ГИМНАСТИКА ,КАК СПОРТ
Подготовка школьников
к выполнению гимнастических упражнений по этапам.
В физическом воспитании в школе гимнастика занимает одно из главных мест. Система гимнастики – это специально подобранные физические упражнения, систематические приемы укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных навыков, силы и подвижности, скорости движений, выносливости и так далее.
Гимнастические упражнения добавлены в содержание всех важных форм физической культуры в школах. Она является важнейшей частью содержания физической, культурной, образовательной и рекреационной деятельности в школе, частью внеклассных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, каникул и соревнований, массовых спортивных и гимнастических выступлений, вечеров художественной самодеятельности и так далее.
На этапе изучения элемента не только покажите подготовительное упражнение с акцентом на наиболее важную технику, но и продемонстрируйте одному из учащихся, с сопровождающим объяснением, методы оказания помощи.
Этот процесс направлен на решение основных задач обучения:
1.Формирования подвижных навыков и умений;
2. Развитие комплекса физических качеств, воспитания морально-волевых качеств учащихся.
Выполнение гимнастических упражнений требует характерного «гимнастического стиля» – особой позы, когда голова поднята, плечи развернуты, торс прямой, при этом сохраняется прямое положение ног и носки натянуты для большинства упражнений.
Выполнение комплекса гимнастических упражнений несет в себе определенный риск. Появление защитных рефлексов у учащихся может замедлить усвоение двигательных навыков, привести к ошибкам и неточным упражнениям. Поэтому необходимо создать безопасные методы обучения для преодоления психологического барьера.
Чтобы преподавать, учитель должен досконально знать для себя технику выполнения и страховку этого упражнения, основные и вспомогательные технические действия, возможные способы выполнения. Когда учитель овладевает упражнением, у него должен быть план будущих действий.
Она включает в себя последовательность двигательных действий, набор методов и приемов обучения, формы организации деятельности учащихся. Особое значение имеет наличие методических пособий, наглядных схем, моделей, кинограмм, тренажеров, предохранительных устройств, средств экстренной информации.
Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям:
принцип сознательности и активности;
принцип доступности;
принцип систематичности;
принцип наглядности;
принцип прочности
Этапы обучения гимнастическим упражнениям.
Первый этап. Создание представления. К содержанию представление о гимнастические упражнения можно включить параметры, определенные Анохиным в механизмах акта поведения:
Что же делать? Как это сделать? Когда это делать? Что же делать?
В начале обучения есть способ показать или рассказать, и чаще всего пользуются обоими способами вместе. В сознании ученика внешняя форма упражнения проецируется как в целом, так и по частям.
Как это сделать?
Здесь возникает техническая основа движения:
подготовительный этап, самый важный; формируются пространственные свойства, направление движений: вверх, вниз, вперед, дуга, вращение и так далее; промежуточный отчет - быстрый, медленный, с ускорением и так далее;
Мощность – как применять мышечные усилия, участвующие в тех или иных двигательных действиях.
Когда это делать? Содержание этого параметра-временные характеристики: длительность, последовательность, одновременность, ритм, темп. Такая упрощенная схема двигательного представления, процесс которого заканчивается созданием в сознании человека идеального образа реального действия.
Второй этап. Начальное обучение.
Основные действия преподавателя и ученика на этом этапе включают:
Во время изучения гимнастических упражнений широко используют методические приемы целостного и расчлененного разучивания, а также подводные и подготовительные упражнения.
Подводные упражнения подобные структурой к тому элементу, которым гимнаст овладевает. Эти упражнения должны быть легкими, чем те, которые изучают. Например, подъем верхом легче, чем подъем разгибом, а техническая основа, то есть структура движения, почти одинакова.
Подготовительные упражнения позволяют решать задачи физической, технической и морально-волевой подготовки учащихся.
Третий этап – более детальное разучивания, закрепления.
На этом этапе обучения решают следующие задачи:
1. Овладеть высоким мастерством исполнения упражнения.
2. Добиться стабильности исполнения.
Работа преподавателя сводится к следующему:
1. Контроль правильности выполнения упражнения;
2. Помощь при необходимости во время выполнения упражнения;
3. Обеспечение выполнения техники безопасности обучения;
4. Исправление ошибок;
Выполнить: 3-5 подходов, желательно повторение на каждом занятии, перерыв между подходами не должна превышать 3 минут. Возможны неточности в деталях техники, некоторая нестабильность.
Четвертый этап – совершенствование движения.
Достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнений в стандартных условиях и близких к соревновательным. Степень овладения упражнением должна быть доведена до автоматизма