что мир открывается и познается тогда, когда мы его можем воссоздать в нашей активно­сти (и эта наша активность, деятельность отождествляется с сознанием), одно­временно схватывая ту познавательную операцию, с помощью которой мир по­стигается из некоей точки очевидности самосознания.

Итак, процедурой самосознания, рефлексии задается онтологическое соз­нание, очевидно данное, проступающее в рефлексии сознание сознания. Созна­ние в самом себе открывает измерение живого, достоверного существования, на основе которого с помощью рефлексивной процедуры воссоздается общезначи­мое, рационально контролируемое содержание.

Процедура рефлексии или самосознания является устойчивым образованием классической философии, с помощью которой репродуцируется объективное бытие.
«Предполагалось, что, выделяя ра­ционально очевидные в составе внутреннего опыта, мыслящий индивид одновременно усматривает и основные, фундаментальные характеристики мира «как он есть».
Конечно, отчетливое выражение эта версия познания получила прежде всего в классическом рационализме (то есть в учениях Декарта, Спинозы, Лейбница, Мальбранща) и немецкого идеализма, однако в специфическом виде она присут­ствовала и в эмпирико-сенсуалистических направлениях классической философии...». Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная философия // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. С. 380.

Причем в этом воплощенном содержании теперь присутствую я, субъект как свободное существо. Фактиче­ски, мы можем выделить три взаимосвязанных момента жизни сознания (если под жизнью сознания понимать ядро духовной жизни человека): вещи, сущности вещей и «чистое сознание», проявляющихся в процедуре самосознания (сама эта процедура покоится на принципе гармонии и соответствия между порядком ми­ра и человеком. Последний имеет свое законное место в мировом порядке).

Мо­жет возникнуть вопрос, почему вещи у нас включаются в жизнь сознания (отно­сительно «сущностей» вещей это понятно, ибо речь идет об извлеченной, поня­той сущности. А очевидно данное, или «чистое» сознание и есть поле или эфир жизни сознания, то что со-держит понятые сущности как понятые)?

Давайте попытаемся понять. Дело в том, что в рефлексивном сознании мы имеем дело с вещами, которые мы репродуцировали, воссоздали на само­сознательных основаниях, а значит они приобрели разумную (отчетливую) форму (причем эта активность самосознания фактически не имеет пределов).

До этой формы мы имели лишь смутные представления о вещах мира, которые возникают в их стихийном восприятии. Если помочь себе и воспользоваться этимологическим смыслом слова «отчетливость», но не в контексте русского языка, где оно довольно психологично, а латинским вариантом, в котором есть оттенок различительности, дистинктности, то «тчетливое» (разумное) воспри­ятие вещи или предмета означает отличие их от других предметов и поэтому понятых на своих основаниях.

Вещи и предметы могут быть поняты ясно и от­четливо, если мы дошли до оснований предметов, из которых они могут быть воссозданы (содержания этих оснований являются и содержанием структур осознавания способа данности предметов и вещей сознанию).

Лишь воссоздав и расположив вещи в виде контролируемого и универсального содержания, в их сущностном усмотрении, когда мы одновременно фиксируем и то, как мы по­лучили эти объективные знания, т.е. способы и процедуры, являющиеся фун­даментальными характеристиками самого мира (некие онтологические утвер­ждения о мире, которые являются и структурой мира), мы можем говорить о вещах рационально и определенно, как о фактах.

Можно сказать, что внутри формы разума или внутри идеи вещи становятся фактами, и тогда на них можно ссылаться как на факты. Ведь то, что разыгралось и представлено эмпирически лишь видимость осуществившегося в форме или идее: множество фактов, яв­ляющихся ее воплощением и ею собранных, со-держащихся (ведь форма в фи­лософии - это то, что со-держит). Именно об этих вещах мы и можем говорить контролируемо и доказательно. Мы каким-то образом в них присутствуем, как бы держим собой, а потому они могут быть рационально поняты.

Оказывается, чтобы рационально утверждать о вещах, нужно позаботить­ся о самом субъекте рациональных утверждений (ведь если мы не пребываем в мысли, то она может отклониться! Необходимо каждый раз воссоздавать мыс­лящего, т.е. способного «держать» или пребывать в мысли).

Экзистенциальная очевидность

Этот момент очень четко выражен у основателя всей современной европейской философии Р. Де­карта. Затем он незаметно выветрился из арсенала философствования и его пришлось переоткрывать в феноменологии (Гуссерль разворачивает «философ­скую родословную» феноменологии именно от Декарта и его состояния досто­верности, понятого экзистенциально).

Родоначальник феноменологии в своих знаменитых лекциях под общим названием «Введение в трансцендентальную феноменологию», прочитанных в Сорбонне в амфитеатре Декарта (1929 год), а в переработанном виде они известны как произведение «Картезианские медитации» и работа «Па­рижские доклады», отмечает: «Здесь мы полностью следуя Декарту, делаем великий поворот, кото­рый, правильно осуществленный, ведет к трансцендентальной субъективности: поворот к ego cogito как к аподиктически достоверной и последней почве для суждения, на которой должна быть основанався радикальная философия». — Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. № 2. С. 9.

Речь идет об экзистенциальном содер­жании очевидности и достоверности, или осознании себя как несомненной очевидности или феномене воли, когда я уже сам, на своих основаниях и свои­ми понимательными возможностями заново воссоздаю содержание знания нарациональных основаниях, но уже с моим свободным участием.

В философии, а не психологии воля, по определению, есть то, что длится, или то, что позволяет держаться, пребывать в чем-то. Это не какое-то качество, которое мы приводим в действие по потребности.

Волей в философии называется возобновляющееся случание, событие дления, требующее нашего участия, но одновременно от нас не зависимое. Нужно волить волю, делать усилие воли, чтобы она была.

Допус­тим, волей длится пребывание в мысли, если я осознаю, благодаря чему я знаю то, что знаю. Одновременно это и свободные явления. А значит, осознание себя как несомненной очевидности приводит к выпадению из бесконечной цепи обоснований. Ведь убедительное или очевидное это более глубокое, нечто иное, чем доказательность и доказанность.

Иногда математик прерывает цепь обоснований и говорит это очевидно. Декарт первый рационалист, после него это сделал лишь Кант, подчинивший «нормы разума определенной фактичности, эмпиричности», или открывающейся в сомнении очевидности (Мамардашвили М.К. Под знаком Картезия // Встреча с Декартом. М., 1996. С. 403, C. 420).

Он, как и Кант основывает познание на феномене человеческой свободы, на метафизи­ческом апостериори. Декарт предпринимает дерзкий и мужественный шаг, ут­верждая, что на уровне чистой мысли нет закона, как и нет смены состояний. Лишь на втором шаге возникают логика, доказательства и законы. Победить доказательство вот задача великой души Декарта, ибо «низко жить согласно им».

Нужно осмелиться верить и пойти на «внутренний голос», или осущест­вить свободное движение в фиксированной точке интенсивности, точке жизни сознания, трансцендентального «я», и тогда сработает некое добавочное дейст­вие актуально действующей причины, causa efficiens. Закон держится вот этим возникающим добавлением, или усилием жить по закону, нашим пониманием закона.

Надо сказать, что процедура осознавания в классической философии рас­ сматривается не только как гносеологическая конструкция, она распространя­ется на все сферы человеческой деятельности. Реальные социальные, экономи­ческие, правовые и моральные связи и отношения рассматриваются как реали­зации рационально воспроизводимых, воссоздаваемых отношений сознания или как репродукция рационально понятого.

Сначала человек совершает какие то стихийные действия, но само это движение индуцировало некие кристалли­зации, на которых как на «токарном станке» мы можем развернуть, повторить, воссоздать, реализовать наше стихийное действие, но уже на само­сознательных, контролируемых основаниях. И здесь нужно учесть два важных пункта.

Во-первых, в классической философии предполагается заданным некое «истинное положение дел», «сущность» в стихийно выполненной деятельности (в XX веке подобное допущение становится сомнительным). Во-вторых, рацио­нальное, т.е. контролируемое, системное, теоретическое, доказательное, уни­версальное суждение о мире и вещах мира, оказывается, основывается на неко­ем дополнительном моменте, который и есть сознание бытия.

Оно позволяет видеть, или знать то, что знаешь или видишь. Но мы не можем видеть того, что сделало это видение или знание возможным. Мы в феномене сознания, которое, если он случился, сразу же расположено двойственно (минимум сознания): в форме рационально понятого содержания деятельности и сущности вещей и как некая очевидность.

Очевидность, или данность, совершаемая по законам самого мира, явля­ется локальной данностью целого (это и есть впервые сформулированный четко Декартом антропный принцип, который пришлось переоткрыть в современной науке. , когда в сознании присутствуют непосредст­венно данные знания о целом, которые мы могли бы получить лишь проделав бесконечное количество познавательных шагов. Но каким-то образом («естест­венным светом», по словам Декарта),

Дана непосредственно. Не знаю, ка­ким образом, но знаю, с очевидностью вижу, что даны («знаю незнание» зна­менитая формула Сократа, немного сокращенная и подправленная мною).

Если я начал мыслить, то в этой точке сразу же появляется какая-то «врожденная ис­тина», которую я не могу не знать, если подумаю (и она мне известна не по эм­пирическим причинам).

Эта «врожденная истина» вызвана во мне не предметом, о котором ду­маю, подобно тому, как не существующими прямыми линиями возникает пред­ставление о прямой линии. В природе нет прямых линий. Нарисованная прямая линия не является таковой (стоит только приглядеться). И все же мы видим в непрямой прямую линию, потому что случающийся синтез жизни сознания, в момент проведения прямой линии на доске, позволяет видеть в непрямой пря­мую. Или другой пример: из неорганического возникает живое, но объяснить самим неорганическим происхождение, синтез живого нельзя.

Поэтому, счита­ет Н. Бор, «самое существование жизни должно в биологии рассматриваться как элементарный факт» ). Бор Н. Свет и жизнь // Бор И. Избр. науч. тр. М., 1971. Т. 2. С. 117.

Я могу ее («врожденную» истину) не знать, но я ее знаю, если думаю о предмете. Подобно тому, как можно иметь ясное, отчетли­ вое представление о треугольнике, не зная всех теорем, в которых описываются свойства треугольника. И какая-либо новая для меня теорема о свойствах тре­ угольника ничего не добавляет мне о треугольнике к тому состоянию, когда я впервые его увидел и понял в качестве треугольника.

Таким образом, если вернуться и замкнуть тему рациональности, то мож­но констатировать, что, начиная с Декарта, в разум (рациональное) вводили фактическое, или практически случающееся событие бытийственного (транс­цендентального) сознания (само рассуждение о котором является его же прояв­лением. Можно сказать и так: сознание бытия есть потому, что мы о нем забо­тимся и говорим о нем.

Моментом существования бытийственного сознания является то, что мы о нем думаем. В этом смысле Бог нуждается в нас, ибо должен быть тот, кто верит в него.

Бог рождается в состоянии веры в Бога.

Причем нужно помнить, что религиозные термины в философском тексте яв­ляются квазирелигиозными. И когда речь идет о состоянии, то имеется в виду не психологическое состояние, но всякое passion должно браться вместе с action, то, что А. Бергсон называл durée, или творческой, творящей длительностью), которое нельзя предположить или получить интеллектуальным усилием.

«Познание есть сложное явление. И возможно для конечного существа лишь потому, что кроме вы­ думывания и обобщения, наблюдений, есть естественным образом знаемое и действующее, есть гид, помимо как аналитического рассуждения, так и конструкции «человеком делаемого». — Мамардашвили М.К. Под знаком Картезия // Встреча с Декартом. М., 1996. С. 423.

Это бытийственное сознание является актом, событием как свойством духовных яв­лений (можно говорить и о виртуальности духовных явлений).

Проблема виртуальности (от англ. virtual - актуальный, реально осуществившийся), как представля­ется, особенно в трактовке H.A. Носова, является актуализацией темы «естественного света разума» Р. Декарта.
Идея виртуальности разрабатывалась в античности, византийской традиции, схоластике. В современной философии и науке используется в работах А.Н. Носова, М.Ю. Опенкова, М. Фуко, И.Г. Корсунцева и др. Virtos понимается (прежде всего в работах А.Н. Носова, одного из создателей виртуалистики) как некое активное начало Универсума, его абсолютная сила, позволяющая человеку познавать, творчески развиваться, быть мастером своего дела.

Что явно ра­зумно, но получить интеллектом или вывести согласно норме (социальной, культурной, логической и т.д.) нельзя. Если же мы будем пытаться выводить, то неминуемо, как показал И. Кант, будем сталкиваться с антиномиями.

Проблема антиномий, с которой собственно и начинается Кант как самостоятельный фи­лософ, связана с различением логически выводимых и обоснованных положе­ний и тем, что нельзя ввести логикой или как-то иначе. Неких принципов или установлений «практического разума», того, что фактически случается и дей­ствует именно своей фактичностью, разложить и аналитически воспроизвести которую невозможно (одновременно это и бытие).

Напомню, в философии по­нятием «бытие» фиксируются ненаглядные или логические идеальные содержания, но обозначается факт наличия чего-либо, невыводимого из известного, чего нельзя допустить. Это некий событийный феномен, действующий самим состоявшимся событием).

Здесь требуются иные процедуры, ибо мы уже необ­ратимо в феномене практически случившегося сознания (или бытийственногосознания!).

Следовательно, мы должны говорить о нем в связи с опытом. Если мы можем утверждать что-то универсальное, рациональное и доказательное о мире (т.е. говорить о нем научно), значит, в самом мире произошло событие из­ влечения опыта, случившееся по законам самого же мира, на основании кото­рых стал возможен сам опыт. Опыт может совершаться, но не извлекаться (и тогда мы попадаем в круг «вечного возвращения» пройденного).

Различие опыта и извлеченного опыта содержится во введенной процедуре осознания. Если мы знаем то, как получено научное утверждение о мире (это и есть реф­лексия или осознание), то мы необратимо научаемся у мира, на опыте.

Это мир, в котором мы уместились пространством для мысли, пространством и временем мысли, её понимательной материей. Но и мир определяется в нашем опыте научения. Он разворачивается на наших понимательных субститутах, как бы доопределяется ими (мир, который «уместился» на наших понимательных суб­ститутах и есть понятый мир, мир для нас.

И мы уже не можем видеть из-за этого иное, или, как говорили древние, меон мира. Мир есть нечто, связанное со своими способами проявления, и не бывает вне этих связей, следовательно, могут быть и другие проявления мира.

Иначе, это и есть идея множественности миров. Именно эту возможность другой определенности мира Кант называет «X», или «вещь в себе», которая не закрывает, а, наоборот, расширяет наши го­ризонты познания, высвобождая место для других миров).

Приятие опыта сознания

Философский шаг состоит в том, чтобы принять основания нашей сознательной жизни, случившейся определенности мира и нас в мире, если оно от­крылось в процедуре осознавания, а также в том, чтобы не задаваться вопросом почему или по какой причине есть то, что есть, ибо всё равно ее не найти вовнешнем мире. Да и не нужно, говорит нам Кант, ведь уже есть.

Здесь мы сталкиваемся с продуктивными тавтологиями, или онтологическими уравнениями, впервые четко высказанными и описанными Р. Декартом.

Например, нравст­венные ценности, стремление к истине, красота и творчество, т.е. то, что мы определяем по ведомству «высших ценностей», иначе безотносительных, са­моценных. И если мы разделяем их, захвачены ими, устремлены к ним, следо­вательно, это и означает, что ояяуже есть. Тогда мы говорим: добрый человек добр, потому что он добр, уже добр.

Здесь мы сталкиваемся с философским за­претом, не позволяющим нам делать попытки посмотреть на мир до случивше­гося взаимодействия (или запрет на удвоение мира).

«Если философский (бы­тийный) язык возник для того, чтобы суметь говорить о явлениях, данных так, что мы должны их просто принимать, не ставя вопрос об их происхождении («тайне») и не разлагая их далее в терминах такового (причин и прогрессии в бесконечность), то нельзя (было бы неграмотно) в нем ставить эти вопросы», «.. .это есть, и мы берем это за данное, не анализируя далее и лишь ставя себя в пространство, открываемое естественным светом, который в нас». Но нужно установиться в этом «творящем длении». Мамардашвили М.К. Под знаком Картезия // Встреча с Декартом. М., 1996. С. 381, 383.

Классика знала, что необходимо усилие, чтобы повторялась мудрость бы­тия или спонтанность природы как некое метафизическое условие человека (его «Я»), чтобы был возможен человек. Знала классическая философия и то, что нужен некий непрямой, символический язык, позволяющий держать то, что яв­ляется причиной нашего дискурса (некий угол «философского усмотрения».

Его надо научиться держать. Он и есть его держание, мыслительные мускулы или «сильная мысль» Декарта, а знаменитые тавтологии Декарта и Канта, когда причина зависит от следствия, являются точной формулировкой этого усмотре­ния). Но вот характер этого усилия изменился, что послужило причиной изме­нения характера философствования.

И это изменение прежде всего представле­но в изменении характера редукции, которая является необходимым элементом любой философской деятельности и процедурой философии как таковой. Однако в современной философии редукция направлена не столько на очищение ра­зума, сколько на то, чтобы создать условия для бытия разума.

Рассуждая о бы­тии, мы не порождаем, а как бы впускаем его в мир, когда мысль о бытии, полагание его есть действие самого бытия в нас. Современный философ озабочен тем, чтобы дать сказаться бытию, а говорит оно сознанием бытия, для которого в себе мы должны освободить место. И усилие, позволяющее дать сказаться бытию, должен делать каждый (а не только избранный мыслитель как учитель масс или «глаза и уши» нации).

К. Маркс назвал это обмирщением философии.

Бытие разума или сознание бытия есть некий ток, проходящий через массовые точки индивидуального усилия. Если нет этих точек усилия, бытие сознания прерывается. Оно не длится в непрерывном однородном сознании бытия, что было допущением классической философии.

Лишившись избранного места, мыслитель оказался в ситуации, когда он не может передать истину своего мес­та, проделав редукцию и пытаясь достигнуть усмотрения истины. Он не в со­стоянии произвести «готовый духовный продукт», ибо сам является лишь «час­тичным индивидом» в массовом духовном производстве, где осуществляется специализация и разделение труда (в классической философии считалось, в си­лу непрерывности и однородности духовного опыта, что каждый, проделавший редукцию и рефлексию над своим опытом, может воспринять теорию, создан­ную мыслителем, и тем самым созерцать объективную реальность.

Вспомним также, что согласно классическим представлениям, человек укоренен своей субъективной организацией в мире, сращен своим сознанием и вырастающей из него деятельностью с упорядоченным, рационально постижимым миром).

Мыслитель должен позаботиться о своем бытии мыслящего, задать себя, но не как готовую, законченную сущность, а в общении и коммуникации, в «разомк­нутом существовании».

Он как автор своих произведений уже не обладает ис­тиной (в отличие от классического философского произведения, когда автор­ский слой сознания признается и является смыслом всех смыслов) в полном объеме, он лишь делает шаги к ней, в направлении мысли (а значит, возможны другие, даже альтернативные шаги. Более того, альтернативные движения мыс­ли просто необходимы, ибо истина как раз и складывается из общего узора пу­тей, движущихся к истине).

Произведения подобного рода требуют активного мыслительного движения со стороны воспринимающего и осмысливающего произведения. Он не потребитель, а равноправный соучастник мыслительного труда.

Некоторые структуралисты даже поспешили заявить о ситуации «смерти автора».

«. ..рождение читателя, заключает свою статью «Смерть автора» Р. Барт, приходится оплачивать смертью автора». — Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 391.

А постмодернистский демарш состоял в постулировании невозможно­сти философствования как отдельного, самостоятельного жанра и инкорпорированности философии в различные семиотические практики.

Фактически данное полол<ение во многом является экспликацией практики и функционирования философствования, которую можно назвать реальной философией, когда некоторые мыслительные акты, осуществляемые учеными, художниками, общественными деятелями, поэтами, музыкантами, являются, несомненно, философскими.
Это явление можно назвать феноменом «неакадемической философии» в отличие от официальной, профессиональной. Что, однако, не исключает и философии самостоятельной, пусть не по профессии и университетскому занятию, но по образу и самоощуще­нию жизни, как часть самой жизни.
Как говорил М.К. Мамардащвили, лучше философствовать и но­сить простую шляпу или кепку, чем «колпак философии в жизни». Колпак может быть очень объем­ным и непосильным головным убором. Важнее то, что философия является моментом и самоощуще­нием жизни.

На уровне вто­ричных, третичных и т.п. образований и структур сознания и его функциониро­вания в культуре отмеченный момент соучастия в постижении истины осмыс­ливается как диалогичность современной культуры (речь идет о работах М.М. Бахтина, B.C. Библера).

Таким образом, возникла неклассическая социально-культурная и исто­рическая ситуация разума, проявившаяся в неклассическом философствовании, связанная с изменениями в объективных основах духовного труда (рассмотрен­ными нами в 1.1), когда задаваемые и проясняемые процедурой осознавания очевидные основания прежде всего научной деятельности уже перестали быть непосредственными очевидностями (осмысленными в классическом идеале ра­циональности и классической онтологии сознания).

Фактически самоощущение интеллигенции (мыслителей), как бы оно не реализовывалось в философских концепциях, не коррелирует больше с реальной жизнью сознания и реальной философией (т.е. философией, инкорпорированной в личностном поступке, нравственном действии, научном утверждении о мире).

Абстракция предельной способности самосознания наталкивается прежде всего в переживании самих агентов духовного производства (которое, как мы знаем претерпело радикаль­ные смещения и изменения в своей структуре) на какие-то плотные образова­ния, неясности или «темные места» своего местоположения в мире, свидетель­ствующие об отсутствии изначальной укорененности агентов духовного произ­водства в точке истины, утрате абсолютной позиции безграничного, как бы па­рящего над обществом, бесплотного самосознающего индивида.

Проблематичность онтологического укоренения человека в жизни

Перед нами, иначе говоря, ситуация, в которой проблематичными стали сами экзистенциальные, онтологические основы человеческого существования в качестве человека, и возникает проблема поиска, восстановления онтологиче­ской укорененности в мире. Классическое самоощущение мыслителей и клас­сические формы философствования наталкиваются на принципиальную не­классичность духовного труда и общества в целом в XX веке, когда отсутствует соответствие между рациональными представлениями философского рефлек­сивного сознания как некоего конкретно-всеобщего конструкта, проникающего в культуру и положением, и функцией работников духовного труда.

Классическим философам присуще убеждение, что такое место человека в мире уже есть. Его лишь надо прояснить, произведя процедуру очищения и освобождения от «призраков» или «идолов», или приподнять, рассмотреть (приблизить) знание, давая тем самым сказаться бытийному в человеке.

Знаме­нитое кантовское «aufheben» имеет перевод не только как «снять знание, чтобы освободить место вере», но и «приподнять, чтобы всмотреться». Нужно обосо­бить знание, отделить его, чтобы поместиться в мире, который знанием же опи­сывается.

А освободившееся место и есть место человека, ибо оно свободно от уже известного. Бытие, в котором укореняется человек, человеческое бытие и есть очищенная, освобожденная от уже имеющегося знания проступающая бы­тийная укорененность человека.

Своеобразие современного поиска человеком своего места в мире состоит в том, что неклассические философы осознают отсутствие (затрудненность) из­начальной укорененности человека в мире. Это ключевое, решающее пережи­вание и состояние современных философов. Просто процедурой самосознания, как было предложено Декартом в знаменитой процедуре cogito, это бытие непроясняется.

Требуются какие-то дополнительные построения, конструкции, которыми это бытие будет задано.

А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг не были философами-профессионалами, но в составе их физических построений, несомненно, содержатся философские акты.
Так, А. Эйнштейн отмечает: «Реальность не дана нам, а задана (так же, как задаются загадки)». Вопрос о «природе действительности является бессмысленным». Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1967. Т. 4. С. 307.
Макс Борн даже говорит о том, что «теоретическая физика есть подлинная фило­софия». «Философские системы являются источником незначительно малой части физических мето­дов. Физические методы именно потому и были развиты, что традиционное мышление философовоказалось непригодным». Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 38, 115.
Японский физик Хидеки Юкава отмечал, что у «Шредингера склонность к философии была выражена особенно сильно...Он - талантливый физик, имевший очень хорошие работы по термодинамике и статистической физи­ке, - в действительности хотел заниматься философией». Юкава X. Лекции по физике. М., 1981. С. 24-25.
Австрийский физик-теоретик Вернер Гейзенберг вспоминает о Нильсе Боре: «Бор был пре­жде всего философом, не физиком, но он знал, что в наше время натурфилософия только тогда обла­дает силой, когда она во всех мелочах выдерживает неумолимый критерий экспериментальной исти­ны». Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1990. С. 366.
Ученик В. Гейзенберга, немецкий физик-теоретик и астрофизик Фридрих фон Вейцзеккер, имеет прекрасные работы по кван­товой механике, а также философско-религиозные, этические работы.

Но не в том смысле, что оно создается. Его создать нельзя. Мы сами меняемся, открываясь для нового опыта сознания, а потому и имеем место в мире (вспомним, человек и есть существо, озабоченное своим существованием).

Сама забота о своем существовании индуцирует в нас бытие, которое потому уже есть, что о нем заботятся. Создаем то, что уже есть.

Но есть потому, что озаботились этим. Перед нами парадоксальность ситуации (здесь мы опять находимся в пространстве онтологических уравнений, или тав­тологий понимания и существования). Иначе говоря, неклассические философы фактически воссоздали античное (изначальное) понимание философии не как знания и теоретической деятельности, а как «техне», некоей конструкции, внутри которой порождается человеческое в человеке.

То, что родилось, но могло не выйти на «свет» экспликации и реализации (чувства, переживания, помыслы). Лишь построив удачную конструкцию философии, мы даем сказать­ся тому, что родилось к жизни, но заслонено прежде всего упрощающими схемами идеологии и стереотипов массового общества.

Тем самым философские конструкции являются и средством понимания (интеллигибельной материей), и основанием (или структурой), с помощью которого человек может располо­житься в мире (существующее мыслится, только если мы сами существуем, но существуем, только в существующем, когда мыслим его).

Итак, классическая философия в традиции прежде всего трансценден­тальной философии (Декарт, Кант) знала, что познающего, т.е. носителя науч­ных утверждений о мире, нужно организовывать, чтобы его знания отвечали критериям научности (иначе могли быть проверяемы и контролируемы).

Для этого должно быть условие или основание, позволяющее нести или держать на­учные знания о мире. Таковым и было некое «божественное сознание» или трансцендентальное сознание классической философии. Важно отметить, что это сознание не имеет никакой психологической размерности.

Чистое сознание

Философы даже придумали специальный термин «чистое сознание», «чистая пустая форма», или просто «пустая форма». Чистое сознание или трансцендентальное сознание и есть сознание, которым заняты философы.

И оно не имеет никакой психоло­гической реальности. Это некое особое образование, воплощенное в наших по­знавательных возможностях (и ими скрытое), если мы говорим о познающем субъекте, реализованное в нравственных переживаниях, если мы проясняем бытие нравственного субъекта.

Чистое сознание (сознание вообще, общее сознание) не является общим сознанием как инвариантом или обобщением индивидуальных сознаний. В этом смысле оно индивидуально, потому что является обратным следствием нашей соотнесенности с «чистыми» явлениями, которое нужно проделать ин­дивидуально, соотнесенности с «чистыми предметами», или символами (или феноменами, рассматриваемыми как символы), которые и есть коды сознания (элементарные элементы сознания). Упаковки или коды сознания - это текст самого сознания, над которым мы должны медитировать и размышлять, распаковывая коды, или тексты сознания, одновременно создавая свой текст. В этом смысле закон жизни сознания таков: текст читается только текстом.

Тем самым мы индуцируем новый опыт сознания бытия или чистого сознания. Фи­лософ стремится к тому, соотнесение с чем проявляется в том или ином способе бытия. Это нечто неприродное, не задающееся той или иной культурой, соци­альным окружением, что имеет отношение к «второму рождению», когда вы­свобождается жизнь чего-то, что больше нас и ценнее нас, нечто, что мы можем оберегать или что может только оберегать.

Для этого необходим специальный, непредметный язык (язык пустых понятий) и следует начать все заново (не по привычке и схемам массового общества). Нужно возвращаться к «абсолютному событию» человеческой реальности, к изначальной ситуации. — Sartre J.-P. L~Etre et le Néant. Paris, 1943. P. 713.

Точнее, это си­туативное, практически случающееся событие (можно даже сказать прагмати­ческое). К нему нельзя подходить генетически или исторически.

«B этом отношении y человеческой ситуации как таковой нет истории, ибо всегда, хотя и разными методами, решается одна человеческая проблема, а сами внешние обстоятельства, какой бы истори­ческой интерпретации они не поддавались, никак не могут прояснить смысл происходящего». — Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М., 1979. С. 116.

Это онтоло­гическое событие, ибо является феноменом свободы

«Свобода и бытие субъекта тождественны, и в этом усматривается основной признак собственно человеческой реальности в отличие от всего остального мира». Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии. М., 1979. С. 12. 99

Но это и точка универ­сального, бытийного расширения, перепад в сферу бытия, или бытийстование, случающееся потому, что человек думает о своем бытии, самосозидается (по­добный перепад не совершается в реальном пространстве существования, но в некоем метафизическом пространстве прорастания человеческого в человеке.

Человек как бы «выскакивает» из мира, тем самым получает укоренение в нем).

Мы уже знаем, что в XX веке бытийная мысль или перво-мысль как про­странство мысли и понимания, которым человек включается в мир, разруша­лась упрощенными идеологическими схемами. Проблемой стало человеческое существование в качестве исторических существ, т.е. таких, которые способны с риском для жизни, на свой страх и риск, на пределе человеческого усилия по­ нимания и самопожертвования, т.е. ценой крови и слез, воспроизводить раз и однажды изобретенные человеческие вещи (законы, нравственность, счет, до­машний очаг, торговля, стрельчатый свод и др.), которые, как оказалось, не са­модостаточны и возможны лишь тогда, когда есть основания, возникающие в этих сильных устремлениях людей.

Поэтому неклассическая философия преж­де всего является анти-идеологической, создавая тексты как символические, непредметные произведения, задача которых - блокировать действие идеологи­ческих структур и предметного мышления, порождая в нас состояния мысли и видения.

А. Бергсон присоединяется к мысли Канта, изложенной в «Критике чистого разума» о том, что «ес­ли метафизика возможна, то путем видения». Бергсон А. Восприятие изменчивости. СПб., 1913.С. 17.

Задача неклассического текста передать не мысли, как это происхо­дит с помощью классического текста, а побудить нас, индуцировать в нас со­стояния, упакованные в язык символов, символических понятий.

Предметными будем называть понятия обыденного и научного языка, когда для всякого, даже само­го абстрактного понятия должна существовать какая-то процедура, подставляющая под него какой-тообъект, на который мы могли бы указать эмпирическими средствами (с помощью наблюдения или эксперимента). Символами или символическими понятиями являются такие понятия, которые не имеют предмета (пустые понятия).
Они являются проявлением действия в человеке некоего сущест­вования или бытийствующего образования. Когда в философии вводятся понятия «сознание», «лич­ность», «бытие» и др., то речь идет не об эмпирически случающихся явлениях и не о психологиче­ском сознании и психологическом представлении о личности. Это некие конструкты, которые самиявляются продуктом некоего усилия, существующие потому, что есть существо, думающее о «лично­стном», о «сознании», о «бытии» и тем самым поддерживающее их существование.
Следовательно,речь идет о явлениях, которые существуют потому, что о них думают. М. Хайдеггер полагал, что бы­тийным, онтологическим может быть только непредметное, которое можно помыслить лишь с по.мощью не объективирующего мышления и косвенных текстов.

В этих условиях вполне понятны попытки современных философов дис­танцироваться от классической традиции, критически переосмыслить ее содер­жание и основные допущения (оставаясь в незримой взаимосвязи, взаимодо­ полнении и взаимопрояснении с классическим философствованием) в ситуациинелепости вещания от лица Истины и Разума благодарным потребителям гото­вой и выраженной истины.

Современные философы обнаружили, что истиной никто не обладает, ею вообще нельзя обладать, выразив в законченной форме(это положение, переоткрытое неклассическими философами, вытекает из при­роды философии как таковой).

Она лишь вспыхивает поверх совместного ду­ховного труда и усилий думающих.

Неклассическая философия, как отмечалось, имеет черты иррационализ­ма и напоминает по манере философствования проповедь. Современные фило­софы ориентированы не на познание, а на осмысление бытия познающего и творящего индивида, продуцируя понятийное пространство в разомкнутом про­странстве коммуникации и общения (древние говорили - в пространстве агоры и полемоса, где вообще что-то устанавливается и возникает).

Нужно научиться мыслить в расчете на со-мыслие, тем самым, научиться вести открытое куль­турное существование, когда истина, добро, справедливость, красота, которые может иметь человек, устанавливаются именно в этом артикулированном про­странстве полемоса. В этом пространстве культуры только и могут возникать механизмы (институции), внутри которых мы можем иметь мысль, видеть пре­красное, быть способными на нравственное действие, здесь возможны право­вые отношения.

Иначе говоря, речь идет о сложно-структурированном, форма­лизованном и дифференцированном обществе, где работают институции и формализмы, а не добрые пожелания людей (поэтому здесь предпочитают ис­тину и право, а не правду и справедливость.

Стремление к правде и справедли­вости более характерно для неразвитых, неартикулированных, неких желеоб­разных социальных образований, в которых люди не умеют и не хотят жить сложно, не стремятся воссоздавать эту сложность социальной жизни в точках индивидуальных усилий, ибо пространство мысли и культуры - это такое про­странство, которое возникает в бытийно-личностных точках, где люди делают усилие мысли, стремятся устанавливать правовые отношения правовыми мето­дами, решаются на нравственное действие, которое невыводимо ни из каких норм, а значит, осуществляют свободные действия).

Не случайно мыслители одного из первых направлений современной неклассической философии «философии жизни», или «философии культуры» обращаются именно к этому пространству вызревания человеческого в челове­ке.

И культурное измерение нужно понимать здесь как иную размерность мира, связанную с личностным основанием в человеке (следовательно, речь идет о метафизике культуры, или ее бытийном измерении, ибо личностное и есть бы­тийное, или экзистенциальное. Вместе с тем личностное составляет ядро духов­ных явлений). Оно открывается в результате трансцендирования наличной куль­туры, наличных социальных отношений, наличной психики и представлено ввиде каких-то состояний, для которых в культуре находятся символы.

Символы и есть знаки состояний, которые не возникают естественным образом, а явля­ются следствием трансцендирования, а внутри этих состояний и возникают не­классические концепты.

Философы лишь эксплицируют уже циркулирующие в культуре символизированные состояния, создавая символическое понимательное пространство произведений (иначе говоря, символы являются и средством опосредованного взгляда на себя, и знаками нашей вовлеченности в бытийное пространство, которое одновременно является пространством некоего сознания трансцендирования).