Найти тему

Рубрика «Хороша Москва». Эстетический экстаз. Особняк Морозова в Подсосенском переулке

Итак, особняк Морозова в Подсосенском переулке. Считанные месяцы остаются до закрытия особняка на реконструкцию. Что будет дальше с ним неизвестно. Мне все же удалось забежать в последний вагон и посмотреть гениальный шедевр Ф. Шехтеля, М. Чичагова.

Не знаю, как вы, а я благоговею перед московскими родовыми кланами меценатов-промышленников, составивших цвет нашей нации. Третьяковы, Щукины, Дягилевы, Мамонтовы, Демидовы, Рябушинские и пр. Морозовы в их числе.

-2

Алексей Викулович Морозов принадлежал к старшей ветви Морозовых-Викуловичей. Промышленник, меценат и благодетель. После смерти родителя возглавил Товарищество мануфактуры. Дела шли хорошо, Алексей Викулович расширил производство. На промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде получил право использовать Государственный герб на бумагах и ярлыках. Занимался благотворительностью. Построил больницу для бедных. Увлекся коллекционированием предметов искусства. Да так сильно, что отстранился от дел мануфактуры, передав их брату. Он был человеком широкого кругозора, высокой культуры. Приятным во всех отношениях, любил женское общество, но женат не был и детьми не обзавелся. Как представитель старообрядческой общины, держался особняком. Общался только с людьми своего круга. Особенно был очень дружен с братом Михаилом Абрамовичем и его супругой Маргаритой Кирилловной.

-3

Особняк в Подсосенском переулке архитектора Михаила Чичагова достался герою нашего рассказа по наследству от отца. Алексей Викулович задумал здесь хранить свою коллекцию искусства и пригласил для переустройства дома известного архитектора Ф. Шехтеля. Так, второй этаж сохранил наследие М. Чичагова, а первый – Ф. Шехтеля.

Полюбуемся на усадьбу снаружи. Здание построено в стиле новой готики с элементами эклектики. Внешний облик особняка изобилует атрибутами достатка, символами богатства и успеха родовитой фамилии Морозовых. Прослеживаются следы античности и средневековья. Главный аттик украшен картушем с буквой «М» - фамильный знак купеческого клана. Над окнами указан год постройки – 1879 г. Балкон поддерживают мифологические атланты. В аттиках по бокам ангелочки держат жезл – атрибут богов торговли. На фасаде можно разглядеть и знак Кадуцей, символизирующий мудрость, дипломатию, что важно в делах торговли. По углам фасадов стоят вазы, как символ изобилия. Ворота в усадьбу выполнены в том же стиле.

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Заходим в святая святых. Великолепная парадная, выполненная Ф. Шехтелем по заказу в египетском стиле, встречает гостей. Буйство ярких красок, экзотических орнаментов. Стоит отметить, что Россия «болела» египетской темой в это время. После открытия Суэцкого канала в разных видах искусства стали обращаться к теме Египта. Подобная комната была и у брата Морозова Михаила Абрамовича. Вероятно, сей факт был источником вдохновения.

-11
-12
-13

Идем дальше на второй этаж любоваться наследием архитектора Чичагова. Поднимаемся по мраморной лестнице и попадаем в холл. На потолке и стенах изумительной красоты лепнина, шпалеры, пилястры, декорированные росписью.

-14
-15
-16
-17
-18
-19

Проходим в голубую гостиную. Здесь Алексей Викулович демонстрировал свою коллекцию фарфора. Пышный, торжественный декор этой комнаты дарит эстетическое наслаждение. Впечатляет лепнина на потолке и стенах. Великолепный камин. А декорированное зеркало дарят комнате больше воздуха и пространства.

-20
-21
-22

-23
-24
-25
-26
-27

Более нежной кажется музыкальная гостиная. Лепнина на пастельном фоне, делает комнату изящной, спокойной.

-28
-29
-30

На втором этаже сохранился и бальный зал, выполненный в классическом стиле.

-31

Спускаемся на первый этаж смотреть шедевры Ф. Шетхеля. Столовая, выполненная в русском стиле. Привлекает внимание печь, декорированная не изразцами, как может показаться, а лепниной и росписью. У этой комнаты есть секрет. Печь использовалась не по назначению. Это был сейф Алексея Викуловича, стилизованный под русскую печь.

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38

Еще пара комнат и великолепный холл.

-39
-40
-41
-42

И наконец, вершина Шехтелевского гения и визитная карточка особняка – кабинет Алексея Викуловича, выполненный в готическом стиле. Всюду дорогое темное дерево. Изящная витиеватая лестница, ведущая в библиотеку, декорированная статуэткой дракона. У подножия сидит гном с книгой и надписью на латыни «Жизнь коротка, искусство вечно». Аутентичные готические часы и кресло-трон. Вновь камин с гаргульями. На окнах великолепные витражи.

-43
-44
-45
-46
-47

Стоит отметить еще одного гения того времени – М. Врубеля (о его творчестве мы писали ранее). Михаил Врубель тоже был приглашен к работам в особняке. Он украсил внутренне убранство панно на тему трагедии Гете «Фауст». Время работы над заказом пришлось как раз на первые годы жизни Михаила Врубеля с Надеждой Забелой. Он был так влюблен, так порхал, что серьезная тема Гете никак не удавалась мастеру. Выходила сплошная эротика. Спустя 2 года, панно все же было выполнено. В Маргарите мы улавливаем черты любимой Надежды Забелы и Маргариты – жены Михаила Абрамовича Морозова, ближайшей женщины Алексея Викуловича. Ну а в Фаусте угадывается хозяин особняка. Оригиналы панно хранятся в Третьяковской галерее, в особняке представлены реплики.

-48
-49
-50
-51
-52
-53

Кроме фарфора Алексей Викулович коллекционировал гравюры, иконы, древние книги, хрусталь и изделия народных промыслов. В библиотеку для изучения его собраний могли попасть только избранные, склонные к развитию и познаниям. Все здесь было в высшей степени функционально и соответствовало задачам просвещения. Круглый, шестигранный стол, выполненный по современному слову техники Ф. Шехтелем. Каждая вторая грань представляла собой витрину с ценными фолиантами из коллекции, а для их изучения предлагались грани стола. Стол был оснащен индивидуальным освещением. Шкафы имели выдвижные полки для удобства работы с литографией. Застекленные витрины использовались для хранения фарфора. Сама библиотека декорирована панно на тему поэмы Гете о Рейнеке-лисе. Здесь же по всей видимости был вход в тайную комнату, где Морозов показывал коллекцию фарфора с эротической росписью.

-54

И вишенка на торте – роскошная рокайльная комната. Стильная лепнина на потолке. Великолепный камин, изящное декорированное зеркало. Аутентичные двери. Гений Шехтеля, как говорится, кроется в деталях. Обратите внимание на фурнитуру, элементы лепнины. Ничто не обошло внимание мастера. Каждая деталь, каждый фрагмент составляет виртуозный ансамбль роскошества. Не знаю, как у вас, а у меня вызывает фейерверк эмоций.

-55
-56
-57
-58
-59
-60
-61
-62
-63
-64
-65
-66

Вот и подошла к завершению прогулка. Еще несколько слов об Алексее Викуловиче. Свою богатую коллекцию фарфора и предметов искусства он хотел подарить Москве, но не успел. Началась революция. Достояние Морозова национализировали и передали в разные музеи. Большая часть коллекции фарфора хранится в Кусково. Сам Алексей Викулович подвергся нападению анархистов в особняке, в результате которого многие экспонаты были уничтожены. Усадьбу также национализировали, выделили хозяину дома 2 маленькие комнаты для жизни и определили быть хранителем музея. Алексей Викулович очень переживал, скорбел об утраченном детище. Терпел лишения, подвергался унижению, но за границу не уехал. Хранил, что осталось от коллекции и умер в Москве.

Кто был в Морозовском особняке? Делитесь впечатлениями в комментариях.