Большинство людей философией не интересуется и правильно делает. Глупо заниматься непрактичными вещами. Философией интересуются в надежде извлечь для себя что-то практическое, например, житейскую мудрость или профессию, на худой конец. Есть и такие, которые зачем-то хотели бы философией заняться, но не знают, будет ли польза или просто потерянное время. Отсюда вопрос: а есть ли способ заранее узнать, стоит или не стоит философией заняться?
За все философии я не скажу, а за гуманитарную отвечу: да, есть.
Введем определение.
Субъективным называется явление, наблюдаемое одним и только одним субъектом.
Разберем, что в этом определении объем, а что содержание.
Содержание – это совокупность всех признаков, по которым мы опознаем явление. В нашем случае имеем только один признак – это «наблюдаемое одним и только одним субъектом». А объемом называются все явления, имеющие указанный признак. Если нет ни одного такого явления, то понятие пустое, бессмысленное.
Так вот, всем, для кого «субъективное явление» - пустое понятие, заниматься философией не нужно. А тем, для кого оно не пустое - заниматься философией можно. Но есть нюанс.
Гуманитарная философия требует вдохновения (пока без объяснения принимайте на веру). Она требует включенности особого мышления. Если человек хотя бы однажды создал что-то под влиянием вдохновения (произведение, изобретение, поделку, головоломку и т. п.), то это значит, что этот вид мышления у него включен. Если нет, то занятия философией окажутся бесплодными.
Итак, имеем два признака способности к философии. Определение субъективного явления имеет смысл и бывает вдохновение.
Начало здесь
Сергей Дегтярев