Найти тему

Врачебный сговор?

35-летний Семён ловил каждого врача, который заходил в отделение, хватал за руки, просил срочно ему помочь, требовал немедленно принять меры. Он находился в стационаре второй день, поступил прямо с приёма терапевта из районной поликлиники. Семёна там отлично знали, в течение нескольких лет он был постоянным пациентом у всех врачей, по нескольку раз в месяц приходил сдавать анализы и проходить ультразвуковое обследование. К нему привыкли и тихо посмеивались над его страстным стремлением найти у себя доказательства смертельной болезни. Однако, анализы упорно показывали отрицательный результат, а УЗИ, КТ и МРТ по-прежнему предательски не обнаруживало патологии. Но Семён не отступал.

В один момент терапевту показалось его поведение не просто странным, а пугающим. Он был возбуждён, глаза горели. С торжествующим видом Семён протянул врачу рекламную листовку, на которой милая женщина с заботливым видом рекомендовала всем желающим пройти обследование при наличии запора, так как он может быть симптомом серьёзного заболевания. «Вы это видите?! Я говорил, что у меня рак кишечника! Мне никто не верит! А вчера я не мог сходить в туалет». Никакие доводы не помогали убедить Семёна в том, что разовый случай не может быть симптомом, а только реакцией на возможные изменения в рационе питания. Семён никого не слушал и требовал его госпитализировать, что врач и сделал. Так Семён оказался в стационаре клиники психиатрии с диагнозом «ипохондрия».

В той или иной мере ипохондрией могут страдать абсолютно здоровые люди с тревожно-мнительным типом личности. Они в состоянии найти у себя признаки всех болезней, описание которых прочтут в медицинской энциклопедии или увидят в популярной передаче о здоровье. Как правило, после отрезвляющей беседы с врачом и получения первых результатов обследований к ним возвращается критическое мышление, и они на какое-то время успокаиваются, до следующего провоцирующего события. В этом случае можно говорить об ипохондрии как об особенности характера тревожной личности, которая заставляет людей совершать судорожные действия с целью создания иллюзии контроля ситуации и тем самым снижать свою тревогу, вызванную страхом смерти.

Причиной для существования подобного рода переживаний о собственном здоровье может быть излишняя озабоченность родителей по поводу здоровья ребёнка, из-за его болезненности в раннем возрасте. Семён продемонстрировал то, что выходит за рамки обычной тревоги, поэтому здесь речь идет об ипохондрии как о психическом расстройстве. Беспокойство о здоровье не только необоснованно, оно приобрело уже черты навязчивой идеи, избавиться от которой у пациента нет сил. Он твердо убеждён, что болен, и «подгоняет» ответные действия врачей по разубеждению его в этом либо под их некомпетентность, что вынуждает его постоянно находиться в поиске «правильных» врачей и даже судиться с ними.

Либо в поведении врачей он видит коварный план скрыть от него тяжесть его болезни, что подкрепляет его уверенность в том, что он безнадёжен. Семён кричал очередному попавшему в его руки доктору, что все врачи в сговоре, никто не хочет ему помочь, он умирает. На третий день он не встал с постели, отказался от еды, был вял, апатичен. Он «смирился» с неизбежным концом.

-2

Так проявляется бредовая ипохондрия, которая, в свою очередь, может быть симптомом тяжёлой депрессии или шизофрении. Причина, её вызвавшая, находится уже не в детской привычке бояться за свою жизнь, а в нарушении слаженности работы коры головного мозга, в результате чего у пациента развивается паралогическое мышление и рождаются ложные умозаключения, основанные на фантастичности, парадоксальности, причудливости.

Например, «доктор, говоря со мной на обходе, опускал глаза чаще, чем при разговоре с другими, значит, он знает, что я болен, но не говорит мне об этом». «В моём стакане было больше молока, чем у других, значит, я так плох, что мне требуется больше, чем остальным».

Как и любое другое расстройство, бредовая ипохондрия требует комплексного медикаментозного и психотерапевтического подхода к лечению. Спустя три недели лечения с ежедневным приёмом лекарств и занятий с психотерапевтом Семёна было не узнать. Апатичное смирение со своей трагической судьбой ушло, он научился успешно справляться с тревожностью, ставя под сомнение ставшими уже привычными умозаключения и находить им рациональное опровержение, реальность которого он в любой момент мог проверить. И это уже не был путь убегания от реальности в болезненные ипохондрические переживания, а, напротив, путь от проживания этих болезненных переживаний к реальности. Путь простой и безопасный.

_________________________________

Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому