В детстве всех нас учили вежливым словам, приговаривая, что вежливым нужно быть всегда. На самом деле, это не совсем так. Вежливым нужно быть, когда это уместно. Это не значит, что где-то вы должны быть вежливы, а где-то надо оставаться невежей.
Это значит, что вежливость не должна переходить в заискивание. В этом случае вежливые слова начинают играть против вас. В каких ситуациях это происходит — давайте разберемся подробнее)
Извините, простите
Где уместны эти слова: когда вы кого-то нечаянно толкнули или задели человека словом, не думая. В общем, в любые моменты, когда вы искренне считаете себя виноватым за причиненные неудобства.
Где неуместны эти слова: «Извините, пожалуйста, я бы хотел еще чашечку кофе»... У нас почему-то многие любят начинать предложения с просьбой вот с этих вводных конструкций. И они в целом имеют место быть, если вы действительно отвлекаете человека от важных дел своими просьбами, вторгаетесь в его личное пространство, требуя того, чего он не обязан делать. Но когда вы сидите в кафе, предполагается, что официант обязан принести вам кофе по вашему запросу.
И даже входя в кабинет к начальству вы не должны начинать диалог с фраз «Извините, Петр Петрович, а можно мне попросить вас о прибавке...». Вы не обязаны заискивать перед шефом, а он должен решать любые рабочие вопросы. Вместо этого лучше начинать диалог с «Добрый день, Петр Петрович, я хочу поговорить с вами о прибавке к моей зарплате...».
Мелочь. Но производит впечатление уверенного в себе человека.
А можно мне...
Где уместны эти слова: в том случае, когда вы действительно зависимы от решения конкретного человека и не имеете права получить что-то без его одобрения. Например, спросить у врача «А можно ли мне выпить бокал шампанского?», когда вы проходите длительное лечение — это уместно.
Где неуместны эти слова: во всех прочих ситуациях, где вам точно можно. «А можно спросить у вас?», «А можно мне счет?», «А можно еще вот то платье посмотреть?». Конечно, можно, зачем вам требуется чье-то разрешение на то, что вы и без него способны сделать?
Эта вводная конструкция, вероятно, преследует многих с детства. Но вы выросли. И чтобы взять конфету, вам уже не нужно спрашивать «А можно ли...». Вместо этого либо просто пропускайте ненужные отступления («Принесите, пожалуйста, счет»), либо заменяйте можно на хочу («Я хочу посмотреть еще вот это платье»).
А вы НЕ могли бы...
Где уместны эти слова: пожалуй, нигде. Ну, разве что вам действительно хочется кого-то о чем-то умолять.
Где неуместны эти слова: абсолютно везде. Конструкция «Могли бы вы...» при этом имеет право на жизнь, потому что она таит в себе именно вопрос — вы можете или не можете? В конструкции «НЕ могли бы вы...» как будто уже зашит отказ. И вы словно умоляете вам его не давать.
А вообще все подобные просьбы («Не могли бы вы подсказать...» или «А могли бы вы передать...») лучше заменить на обычную просьбу с «пожалуйста» — «Подскажите, пожалуйста...», «Передайте, пожалуйста...». Даже с точки зрения психологии: так на отказ реже нарываются, чем когда дают другому человеку выбор — мог бы он или нет)
Я БЫ хотела...
И давайте разберем еще одну конструкцию, которая уже не относится напрямую к неуместной вежливости, но часто применяется теми, кто делает попытки создать о себе впечатление уверенного человека.
Вместо «А можно мне...» и «Простите, что отвлекаю...» они начинают использовать фразу «Я хотела бы...». Что с ней не так?
Во-первых, частица «бы» применяется чаще всего с глаголами в прошедшем времени. Иными словами, вы хотели, но перехотели? Во-вторых, вся эта конструкция все равно звучит как-то несмело. Я бы хотела, если бы вы мне не отказали — читается она как-то так.
Не надо выдумывать лишние нюансы. У вас есть потребность, эмоция «здесь и сейчас». Говорите о ней прямо. «Здравствуйте, я хочу забронировать номер в вашем отеле» — согласитесь, так гораздо четче и увереннее звучит, чем «Я бы хотела уточнить, как мне забронировать...».
Спасибо за внимание и лайки! С любовью и уважением, ваша Оксана!