Найти в Дзене
Мама Игоря

«Скала»/The Rock (1996): пафосный боевичок с неуместными речами и кучей взрывов

Оглавление

Постараюсь более-менее собраться с силами, чтобы изложить свежие впечатления от старого фильма. Раз уж как раз его посмотрели последним. Правда, на сей раз снова придётся прибегнуть к экспериментальному формату с предварительным расхваливанием, чтобы избежать обвинений в «необъективности».

Постер фильма «Скала» (1996)
Постер фильма «Скала» (1996)

Хвалебная ода

Замечательное произведение, в подробностях описывающее будни спецслужб США. Зрителю показывают не только парадную часть, но и тёмные стороны, куда входят:

  • непростая жизнь солдат;
  • просчёты государственных чиновников;
  • стремление к справедливости;
  • неизбежные ошибки;
  • важность раскаяния.

Сценарист умелыми мазками продемонстрировал, насколько опасны бывают террористы. Как постоянная борьба с преступностью даже самоотверженного защитника Родины может довести до безумия. И как благие намерения нередко оборачиваются печальными последствиями.

Фирменные взрывы Майла Бэя
Фирменные взрывы Майла Бэя

Красочная картинка позволяет в подробностях разглядеть каждую сцену. Тёплые цвета и неожиданные ракурсы в самом деле развлекают! И насколько уместным контрастом это кажется на фоне проникновенных диалогов и отдельных речей о непростой судьбе американского военного.

Сигнализирующий Николас Кейдж
Сигнализирующий Николас Кейдж

Несмотря на очевидную художественность, фильм берёт за душу реализмом. Реализмом не сюжета, но – человеческих отношений, в которые хочется верить. Ведь даже преступник в «Скале» становится для зрителя учителем, а примерами на его уроках – театр военных действий из реальной истории XX века.

Николас Кейдж и его зелёные шары
Николас Кейдж и его зелёные шары

Реальное мнение

«Скала» – пафосный бред, в котором количество пропаганды настолько превышает все мыслимые пределы, что к концу просмотра подкатывает ощущение тошноты. Да кого я обманываю? Уже с 15 минуты стоит держать под рукой вместительный тазик.

Это будет спойлером, но давайте кое-что поясню за «зелёные шары» с картинки выше. И про план антагонистов:

  • военные похитили страшное химическое оружие, разъедающее плоть;
  • военные похитили крылатые ракеты;
  • военные присобачили механизм, позволяющий использовать шары в ракетах;
  • военные спёрли оборудование для управления ракетами;
  • военные запустили одну ракету, но в последний момент отправили её в море;
  • это был блеф.

Да! Вы правильно поняли! Сюжет фильма сводится к тому, что в конце собака проснулась, и всё показанное было её сном.

Ещё немного зелёных шаров Николаса Кейджа
Ещё немного зелёных шаров Николаса Кейджа

Извините, не могу сдержаться, поэтому проговорю сейчас.

Серьёзно, вам действительно необходимо совершать все перечисленные действия для того, чтобы шантажировать государство и требовать с него деньги?

В смысле... ладно, допустим, вы похитили оружие и средство его доставки, а также оборудование для управления. Но если вы не хотите использовать оружие по назначению, а просто запугиваете, зачем в таком случае соединять оружие с ракетой и в принципе нацеливать ракету на стадион? Вы идиоты? А вы, таки, идиоты!

Злодейские злодеи
Злодейские злодеи

Сопливая мотивация

Дядечка без шапочки – генерал, который собрал своих подчинённых и отправился заниматься терроризмом. Только я не совсем понимаю, почему у генерала так мало подчинённых, и почему они настолько тупые. Такое чувство, что в иерархии, которой он управляет, буквально:

  • генерал — 1 шт.;
  • дегенераты — 20 шт.

И ведь, главное, все участники согласились нарушить присягу. При этом мотивируя своё поведение – внимание! – заботой о семьях солдат, которые погибли при выполнении секретного задания, а потому их семьи не получили никакой компенсации за гибель.

Типа...

Слушайте, а вот когда вы требуете деньги, нацеливая ракету с химическим оружием на стадион, чисто теоретически: там не может быть той самой семьи, о которой вы, якобы, заботитесь?

Да фиг бы с ними, с семьями. Мотивация злодеев буквально продиктована «заботой о солдатах и их семьях»: учитывая количество служивших в американской армии, какова вероятность, что при обстреле центра города ракетами с химической дрянью ни один их таких не пострадает?

А ведь поводом для терроризма стали... если не ошибаюсь, 83 солдата (и семьи, соответственно). Довольно интересная причина для убийства десятков тысяч людей.

Поехавший Бэй

Оставим на время идиотов-злодеев, вернёмся к спецэффектам.

Сцена выше показывает, как старенький трамвайчик сходит с рельсов, мотыляется по всей улице и случайно задевает машинку. При желании, сможете найти её на ютубе самостоятельно. Так вот, машинка бабахнула так, словно именно там идёт «Северный Поток» – ничем иным поток пламени на месте машинки объяснить не могу.

Она даже не взорвалась! Там был просто поток равномерно вырывавшегося пламени. Конкретная сцена запала мне в сердечко, но вообще, все взрывы в фильме были построены по примерно такой же схеме.

Мужчины-героины
Мужчины-героины

Сомнительный герой

Актёрская игра Коннери и Кейджа у меня вопросов не вызывает. Хотя последний как-то уж слишком кривлялся, особенно на фоне сдержанной игры партнёра.

Но вот что вызывает вопрос, так это участие биохимика в спецоперации по спасению заложников. Причём в итоге выясняется, что проблем с химическим оружием не очень много: одного из злодеев буквально убивают, разбив шарик с зелёной жижей у него во рту, – окружающим на летучее ядовитое вещество вообще было плевать.

Но, типа, как именно биохимик должен разоружать ракеты? Откуда он знает, что нужно делать с ракетами? Как именно он планирует обезвреживать ловушки, взрывчатку, сражаться со спецназовцами? Зачем персонаж Николаса Кейджа вообще нужен в этом фильме?

Иронично, что даже допрос и переговоры доверили этому «невероятно удачливому» химику. Тьфу, профанация.

Интеллектуалы современности на съёмках
Интеллектуалы современности на съёмках

Тупая агитация

Невозможно стороной обойти повесточку.

Во-первых, сцена с рыгающей ядовитым газом куклой (одна из самых запоминающихся) была создана для демонизации... сербов. Внезапно. Кстати, помните признания Пентагона в том, что он даёт технику для съёмок взамен на определённое участие в создании сюжета?

Вот каким-то загадочным образом оказалось, что сербская посылка в лагерь боснийских беженцев была снабжена отравленной куклой-бомбой. Ну, эти знаменитые сербские бомбисты-отравители. Ну, на них ещё в 1999 фосфорные бомбы и боеголовки из обеднённого урана НАТО сбрасывало. Не помните, что ли?

Во-вторых, ближе к концу фильма перед приказом о бомбардировке «Алькатраса» какой-то чиновник США толкает бесконечно-пафосную речь. О солдатах, об их страданиях, о трагедии, о необходимости помнить подвиг...

Простите, а можно такие речи толкать в каком-нибудь другом фильме? Ну, не в том, где каждый первый персонаж – отбитая мразь: от злодеев, но сотрудников ФБР.

Удивлённые бандиты
Удивлённые бандиты

Тупой генерал

К слову, помните, что взрыв отравляющего вещества был блефом? Как и вся операция?

На картинке выше сцена, где подручные генерала это узнают. Потому что тупой генерал искренне не хотел жертв. И искренне забыл сообщить подчинённым, с которыми отправился на государственную измену, о том, что «пошутил».

Даже удивляет, что он выступает (раскаявшимся) антагонистом, а не главным героем.

Потому что выступления некоторых реальных чиновников наталкивают на мысль, что «Скала» – документалка, как минимум, если судить по уровню когнитивных способностей всех участников.

Проходной помоевик

Фильм «Скала» 1996 года получает 4 балла из 10 за бескомпромиссную тупость.

Как боевичок фильм неплох. Проблема в том, что лично я ненавижу боевички, поэтому красочное пыч-пыч на фоне умирающей логики служит, скорее, минусом.

Можно ли это посмотреть? Безусловно.

Фильм является классикой боевиков, с которой стоит ознакомиться фанатам жанра.

Стоит ли? Вопрос спорный. Разве что являетесь тем самым фанатом или желаете изучить пример бездарной сценарной работы вкупе с отвратительными спецэффектами прошлого.

#скала #1996 год #шон коннери #николас кейдж #боевик #США #мнение