Найти в Дзене
ФАВОР

Элеватор. Хранение и транспортировка зернопродуктов. ВАЖНАЯ информация для тех, кто собирается привезти зернопродукты

Оглавление
Элеватор - важнейший объект для продовольственной безопасности
Элеватор - важнейший объект для продовольственной безопасности

Что такое элеватор

Начнём издалека. Все ли знают для чего нужны #элеваторы? Часто ли мы задаёмся таким вопросом? Вряд ли. Для обывателя - это просто #зернохранилище. Действительно, в Википедии сказано, что, элеватор существует, как сооружение для хранения больших объёмов #зерна, где оно доводится до кондиционного состояния, и он представляет собой ничто иное, как силосного типа зернохранилище, и не простое, а высокомеханизированное. Всё так. Но все ли понимают эти термины? Кто любознателен, давайте разбираться. Мы бы добавили, что элеватор - это временное хранилище, раз есть необходимость в его кондиции.

Но сначала, коротко разберёмся, что означает "высокомеханизированное сооружение"? Элеватор - сооружение инженерное, он обеспечивает не только приём, но и очистку, сушку, хранение, внутреннее перемещение и, также, отпуск зерна. Элеватор для зерна состоит из комплекса механизмов, которые между собой работают очень слаженно и предназначены не только для хранения, но и улучшения качества зерновых. Его функции автоматизированны и повышают эффективность контроля всех этапов: от очистки до перемещения. Хотя, бывают элеваторы разных типов: заготовительные, перевалочные, базисные, производственные.

Элеватор, в том понимании, которое есть у большинства, то есть как хранилище, имеет несколько функциональных единиц, они, естественно, неразрывно связаны между собой. Их работа ведётся последовательно и слажено. Конструкция помещений такого типа элеватора состоит из следующих отделов: 1 - силосы (конусные, объемные и экспедиторские); 2 - здания для дезинфекции; 3 - башни для обработки и очистки; 4 - сушилки; 5 - хранилища; 6 - отделения погрузки-разгрузки и 7 - весовая. Теперь примерно понятен смысл слова "высокомеханизированное".

А что значит кондиционное зерно и чем оно отличается от некондиционного зерна? Все эти термины имеют важное значение для перевозки, ведь зерно с элеватора отвозится до потребителя.

Кондиционное зерно

Кондиционное зерно, на момент его погрузки, имеет следующие параметры: влагосодержание, точное, как указанно в нормативах (зависит от его вида); содержание сорных примесей, которое не должно превышать более 2%; содержание примесей других зерновых, которое должно быть не более 3%; температура, она не может быть с разницей более, чем на 5° С от температуры среднесуточного наружного воздуха на месте погрузки (в порту, в основном). Если эти параметры превышены, то активизируется процесс самосогревания зерна, основную роль в нём играют, конечно, микроорганизмы, а уже второстепенную - дыхание самого зерна. Да, именно, зерно дышит.

Некондиционное зерно

Некондиционное зерно, практически, не подлежит перевозке, за редким исключением, связанным с неизбежными климатическими переменами условий при перевозке по морю, где температура может меняться. Это в обязательном порядке согласуется с перевозчиком. Здесь, более вероятно, возникновение процесса #самосогревания. Всё зависит от длительности морского пути и разницы температур груза и воздуха, а также от размера помещения в котором находится груз. Такая перевозка зерна насыпью, обычно, делается в условиях герметизации, особенно это касается кукурузы, так как она наиболее подвержена, как самосогреванию, так и #самовозгоранию. Во время морского перехода допускается усадка груза 1,5 -2,0 %.

И, уж, коль скоро, мы заговорили о перевозках, то какие ещё продукты получаемые из зёрен, и продукты с ними связанные, подлежат обычно длительной перевозке, как правило, по воде, если на дальние расстояния и в больших количествах? И какие требования или риски с этим связаны?

Особенности перевозки бобовых, муки и круп

Перевозка и хранение бобовых

Перевозка бобовых отличается от злаковых в основном непылеёмкостью. Бобовые самосогреванию и самовозгоранию не подвержены. Поэтому особых мер при перевозке не требуется. Зато возможна другая беда - это увлажнение, и отсюда, разбухание и плесневелость - потеря первоначальных качеств, возможно даже прорастание. Оптимальный режим, при котором бобовые можно хранить - 3-7 °С, при относительной важности до 75 %, при этом требуется постоянная вентиляция помещения - процессы жизнедеятельности и изменения качеств в этих условиях приторможены.

Перевозка и хранение муки

Мука, как продукт дробления зерна, способна храниться до 2-х лет. Срок зависит от сорта и вида. Этот груз очень гигроскопичен, пылеёмок и хорошо впитывает запахи. Сложные процессы, проходящие в муке, снижают её качество. Типичные процессы, связанные с хранением муки: прокисание с появлением кислого запаха и вкуса, когда происходит активизация кислообразующего вида бактерий; мука также подвержена плесневению от чрезмерного и неравномерного содержания влаги и увеличения температуры, поэтому перевозке подлежит только свежемолотая мука, без охлаждения по окончанию выбоя.

Перевозка и хранение крупы

Крупа - это продукт переработки зерна, в основном, злаковых культур, способный храниться несколько лет, не подвергаясь ухудшению качеств. Её свойства немного отличаются от свойств самих злаковых. Крупа не подвержена, как самосогреванию, так и и, фактически, не имеет дыхания.

По перевозке прочих продуктов, которые получаются из злаковых, а именно: комбикорма, патока, тапиока, жмых и шрот, так же тесно связанных с зерном или производимых из него, то можно сказать следующее.

Перевозка и хранение комбикорма

По характеристике, комбикорм считается не пищевым продуктом (относительно человека), но условиям к перевозке и требования к нему предъявляются как к пищевым продуктам. А что такое комбикорм? Одних только его рецептов изготовления существует порядка 100. Они могут включать в себя животные белки, травяную муку, шрот, жиры, жом, жмых, минеральные добавки (соль, соединения кальция и т.д.), специальные добавки, в которых содержаться аминокислоты, антибиотики, витамины и т.п.

Патока

Патока изготавливается из крахмала в виде клейстера из клубней маниоки - тропического растения. Используется она, главным образом, как наполнитель для корма птице и скоту к различным #зернопродуктам.

Тапиока

Тапиока - это 2 сорта сорго, в норме светло–бежевого цвета. Один сорт называется – гипс и получается он при измельчении клубней в щепу, с последующей сушкой её на солнце. Другой сорт - пелес – это та же щепа, но перемолотая до состояния порошка и затем гранулированная. Груз этот сильно пылящий, весьма гигроскопичный и очень склонный к самонагреванию.

Жмых

Жмых вырабатывается из семян масличных растений, после того, как из них был выделен жир путём прессования, то есть является побочным продуктом от маслобойного производства. Жмыхи обычно перевозятся в виде плиток в круглой форме или прямоугольной, их толщина не бывает более 38 мм. Иногда жмых бывает в виде сплошной массы, которая состоит из кусков различной величины, полученных в результате дробления – бывает жмых под названием "ракушка" или же "экспеллер". Жмых может слёживаться. Потому, если высота грузовых помещений большая, нижние его слои забираются грейфером лишь когда их предварительно разрыхлят.

Шрот

Шротом называют тоже отходы маслоэкстракционного производства, но не только после отжимки жира из семян масличных растений, но ещё и после экстрагирования их органическими растворителями. Шрот - также, кормовой продукт для домашних животных. Его внешний вид – это пластинки, или легкие чешуйки и ещё пылевидная фракция, окраска варьирует от бело–желтого до светло–коричневого цветов. Как для тапиоки, так и для шрота хранение необходимо крытое.

Думаем, эта информация будет полезна не только любознательным читателям, но и тем, чья деятельность связана с хранением, перевозкой и использованием зернопродуктов.

Друзья, мы - компания ФАВОР - производим широкий ряд оборудования для переработки различного сырья для корма скоту, птице, рыбе в промышленных масштабах.

У нас вы найдете: #экструдеры, #крупорушки, #зернодробилки, смесители кормов, #грануляторы.

Контактная информация ООО ФАВОР:

- 8 800 775-10-61

- https://favore.ru/

- favor@favorе.ru